Бесплатный сыр в политике не бывает
Или несколько слов об истории Партии исламского возрождения Таджикистана.
Душанбе, 01.10.2015 (НИАТ «Ховар»).- Решением Верховного суда Республики Таджикистан от 29 сентября 2015 года, Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) объявлена террористической и экстремистской. Партия обвиняется в поддержке вооруженной группировки бывшего заместителя министра обороны страны Ходжи Абдухалима Назарзода.
Задержание руководителей и активных членов ПИВТ, обвиняемых в организации террористических групп вызвало неоднозначную реакцию международных СМИ и экспертов.
Что собой представляет данная партия? Почему так много шума вокруг неё? Почему у неё так много «доброжелателей» и почему так сильно хотят ее «оправдать»? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо пролистать историю возникновения партии. Основателем партии являлся Саид Абдулло Нури, который возглавлял её до 2006 года.
В начале ПИВТ начала свою деятельность подпольно, создавая нелегальную молодежную организацию — «Нахзати ислом». В 1990 году в Астрахане состоялся съезд основателей ПИВТ СССР, в котором два представителя Таджикистана — Давлат Усмон и Саидиброхим Назарзода были избраны заместителями председателя партии. В августе 1990 года Верховный Совет Таджикистана не разрешил проведение первого съезда таджикского отделения этой партии, но уже 6 октября того года в мечети села Чортут Ленинского района (ныне Рудаки) съезд состоялся, а Верховный Совет запретил создание религиозной политической партии. В итоге, вследствие многочисленных митингов осенью 1991 года, основными участниками которых были сторонники ПИВТ, партия добилась официального разрешения.
Появление Партии исламского возрождения Таджикистана стало одним из факторов дестабилизации обстановки в Таджикистане в начале 90-х годов прошлого века. Представители партии, используя имя ислама в названии партии, довели до сознания жителей республики, что “нахзати ислом” (“исламское возрождение”) и ислама почти одно и тоже. Большинство людей, и особенно молодежь, которые не достаточное представление о религии ислам, активно присоединялись к ПИВТ.
В результате чего сформировались несколько противоборствующих сторон, которые разделились по партийной принадлежности.
Вследствие противоборства и конфронтации сторон в Таджикистане началась гражданская война, которая продолжалась с 1992 по 1997 и унесла жизни десятки тысячи невинных людей. В годы гражданской войны Партия исламского возрождения Таджикистана входила в состав Объединённой таджикской оппозиции, противостоявшей Народному фронту.
В июне 1997 года Саид Абдулло Нури и Президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписали «Общее соглашение о мире в Таджикистане», которое положило конец гражданской войне.
После того, как ПИВТ снова начала официально действовать, началась активная пропоганда по привлечению молодежи в свои ряды, опять же используя методы религиозной приверженности к исламу.
Основатели и руководители партии отлично знали, что использование ими ислама в названии партии даст хороший эффект:
1. В подсознание большинства людей и в основном молодежи вошло, что ПИВТ действительно «только говорит об исламе». Многие члены партии, совмещая должность имам-хатибов мечетей с партийной деятельностью, стремились тайно пропагандировать идеи партии среди населения.
2.Одно из стратегических направлений партии стало привлечение женщин для агитационных компаний. Вскоре появились мощные женские группы, которые вели пиар-компанию в пользу ПИВТ, как «защитника ислама». На местах доверчивые люди не только воспринимали их слова, но и начинали материально поддерживать так называемую «партию ислама».
3.Большая группа миссионеров из числа руководителей и членов Партии исламского возрождения Таджикистана начинали активно вести агитационную компанию среди трудовых мигрантов в основном в Российской Федерации и в Казахстане. Используя хитроумную политику «ПИВТ и есть ислам» сторонники партии добились в короткое время, увеличения своих стороников и обогащения на сотни миллионов за счет «добровольного взноса» трудовых мигрантов в так называемую “Партию ислама”(«Ҳизби ислом»)
4.Руководство организации смогло найти путь и к многочисленным иностранным исламским и неисламским донорским организациям. Под разными предлогами руководство партии присвоило многомиллионные «добровольные пожертвования» международных финансовых организаций.
Но как говориться, «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
Когда доноры одним за другим начали требовать отчеты за «проделанную работу» и возмущаться за «пассивную» деятельность ПИВТ, тут и дошло до руководства партии, что нужно отработать полученные деньги. Тогда руководство партии решило действовать по иному.
В результате граждане увидели истинное лицо так называемой партии ислама, которая намеревалась под ликом возрождения ислама осуществить государственный переворот в стране, которая только начала подниматься на ноги и укрепляться.
Бахтибек Бердов,
Председатель координационного совета
диаспор таджиков в городе Санкт-Петербург