И. Ашурова: «При экстрадиции тяжесть преступления роли не играет»
Душанбе, 10.07.2014. (НИАТ «Ховар», Мукаддас Темурзода). — Перед лицом бурного развития транснациональной преступности страны стремятся найти общий язык в вопросах экстрадиции, идут навстречу друг другу при заключении двусторонних договоров, совершенствуют национальное законодательство в целях упрощения процедуры выдачи лиц, совершивших преступления. Об экстрадиции в Таджикистане в интервью корреспонденту НИАТ «Ховар» рассказала старший прокурор Управления международных отношений и правовой пропаганды Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан, советник юстиции I класса Ирина Ашурова.
Не могли бы вы рассказать о применении экстрадиции в Таджикистане?
— Вопросы экстрадиции со странами СНГ разрешаются на основании минской и кишинёвской Конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Из стран дальнего зарубежья Соглашения об экстрадиции заключены с Китаем, Турцией, Ираном и Объединёнными Арабскими Эмиратами. На стадии рассмотрения находятся Соглашения о сотрудничестве между Афганистаном, Литвой, Эстонией, Чехией и Украиной. В 2013 году в Таджикистан было экстрадировано 49 человек, находящихся в международном розыске, что на 13 человек больше чем в 2012 году. Из Таджикистана в 2013 году экстрадировано 2 человека, что в сравнении с 2012 годом меньше на 7 человек. Хочу отметить, что при выдаче подозреваемых и обвиняемых за истекший год все лица, являлись гражданами Республики Таджикистан.
Играет ли роль степень тяжести преступления при экстрадиции и что происходит после неё?
-Нет, при экстрадиции тяжесть совершённого преступления роли не играет. По результатам выдачи, в отношении лица совершившего преступление на территории Таджикистана проводится расследование уголовного дела по общему правилу в рамках уголовно-процессуального законодательства и по результатам принимается решение о направлении дела в суд. Мера наказания выносится соразмерно содеянному. При этом следует отметить, что согласно закону, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, подвергнуто наказанию, а также передано третьему государству за иное преступление, с выдачей не связанное, без согласия государства, его выдавшего.
Может ли быть экстрадирован из нашей страны иностранный гражданин, если он получил статус политического беженца?
-Нет, иностранный гражданин, получивший статус политического беженца не может быть экстрадирован из нашей страны.
Безусловно, вопрос с ситуацией по правам человека в той стране, куда экстрадируется лицо, совершившее преступление будет рассматриваться. Пока такие примеры отсутствуют.
Поступают ли обращения граждан Таджикистана, в отношении которых были совершены правонарушения в странах СНГ?
— За 2013 год в органы прокуратуры поступило более 37 обращений граждан, в отношении которых были совершены правонарушения (незаконное задержание, возбуждение уголовного дела, необоснованно вынесенный приговор, по семейным вопросам и невыплаты заработной платы), находящихся за пределами своего государства (в том числе Российской Федерации, Республик Казахстан, Узбекистан, Туркменистан).
По всем обращениям граждан правоохранительными органами проводятся проверки и принимаются соответствующие меры.