Разведчик М. Ишанов: Победа была добыта единством всех народов
Все дальше уходят от нас события Второй мировой войны, по память о бессмертном подвиге народа живет в сердце каждого из нас. Тогда, в 40-ые годы весь советский народ, в том числе и тысячи таджикистанцев сражались за освобождение Родины проявляя беспримерное мужество и героизм.
Год от года число героев — ветеранов войны, тех, кто сражался за наше мирное небо, становится все меньше и меньше. Ныне, многим из тех молодых, стройных, красивых и смелых парней уже за 90 лет. В те трудные военные годы мало было людей, которым судьба родной страны была безразлична. Многие сами добровольцами записывались на фронт.
Одним из множества военных специальностей в военные годы на особом счету была военная разведка. Разведчики — это по натуре люди особого склада: духовно и физически сильные, обладающие смекалистым умом, хорошей зрительной памятью и быстрой реакцией в любых ситуациях рискуя своей жизнью добывающие важную информацию. Корреспонденту НИАТ «Ховар» удалось поговорить с военным разведчиком, ветераном войны и труда, кавалером двух орденов «Красной звезды», «Отечественной войны» 1 и 2 степеней, «Трудового красного знамени» и более 20 различных медалей Мамадхоном Ишановым.
— Как вы попали на фронт бободжон?
— Я родился 25 октября в 1921 году. В 1939 году окончил Ташкентский коммунально-строительный техникум и в 1940 году был призван в армию. Попал в школу разведчиков под Ташкентом. Через год после окончания нас отправили в Саратов, где меня застала весть о начале войны. В ноябре того же года в составе маршевой роты мы отправились на линию фронта.
— Запомнились ли первые дни на войне?
— Нас было около 12 тысяч человек. Остановились на привал под Камышином, как вдруг в небе появились вражеские самолеты и начали нас бомбить. За считанные минуты тысячи людей были убиты. Меня подобрали контуженным, засыпанным землей. Когда пришел в себя, оказалось, что лежу в Саратовском госпитале. 7 суток был без сознания. Было так обидно мы еще не увидели немца, а уже были выведены из строя. В госпитале я пролежал 2 месяца. Затем меня и еще 27 тяжело раненых бойцов для прохождения дополнительного лечения на поезде отправили в г.Худжанд, где ныне расположено здание городского медучилища. Спустя 5 месяцев прохождения лечения, а затем и медкомиссии, меня в составе группы из 17 человек по решению и спецзаданию Ташкентского военного округа направили в так называемую «черную разведку» в Иран. В те военные годы в Тегеране должна была пройти «тегеранская конференция» с участием глав трех государств СССР, Англии и Соединенных Штатов Америки. Группа, в которую входил и я, была направлена туда намного раньше до начала конференции. По прибытию мы одетые как нищие в лохмотья, с виду похожие на бродяг, распределившись по одиночке по городу и его окрестностям. Мы должны были, бродя по городу, собирать нужную для штаба информацию. Поэтому этот вид разведки и назывался «черной» разведкой».
По 5, а то и 7-8 дней мы доставляли информацию и снова уходили обратно. О добытых сведениях докладывали лично добравшись в штаб. У нас была отдельная зона перехода через минные поля госграницы в местности Кушка в Туркменистане, ею мы и пользовались. Все увиденное и услышанное фиксировалось в штабе. Через три месяца, после спецзадания, мы снова возвратились на родину. Позднее после прибытия в Бухару, меня назначили сопровождающим эшелона, направляющегося в город Саратов, и состоявшийся из группы штрафников-дезертиров, которых нужно было доставить в штаб. А ровно через две недели я был назначен командиром взвода полковой разведки в Орле. Так начиная, с июня 1943 года я, как военный разведчик, был уже на военных фронтах.
-Расскажите немного об участии в боях?
— В моей памяти свежи бои, прошедшие весной 1943 года под городом Орел. В суровые зимние месяцы многим солдатам, особенно из Средней Азии и Закавказья, приходилось нелегко. Но несмотря на трудности, каждый знал позади Родина — мать, семья, родное село, родная земля и у каждого из ннас было огромное желание отомстить за невинно погибших наших отцов, дедов, жен, матерей, невинных детей, и тем самым как можно быстрее приблизить день Победы.
Участвовал в пекле войны на Курской дуге. Будучи командиром взвода 866 стрелкового полка 287 дивизии 76 корпуса 13 армии, я от города Орла дошел до самого Берлина. Из тех 622 дней, пока я был на войне, многие из моих близких друзей, опытные разведчики, погибли при выполнении спецзаданий, не только в тылу у врага, но и на линиях фронта.
В день Победы на здании Рейхстага и я оставил свой автограф. Всего за годы войны я будучи разведчиком добыл и доставил в штаб 59 «языков» разного чина.
-Как сложилась ваша судьба по окончанию войны?
— После окончания войны меня и моих сослуживцев направили из Германии в Чехословакию, затем в город Львов. Служил в Каменске-Подольском сводном полку командиром роты. В 1946 году после демобилизации на Родину был назначен военкомом в Нау, ныне Спитаменском районе, где проработал два года.
В 1948 году, после заключения военной медкомиссии, назначения инвалидности и выхода на военную пенсию, я, как и все, начал работать на благо благоустройства и восстановления народного хозяйства страны. С 1948 года работал на строительных площадках области. Порядка 30 лет был начальником строительного треста в новой Матче. Участвовал в освоении Дилварзинской долины. В годы своей работы также воспитал немало учеников. Ныне многие из них работают в разных отраслях республики.
-Удалось ли вам побывать ещё раз в местах вашей воинской славы?
— В 2003 году в составе 40 ветеранов Второй мировой войны из бывших республик СССР я участвовал в военном параде на Красной площади Москвыи торжественном приеме в Кремлевском дворце, где нас приветствовал лично Президент Российской Федерации Владимир Путин.
-Этой осенью вам исполняется 95 лет, как проходят ваши будни?
— Мы вместе со своей покойной женой вырастили 7 детей. Люблю, когда собирается вся семья. Несмотря на свой преклонный возраст, я и поныне работаю на благо своего народа. Вот уже более 7 лет я являюсь председателем благотворительного фонда «Ветеран» г. Худжанда. Данный Фонд оказывает материальную и продуктовую помощь порядка 150 числящимся в списках данной организации, ветеранам войны и лицам, приравненным к ним.
— Что бы вы хотели сказать в заключение?
— В конце нашей беседы хочу выразить слова благодарности Главе государства и руководству области за оказываемое всестороннее внимание и заботу. Поздравляю всех жителей страны с 71-ой годовщиной Победы, и желаю здравствующим ветеранам войны здоровья, всех благ и долгих лет жизни, а тем ветеранам которых сегодня уже нет среди нас — вечной памяти.
Воопросы задавал Абдуахад Дадабаев