Провокационные попытки переписать новейшую историю
Душанбе, 26.02.2016 (НИАТ «Ховар»).- 22 февраля с.г. во всемирной паутине появилась обширная статья анонимного автора «Таджикистан: будут ли вовчики вновь воевать с юрчиками?». С претензией на исторический анализ с древнейших времён до наших дней, явными намерениями повернуть историю независимого Таджикистана вспять, заказной автор выдвинул сомнительный тезис о том, что «несомненно, многие жители Таджикистана стали задумываться о том, что, если бы в гражданской войне победила ОТО, возможно, жизнь была бы лучше».
По признанию самого анонима, статья написана им для равнодушных, деполитизированных «неосведомленных зрителей и читателей, знакомящихся с сообщениями о последних событиях в Таджикистане». Обывателям он пытается внушить, что экстремистско-террористическая организация Партия исламского возрождения Таджикистана (ЭТО ПИВТ) – крайне необходима для РТ и всего среднеазиатского региона. Знакомит интересующихся с историей создания ЭТО ПИВТ. Ведёт рассказ со времён её праотца, Мухаммаджона Рустамова (Мавлави Хиндустони), которого сами исламисты вспоминают нечасто, в то время как ПИВТ признана решением Верховного суда экстремистско-террористической организацией и её деятельность на территории республики запрещена.
Судя по всему, анонимный автор публикации является сторонним наблюдателем, а не жителем Таджикистана, так как именно иностранным, в основном российским журналистам пришлись по душе названия, вынесенные в заглавие — «вовчики» и «юрчики». Местные жители, давшие эти определения, сами уже давно оперируют другими категориями, называя всё своими именами. Так, исламские радикалы и ПИВТ, по их же собственной вине, ассоциируются у народа с экстремизмом, терроризмом, насилием и разрушениями. Иноземное происхождение анонимного автора также выдаёт характерная оговорка, описка в тексте, когда он называет лидера ПИВТ Мухиддином Кадыри. Действительно, Кабири или Кадыри – какая разница? Автору всё равно в чью пользу писать — лишь бы платили. С этим, «не чувствующим себя ни в чем виноватым», словоохотливым «солидным, но скромным мужчиной с обходительными манерами», автор не знаком, впервые видит его в телепередаче, о его преступной деятельности знает с чужих слов. В отличие от граждан Таджикистана, которые на деле знакомы с сущностью, целями и преступными намерениями М.Кабири и ЭТО ПИВТ.
В отношении истинных причин, хода и негативных последствий гражданской войны 90-х гг. в Таджикистане написано немало. У каждого автора – своя правда и субъективное видение прошлого. Большинство из них согласны с тем, что, в ходе противостояния были убиты сотни тысяч мирных жителей, нанесён многомиллиардный ущерб народному хозяйству и социальной сфере, сотни тысяч таджикистанцев стали беженцами на долгие годы. Гражданская война не только разрушила разветвленную систему коммуникационной инфраструктуры, объекты народного образования, здравоохранения, но и подорвала материально-техническую базу инвестиционного процесса, отбросила молодое независимое государство на десятилетия назад. Сегодня таджикистанцы, испытав на себе тяготы и лишения, трезво оценивают разрушительные события на Ближнем и Среднем Востоке, спровоцированные деструктивными силами схожими с ЭТО ПИВТ, поддерживают искусство политического компромисса, проводимого руководством страны, как метод мирного разрешения внутренних и внешних конфликтов.
Безымянный автор указанной публикации глубоко заблуждается в том, что объявление ПИВТ экстремистско-террористической организацией и запрет на её деятельность в РТ «может перечеркнуть достигнутые договоренности». Напомним, что подписанное противоборствующими сторонами примирительное Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане на два десятилетия стало для ПИВТ «охранной грамотой», поводом для многочисленных спекуляций. ПИВТ юридически не являлась правопреемницей ОТО, но постоянно говорила от её имени. После подписания документа в Москве в присутствии международных наблюдателей 27 июня 1997 года официальная власть и объединённая оппозиция сложили оружие и начали диалог. Лидеры противоборствующих сторон пользовались доверием большинства своих сторонников, которые поддержали их и согласились с достигнутыми договорённостями, не побоялись в нужный момент пойти на определённый политический риск, на прямые переговоры, на значительные уступки друг другу. Запреты и ограничения на деятельность политических партий и движений, входящих в ОТО, были сняты органами власти РТ после завершения второго этапа реализации Протокола по военным проблемам. Политические партии и движения по сегодняшний день функционируют в республике в рамках Конституции и действующих законов. В их числе до недавнего времени существовала единственная легализованная в Центрально-азиатском регионе исламистская партия – ПИВТ.
Полностью были выполнены договорённости: о предоставлении 30% квоты членам ОТО; амнистия и прощение боевиков, интеграция бойцов оппозиции, прошедших аттестацию, в вооруженные силы республики, возвращение и обустройство основной массы беженцев. Позже к отдельным представителям оппозиции, среди которых было немало членов ПИВТ, также применялась амнистия или помилование, чем многие из них спекулировали в личных интересах. После подписания Общего соглашения исламской политической партии было разрешено сосуществовать в конституционно-светском государстве. Позже непонимание возникло по причине смены курса ПИВТ – с религиозно-политического на ярко выраженный радикально-экстремистский (события в Раште, Хороге). Переходный этап в истории независимости таджикского государства и его граждан благополучно завершён много лет назад. Руководство страны, её правительство уверенными темпами идут дальше, разрабатывая современные нормативные акты, перспективные политические планы и стратегические экономические программы на десятилетия вперёд. Исламисты так и не смогли адаптироваться к новым мирным реалиям, выйти из переходной фазы становления современной таджикской государственности и демократии. Этому свидетельствует их проигрыш на парламентских выборах, массовый самороспуск региональных ячеек, продолжительное проживание лидера ПИВТ М.Кабири за рубежом. ПИВТ, представляя собою легальную партию, теоретически могла получить достаточное количество мест в парламенте. Но на парламентских выборах в марте 2015 года набрала всего 1,5 % голосов.
Апофеозом преступной деятельности экстремистско-террористической ПИВТ стала организация и финансирование попытки вооружённого государственного переворота, осуществлённого Ходжи Халимом (А.Назарзода). По собственному признанию автора указанной статьи, ему «с этим мятежом далеко не все ясно» и он сомневается в попытке вооружённого государственного переворота. Хотя СМИ достаточно подробно освещали ситуацию, а в информационных сводках и официальном заявлении Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан было озвучено, что при обыске офиса ПИВТ был найден план захвата административных зданий, помещений правоохранительных органов, аэропорта и других стратегически важных объектов. М.Кабири через сына лично передал на подготовку военного мятежа 1,2 млн.долларов США.
Автор названной статьи ошибочно видит в международных организациях Human Rights Watch (HRW) и Norwegian Helsinki Committee (NHC) правозащитников всего мира, вставших на защиту ЭТО ПИВТ. К его сведению, многократные обращения экстремистско-террористической ПИВТ к членам Евросоюза, ООН, ОБСЕ, Организации исламского сотрудничества и др. всегда остаются без внимания и ответа авторитетных государств и организаций.
История не терпит сослагательного наклонения, но, глядя на события происходящие на Ближнем Востоке и в странах ЕС, куда дотянулись щупальца террористического спрута, однозначно можно сказать, что народ Таджикистана под руководством Лидера нации Э.Рахмона сделал правильный выбор в пользу мирной жизни, процветания, прогресса, благополучия нации и своих детей, предвидя, что «вовчики» превратятся в профессиональных террористов.
Пулод Гафаров