Кто покушался на жизнь Хайриддина Абдулло?
Душанбе, 17.08.2015 (НИАТ «Ховар»). Вечером 7 августа текущего года на одной из улиц города Москвы неизвестные лица покушались на жизнь молодого таджикского исламоведа Хайриддина Абдулло. В результате получения ножевого удара Х. Абдулло с тяжелыми ранениями был госпитализирован в больницу имени Склифосовского. Посольство Республики Таджикистан в Российской Федерации выразила озабоченность в связи с этим случаем. Сейчас состояние здоровья Х. Абдулло стабильное и корреспонденту НИАТ «Ховар» удалось взять у него небольшое интервью.
НИАТ «Ховар»: На Ваш взгляд, каковы причины покушения на вашу жизнь: общественная деятельность, личная неприязнь, случайность или другой фактор?
Хайриддин Абдулло: Как всем известно, Россия превратилась в арену деятельности ИГИЛ, с каждым днем здесь все больше усиливаются работы ИГИЛ по планированию. Я уже несколько месяцев круглосуточно противостоял им везде, где бы они ни создавали свои ячейки, я способствовал тому, чтобы их закрывали. В любой мечети, где бы они не выступали, я останавливал их. Особенно это касается последних месяцев, когда они не могли ничего делать. Наконец наступил день, когда я в 23-00 ночи вышел из метро и вдруг увидел, что четверо людей смотрят на меня недружественным взглядом, однако я не обратил на это внимания и пошел своей дорогой. Пройдя 10-20 метров, я обернулся назад, как вдруг один из них с клинком напал на меня. Клинок вошел в горло, падая, я попытался схватиться за его ногу, однако у меня уже не было сил. Они вчетвером начали бить меня ногами. Не успокоившись на этом, они нанесли удар клинком в спину. Собрав последние силы, я закричал и только после этого они подались в бега. После этого я взял телефон и позвонил по одному номеру, объяснил ситуацию и попросил поспешить на помощь. Через несколько минут прибыли машины скорой помощи, полиции и представителей посольства.
НИАТ «Ховар»: Говорят, те, кто покушался на вашу жизнь, разговаривали на таджикском языке.
Хайриддин Абдулло: Честно говоря, я не слышал их голоса, однако у них была таджикская внешность, длинные бороды, на вид были похожи на салафитов и ваххабитов, старше 30 лет.
НИАТ «Ховар»: В 2012 году на Вас также нападали неизвестные люди, не видите ли Вы связи между этими нападениями?
Хайриддин Абдулло: Безусловно, есть связь. Смотрите, во всех центральных мечетях никто не осмеливается выступать против салафизма и ваххабизма, даже произнести название террористической организации ИГИЛ.
НИАТ «Ховар»: Ходят слухи, что покушение на Вашу жизнь организовали сторонники и последователи партии исламского возрождения…
Хайриддин Абдулло: Не знаю, однако, допускаю, поскольку в некоторых своих статьях и выступлениях я критиковал эту партию, в рядах которой немало опытных убийц. Я вообще не сторонник подобной партии, мне безразлично есть она или нет. Если бы существовала партия возрождения, она бы разработала программу по изучению творчества Хафиза, Саади или Месневи, не говоря уже о культурной программе. Однако я не симпатизирую и не верю в партию исламского возрождения.
НИАТ «Ховар»: Вы сказали, что бог судья нападавшим. Вы человек, который с трибун мечетей выступаете против террористических групп, экстремизма, предотвращаете присоединение молодёжи к этим группам, подчеркиваете, что заинтересованные люди, используя религию ислам, созают организации и партии, разделяя людей на группы. Поэтому непринятие мер в отношении этих лиц может привести к тому, что на вас вновь может быть совершено покушение.
Хайриддин Абдулло: Посмотрите, эта маленькая группа. Страны с названием «Исламское государство Ирака и Леванта» не существует. Халифата ИГИЛ не существует. Это выдуманные названия. В эту группу попались лица, отвернувшиеся от своей нации, от своего мазхаба, поддавшиеся на обман и уловки её подлых организаторов. Их численность мала, как всем известно, они раскололись на три группы. Среди них нет ни одного учёного. Создатели ИГИЛ хотят посредством разногласий и войн между течениями устроить беспорядок в Центральной Азии. Этот межмазхабский спор нарастает в Таджикистане и Мавераннахре. Программа ИГИЛ транслируется в Мавераннахре. До сегодняшнего дня в этих странах не было противоречий между шиитами и суннитами, и шииты, и сунниты называют себя мусульманами. Связывали их родственные и брачные отношения. Что же сегодня происходит, когда приветствие с шиитами равносильно отчуждению от ислама? Делить хлеб с представителями других конфессий правильно, а здороваться с шиитом считается отчуждением от ислама? Такие пустые, неверные, недопустимые мысли прививает ИГИЛ в сознание необразованных таджиков. Конечно, не все таджики признают эти слова. Каждого, кто признаёт Бога, ислам, Коран, киблу, мы считаем мусульманином. Если разделим мусульман на шиитов и суннитов, то поймём, что только по 10% из суннитов и шиитов являются экстремистами. Мы мусульмане, что шииты, что сунниты должны успокоить эти 10%, так как они не дадут мусульманам жить в мире. Партийные игры в исламе являются такой же угрозой. На самом деле, благородный ислам не нуждается ни в партиях, ни в течениях, ни в группах. Исторически мусульмане всегда переживали беды из-за этих игр.
НИАТ «Ховар»: Как известно, в Сирию и Ирак в основном привлекаются трудовые мигранты. Вы проживаете в Москве и близко знакомы с положением трудовых мигрантов, можете сказать, какие факторы уводят их на поле боя в чужие страны?
Хайриддин Абдулло: Не все мигранты примыкают к ним, только из числа молодых людей экстремистки настроенная часть присоединяется к ИГИЛ и становится террористом. Этих молодых людей следует вернуть с этого пути. Телевидение и радио Таджикистана должны 24 часа в сутки раскрывать всю ложь, интриганство, обман, дьявольство ИГИЛ и других экстремистских организаций и групп, прикрывающихся именем «ислама». Муллы должны с трибун пропагандировать дружбу и товарищество между мусульманами. Почему сегодня в стране некоторые муллы боятся сказать народу правду? Следует пресекать политический исламский и партийный экстремизм. Правительство должно открыто заявить, что наше государство демократическое, и в демократическом государстве все мусульмане должны быть равноправны.
Молодежь не должна стать заложницей идей этих подстрекателей.