Иброхим Усмонов: «Правительство не брало на себя пожизненную гарантию для оппозиции»
Душанбе, 09.07.2015 (НИАТ «Ховар»).- Обращение руководителей Партии исламского возрождения Таджикистана о том, что данная партия и её члены подвергаются преследованию и давлению со стороны государственных органов сегодня широко обсуждается в СМИ. В интервью НИАТ «Ховар» экс-государственный советник Президента Таджикистана, профессор Иброхим Усмонов рассказал, насколько эти обращения партии беспочвенны и неправомерны.
Вы являетесь одним из активных участников межтаджикских переговоров, были свидетелем основных и судьбоносных моментов переговоров между Правительством страны и оппозиций. Учитывая всё это, что вы можете сказать по поводу письма руководства ПИВТ в адрес международных организаций и государств-гарантов таджикских мирных переговоров?
— Действительно правительство и объединенная таджикская оппозиция являются двумя сторонами мира. В состав ОТО входили различные группировки и партии, такие как Партия исламского возрождения, Демократическая партия Таджикистана, Координационный Центр демократических сил Таджикистана, фонд «Умед», а также, в начале переговоров — движение «Растохез». Тогда ПИВТ не была партией, она назвалась движением возрождения ислама.
Следует отметить что, в протоколе по военным вопросам указанно, что после того как боевики ОТО будут разоружены и интегрируются в силовые и военные структуры страны, ОТО из военно-политического блока превратится в обыкновенную политическую силу. Согласно этому протоколу, 8 августа 1999 года Партия исламского возрождения, Демократическая партия Таджикистана и другие появились на политической арене страны как отдельные политические партии. Тогда же и прекратилась деятельность ОТО. Существуют отдельные партии, которые входили в состав ОТО, ПИВТ входила в состав ОТО, но сегодня ОТО уже не существует, а ПИВТ является современной оппозиционной силой Таджикистана, действующей по своей программе. Эта оппозиционная сила не имеет ничего общего с прежней ОТО. В каком смысле? Еще в 1999 году во время президентских выборов часть членов ПИВТ, в том числе господин Тураджонзода и его сподвижники, часть членов ДПТ во главе с М.Искандаровым поддержали кандидатуру Эмомали Рахмона, другая же часть ПИВТ во главе с Нури поддержала кандидатуру Давлата Усмона. Были еще другие члены ДПТ, которые поддерживали кандидатуру Султона Кувватова, т.е. ОТО, о котором сегодня идет речь, уже в 1999 году не существовало.
По поводу обращения ПИВТ к странам-гарантам хочу отметить следующее: 28 мая 1997 года в Тегеране был подписан отдельный протокол о странах-гарантах. Согласно этому протоколу международные организации, в том числе ООН, ОИК, а также ряд стран в период переходного периода будут выступать как гараны мира. Переходной период в Таджикистане продолжался с 27 июня 1997 года по 31 марта 2000 года. Гаранты мира в Таджикистане были созданы конкретно для этого периода. Для обеспечения мира международными организациями и странами-гарантами была создана «Группа связи», руководителем которой назначался представитель ООН. 18 апреля 2000 года «Группа связи» прекратила свое функционирование и официально распространила заявление, в котором говорилось, что в Таджикистане установился мир и с учетом национального примирения группа связи официально прекращает свою деятельность.
Другими словами, все те обязательства, которые правительство брало на себя, относятся к переходному периоду. В протоколе, подписанном в феврале 1997 года в Мешхеде, было указанно, что переходный период продлится 1,5- 2 года, затем в Таджикистане будут проведены парламентские выборы. С проведением парламентских выборов переходной период завершается. Правительство не брало на себя обязательство всю жизнь давать гарантии оппозиции. Правительство обязывалось обеспечить им условия для участия в выборах, если они смогут победить в выборах, будут иметь места в правительстве и парламенте страны.
После переходного периода в Таджикистане больше не существует так называемых сторонников правительства или оппозиции, все являются таджиками, таджикистанцами, так как обе стороны достигли мира и согласия. После переходного периода все кандидаты на руководящие должности назначаются исходя из их знания, умения, а не по принципу принадлежности к тем или иным политическим партиям. Сущность всех подписанных протоколов означала, что по истечению переходного периода в Таджикистане не будет разделения на так называемых правительственных сил или неправительственных группировок. Какие-либо партии или силы не имеют права предъявлять претензии, так как срок всех подписанных протоколов, период гарантий нашего мира, времени применения всех документов и договорённостей истек с 31 марта 2000 года после проведения президентских и парламентских выборов. Тогда же официально было распространено заявление об окончании деятельности КНП (Комиссии национального примирения).
Означает ли это, что после 2000 года все события и явления как бы начинаются с чистого листа, с нуля?
— Конечно! После 31 марта 2000 года по настоящее время все политические партии в Таджикистане работают самостоятельно, согласно своей программе, и каждая партия имеет право выражать своё недовольство, но это должно происходить от имени самой партии, а не от имени несуществующего объединения.
ПИВТ заявляет о бойкоте Дня национального единства. Разве политическая партия имеет право бойкотировать мир, достигнутый всей нацией, мир, который был необходим нашему государству?
— Национальное единство не разрушится, если один-два человека или же одна политическая партия бойкотирует его. Слово единство означает создание союза. Если ПИВТовцы действительно заявляют о бойкоте единства, то это означает, что они не хотят быть другой стороной мира.
Возникает вопрос, к кому обратились ПИВТовцы? Дело в том что, миротворческие силы ООН свою деятельность прекратили в 2007 году. ООН еще в 2007 году убедилась, что мир в Таджикистане установился, что Таджикистан впредь без участия какого-либо отдельного образования ООН сможет идти дальше. Следующий вопрос. Таджикистан является суверенным, самостоятельным государством мира и не является структурной частью какой-либо международной организации или же не находится в зависимости от других стран-гарантов. Всесторонне и на равных правах сотрудничает со всеми международными организациями, решает с ними глобальные вопросы, предлагает пути решения современных угроз Правительство Таджикистана, а не Партия исламского возрождения. Имеет право обращаться к международным организациям государство, а не отдельно взятая партия.
Ни одна партия в Таджикистане не имеет права заявлять о себе как о наследнике ОТО, в том числе Партия исламского возрождения, Демократическая партия или другие участники мирных переговоров, так как все они свою деятельность начинали заново, согласно политического протокола подписанного 19 мая 1997 году в Бишкеке. На основе этого протокола все бывшие оппозиционные силы начинали свою работу как отдельные политические партии (Демократическая партия своим путём, Исламская партия другим путём). Теперь спрашивается, разве деятельность политических партий соответствовала партийному принципу? Думаю, загвоздка кроется здесь, рядом с политической деятельностью появилась религиозная деятельность, что в условиях Таджикистана не допустимо, партия — одно, религия — совсем другое. Если ПИВТ, согласно законам страны, функционировала, соблюдала требования светского государственного строя Таджикистана, её деятельность не противоречит демократическому развитию Таджикистана, она может продолжать свою деятельность. А если нет, то соответствующие органы должны рассмотреть этот вопрос и принять соответствующее решение. Согласно протоколу от 17 августа 1997 года соблюдение Конституции Таджикистана является основной задачей всех сторон и главной целью миротворчества.