Г. Гулмирзоева: «Ребёнка делают агрессивным условия его жизни»

Июнь 11, 2014 09:19

Душанбе, 11.06.2014 г. (НИАТ «Ховар», Анна Мощенко). — Убийство 17-летнего ученика 11-класса — не первое преступление, совершенное подростками. Корреспондент НИАТ «Ховар» попытался разобраться, в чём заключается причина детской агрессии в беседе со старшим преподавателем кафедры культурологи, педагогики и психологии Российско-Таджикского (славянского) Университета, психологом Гулнорой Гулмирзоевой. 
 
— Что вы можете сказать об агрессии среди подростков? 
 
— Ребенок не рождается агрессивным. Агрессия — это приобретенное качество человека, которое формируется в условиях его жизни. 
Недавно мы вместе с центром социологических исследований «Зеркало» провели исследование в СОШ №1 г. Душанбе. Было охвачено около 150 подростков и их родителей. Могу сказать, что результаты плачевные. На первом месте из 5 шкал: враждебность, агрессивность, непоследовательность, автономность и позитивный настрой, мнения подростков о родителях в пограничном состоянии между враждебностью и автономностью. Восприятие детьми своих родителей находится в зоне риска. Дети не доверяют своим родителям. В их лице они видят только диктаторов, испытывают чувство страха и давления, последствием чего становятся скрытые формы агрессии. И при сложившихся определенных обстоятельствах такое эмоциональное состояние выходит наружу. 
 
— Каково отношение родителей к агрессивному поведению их детей?
 
— Мы для себя выявили такую закономерность: родители хотят всё знать о своих детях, но из каких источников получить информацию они не знают. На сегодняшний день родителям приходится, сталкиваются с отсутствием взаимопонимания, что становится основой конфликтов между ними и детьми. Родители, в принципе, открыты к тому, чтобы вести переговоры с детьми, но как это правильно сделать они не знают. Это говорит о том, что необходимо повышать психолого-педагогическую грамотность родителей.  Одним из связующих звеньев в данном вопросе является школа, потому что иначе с родителями и детьми невозможно связаться. Также порой случается так, что сами родители не знают о своих детях столько, сколько знают о них учителя. Основное время ребенок проводит в школе и именно в школе он проявляет себя во всех своих положительных и отрицательных качествах. Также и учителя открыты к кому, чтобы происходило взаимодействие между родителями, психологом и школой. Сам процесс исследования показал, что дети сильно нуждаются в психологической поддержке. Опрос был анонимным, и это дало возможность детям открыто проиллюстрировать свои отношения с родителями. Выявленные показатели это та самая ситуация, результатом которой является такое количество преступлений. 
 
— Можно ли предотвратить проявление агрессии детьми?
 
— Откуда появляется агрессия, с чего она возникает? Существует множество причин и в первую очередь, это, конечно же, отсутствие, или очень низкий уровень внимания родителей к своим детям, которое не заключается только в материальной поддержке, это, в первую очередь, эмоциональное тепло, контакт. На сегодняшний день мы имеем высокий уровень трудовой миграции. Недавно я принимала участие в другом исследовании, которое проводилось организацией «Save the children». Влияние трудовой миграции детей мигрантов велико и демонстрирует тот факт, что ребенок нуждается именно во внимании обоих родителей и очень тяжело переживает отсутствие одного из них. В ходе исследования выяснилось, что у некоторых из опрошенных детей есть пессимистический настрой на будущее, они не видят будущего и себя в нём. 
 
— Можно ли сказать, что преступления совершаются детьми из неблагополучных семей?
 
— Мне приходилось неоднократно присутствовать на судебных процессах, которые проводились над несовершеннолетними. И в основном я присутствовала на слушаниях, где в качестве подсудимых были дети из достаточно благоустроенных семей. Сказать, что это только дети из материально неблагополучных семей, нельзя. Отсутствие одного из родителей — также не причина такого поведения. Тем не менее, такие инциденты происходят, и они все больше увеличиваются. Если мы не начнем предпринимать какие-то реальные шаги и массово работать со школой, то ситуация будет ухудшаться. 
 
— Как повлиять на ситуацию с постоянно увеличивающимся количеством преступлений среди подростков?
 
