Паника — не лучший советчик
Душанбе, 03.03.2015 (НИАТ «Ховар»).- В Таджикистане завершились парламентские выборы. Более 4 млн. 400 тыс. граждан страны, обладающих правом избирательного голоса, выбирали депутатов нижней палаты парламента Маджлиси намояндагон. К 18 часам по местному времени в голосовании приняли участие 3 млн. 515 тыс. таджикских граждан, что составило более 81% из общего количества зарегистрированных избирателей. В 20 часов все избирательные участки в республике были закрыты, и начался подсчет голосов избирателей. Выборы признаны состоявшимися. По данным ЦИК и международных наблюдателей от СНГ и ШОС, парламентские выборы прошли в демократическом русле, открыто, без нарушений. За депутатские мандаты боролись 285 кандидатов от восьми официально зарегистрированных политических партий. По общереспубликанскому округу по партийным спискам в парламент прошли партии, которые преодолели пятипроцентный барьер.
Окончательных итогов выборов с нетерпением ожидали все граждане Таджикистана, находящиеся в республике и проживающие за рубежом. Таджикистанцы смогли проголосовать на 35-ти избирательных участках, образованных ЦИК на территории дипломатических представительств республики в 27 странах. В избирательных правах не был ущемлён никто: бюллетени изданы на таджикском, узбекском, кыргызском и русском языках. Явку избирателей ЦИК оглашала в течение всего дня через каждые три часа.
Наибольшее, одинаковое число кандидатов — по 27 человек выдвинули Народно-демократическая партия и Партия исламского возрождения Таджикистана. Но в итоге, разница между полученными ими голосами оказалась более чем весомой: 65,2% и 1,5% соответственно. По партийным спискам 22 депутатских места распределились так: НДПТ 16 мандатов, аграрии — 3, Партия экономического развития — 2, Социалистическая партия 1 мандат. Кандидаты от Компартии, ПИВТ, Социал-демократической и Демократической партии по партийным спискам мест в новом парламенте не получат. Это, не считая самовыдвиженцев по одномандатным округам. Проигрыш КПТ и ПИВТ оказался неожиданностью, так как аналитики давали им реальные шансы повторить успех прошлых парламентских выборов. Ни первые, ни вторые имеющейся возможностью не воспользовались.
Сейчас можно констатировать, что самой большой поддержкой у населения пользуется ныне правящая партия народных демократов Таджикистана. Что объясняется реальными достижениями, понятными народу планами на ближайшее будущее и на перспективу. Относительной победой можно считать успех аграриев и экономических реформаторов. Их программы также понятны населению, которое ждёт реализации новых проектов в этих жизненно важных областях. Соцпартия импонирует избирателям предвыборной программой, где должное внимание уделяется социальным проблемам, вопросам налогообложения, обеспечению социального пакета, заботе о малоимущих.
Компартия и социал-демократы на политическом поле РТ в настоящее время выполняют чисто декоративную функцию. Коммунисты, потерявшие изрядное число своих сторонников после распада СССР, живут старыми задачами и проблемами, не идут в ногу со временем. Избиратели воспринимают их как сторонников «раскулачивания», врагов частной собственности, которую никто не хочет отдавать государству. СДПТ громко заявляет о себе только скандалами и судебными разбирательствами.
Проигрыш исламистов и потеря ими мест в парламенте объясняется внешними и внутренними противоречиями. С одной стороны, большинство членов ПИВТ недовольно своим руководством, которое держит курс на секуляризацию партии и мирное сосуществование со светской властью. С другой стороны, большинство граждан ассоциирует ПИВТ с потерями гражданской войны 90-х гг. в РТ. Напуганные событиями в Сирии и действиями боевиков «Исламского государства», они уверены в опасности, которая исходит от местных исламистов, делает молодёжь восприимчивой к призывам радикальных групп. Руководству ПИВТ, её политсовету трудно держать баланс, устраивать все стороны, нравится всем — регулировать религиозную и политическую составляющую своих рядов.
Как говорится, «с неприятностями нужно переночевать» и не принимать решений сгоряча. Есть информация, что позиции членов ПИВТ разделились: одни будут жаловаться и судиться с властью, другие готовы с ней договариваться, третьи призывают срочно менять партийное руководство. Самые радикальные хотят поднимать народ. Последнее опаснее всего, потому, что затрагивает всех граждан партийных, беспартийных, религиозных и атеистов. Как бы то ни было, не стоит паниковать и принимать необдуманные, дестабилизирующие решения. Не вы первые, не вы последние. Практика неудачи ПИВТ на выборах даёт время обдумать собственные промахи, понять тактические ошибки, сделать стратегические выводы, наметить планы и радоваться своему легальному безбедному существованию в рамках государственной системы Таджикистана до следующих выборов.
Тамара Обидова