— Например, можно создавать какие-то родительские клубы с привлечением специалистов, которые будут проводить определенную тренинговую работу с родителями, учителями и самими детьми. Учителя также нуждаются в поддержке психологов, мы проводили индивидуальные беседы и обратили внимание на то, что преподаватели несут огромную нагрузку.  И на самом деле, очень тяжело контролировать и управлять огромным количеством учеников. Накопленные эмоции педагогов будут выливаться, в том числе, и на детей. Таким образом, стоит повышать их информированность о психологических особенностях школьников.
Без участия руководящих структур, государственной власти, невозможно охватить весь объем работы. Необходимо в школах вводить должность психолога. Отделение психологии национального университета выпускает психологов, которые подкованы теоретически и некоторые из них идут работать в школы. Они, хоть не имея практики, уже могут давать консультации, толчок для того, чтобы ученики шли дальше, не погружаясь в свои проблемы. 
На каком уровне родители вообще сегодня общаются с детьми? Это штурмовка или штрафные санкций, если ребенок не выполнил домашнее задание или работу по дому. Или это все-таки желание поговорить и узнать. Каждый ребенок открыт, он нуждается в том, чтобы у него спросили, как он живет и что его волнует. Это не всегда сводится к материальной поддержке. Можно не иметь материальных проблем, но иметь глубоко моральные проблемы и это намного хуже. Виртуальное пространство является и источником и причиной этих проблем. Уход в этот мир — это как крик души, но есть и другая сторона — возможно из-за этого окружения возникают проблемы, я имею в виду личные отношения между подростками. Ведь в подростковом возрасте ведущий тип общения — это интимно-личностные отношения. Родители должны знать, что в это время проходит половое созревание детей и увлечение мальчиков девочками и наоборот вполне закономерно. Чем больше родители будут сопротивляться этому и не понимать своих детей, тем больше они этим будут вызывать в детях агрессию. Причем пассивная агрессия — это практически суицид. Все это появляется от невысказанных эмоций, чувств, которые на протяжении длительного времени не находят выхода.
 
— Как проводится работа с подростками в детских колониях?
 
— Опыт с детскими колониями, приютами и интернатами  также важен и ситуация там плачевная. В колонии для несовершеннолетних есть должность психолога. Работа проводится и с детьми и с работниками, но общение с подростками там, за колючей проволокой, намного сложнее. Нужен не один психолог, а целый штат. Но у нас ощущается недостаток в кадрах, и все упирается в низкую заработную плату. 
 
— Влияет ли наше время, век информационных технологий на возрастающую агрессию среди подростков?
 
— Наш менталитет также усугубляет ситуацию непонимания между родителями и детьми. В нашем обществе не принято, чтобы люди показывали свои эмоции. Все это способствует тому, что матеря не могут открыто выражать любовь к детям. Если мать недодает нежности своему сыну сегодня, завтра он не сможет дать ласку своей жене и своим детям. Таким образом, из поколения в поколение это продолжается. В каждой отдельной семье подобного рода цепочка непрерывна, в свою очередь все окружение также развивается по данной цепочке. Независимо от того, какой на дворе век, информационных технологий или мы живем в 18 веке, ребенок нуждается в ласке. И вся эта зависимость от интернета, смайлики — замена эмоционального контакта, компенсация того, что должны дети получать от родителей. 
Проблема еще и в том, что мы не умеет сочувствовать. В этом и заключается психотерапевтическая роль психолога. Он погружается в эмоции другого человека, ощущает на себе его чувства. Травма, она может идти с момента рождения. С самого детства родители говорят ребенку: не плачь, не устраивай истерик, не показывай эмоций, умей держать себя на людях. Все это вырабатывается в комплекс. Каждое из этих «не» — психологическая травма на подсознательном уровне. И когда ребенок достигает подросткового возраста, все выходит наружу. Ребенок не помнит отчетливо, откуда у него этот комплекс, но травма не испаряется, она остается внутри, а родители даже не знают, что у ребенка может быть кризис и в 3 года и в 7 лет, кризис с момента рождения, кризис одного года. А родители довлеют, осуществляют прессинг и это все больше и больше загоняет его эмоции во внутрь. Мы не можем помочь им, дать выхода эмоциям, вместе смеяться над их шалостями и ошибками, а наоборот начинаем на них давить. Ребенок упал — мы его ругаем. Ребенок не чувствует себя в безопасности, ощущает чувство страха с самого детства. Он не может развиваться, а постоянно ищет безопасное место. Ярко выраженная агрессия — результат отсутствия чувства безопасности. И если ребенок так поступает — значит, он не ощущал чувства безопасности все это время от близких людей. 
 

Июнь 11, 2014 09:19

Другие новости этой рубрики

Какие соцсети и мессенджеры популярны в Таджикистане
О ПОГОДЕ: сегодня Агентство по гидрометеорологии республики предупреждает о возможности возникновения локальных селей
О ПОГОДЕ: сегодня в Таджикистане переменная облачность, на севере и востоке ожидаются местами осадки
В Таджикистане предотвратили более 5 тысяч фактов нарушений земельного законодательства
В Кулябе впервые посадили хлопок под плёночным укрытием
Таджикистан усиливает международное сотрудничество в сфере гражданской обороны
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ. 21 июля в Таджикистане начнутся пресс-конференции министерств и ведомств
О ПОГОДЕ: сегодня в Душанбе переменная облачность, без осадков, до 38 градусов тепла
Аномальная жара в Японии может привести к глобальной нехватке чая матча
В Согдийской области проведены берегоукрепительные работы на участке протяжённостью 665 метров
О ПОГОДЕ: сегодня в Таджикистане переменная облачность, местами мгла
Жителям Нурека разъясняют важность эффективного использования земель