Антон Ильинский: По следам современной «хованщины»
В этой потасовке стенка на стенку сошлись несколько сотен выходцев с Северного Кавказа и Средней Азии, причем одна из сторон использовала огнестрельное оружие. Фигурантами уголовного дела, которое расследует ГСУ СКР по Москве, оказались 13 человек, причем все они относятся к группе «спортсменов» из числа дагестанцев и чеченцев. По версии СКР, всех их вызвал для разборки с таджиками бывший директор кладбища Юрий Чабуев. При этом господин Чабуев, как считает следствие, принял самое активное участие в конфликте. Во всяком случае, из всех фигурантов дела только ему и отставному спецназовцу Александру Бочарникову, работавшему в последнее время юристом, инкриминируется совершение убийств. Все остальные, по версии следствия, были просто хулиганами. Впрочем, говорить о четком распределении ролей еще рано. Кто именно из нападавших убил трех человек и нанес ранения различной степени тяжести еще трем десяткам, следствие рассчитывает установить с помощью экспертиз, в том числе уже назначенных баллистической и ситуационной. Тем временем Щербинский райсуд решил судьбу 29 таджиков, задержанных на Хованском. Семеро из них за грубое нарушение правил пребывания на территории РФ депортированы домой, а остальные получили по 15 суток административного ареста за мелкое хулиганство.
По истечении двух недель, все временно задержанные и привлечённые к административной ответственности отбыли меру пресечения и освобождены. Однако это не даёт никаких оснований для утверждения, что конфликт исчерпан. Напротив, нельзя исключать, что противоборствующие силы осуществляют перестроение и готовятся к новому генеральному сражению.
Столичный обыватель, будучи не информированным по делу, продолжает гадать на предмет того «Что же произошло?», «Кто виноват?», «Где и когда повторится подобное?». Предлагаю вместе поискать ответы на эти вопросы в публикации, которая намеренно названа «По следам современной «хованщины».
Почему автор прибёг к такому заголовку? Как известно, «Хованщина» исторически воспринимается в сознании москвичей, как восстание стрельцов и солдат, поддержанное частью жителей Москвы и её окрестностей (весна — осень 1682). Вызвано это выступление злоупотреблениями боярско-дворянской администрации и стрелецкой верхушки, и названо по имени начальника Стрелецкого приказа И.А. Хованского. Весной 1682 в столице находилось 19 стрелецких полков численностью около 15 тыс. человек. 15 мая стрельцы и солдаты заняли Кремль. На Красную площадь стали сходиться москвичи из чёрных слобод. Были уничтожены документы Холопьего и Судного приказов. За три дня, 15—17 мая, были казнены бояре — князья Ю.А. и М.Ю. Долгорукие, князья Г.Г. Ромодановский, А.С. Матвеев, И.М. Языков, И.К. и А.К. Нарышкины – их всех посчитали повинными в злоупотреблениях. Москва оказалась в руках восставших, выставивших караулы по всему городу. Столицу начали покидать дворяне и приказные люди. 26 мая Земский собор по требованию восставших провозгласил Ивана V «первым» царём, Петра I — «вторым» царём. Правительницей при малолетних государях стала их старшая сестра Софья Алексеевна.
Составной частью восстания был «раскольничий мятеж». В конце июня приверженцы «старой веры» во главе с Никитой Пустосвятом потребовали устроить публичные прения о вере с патриархом Иоакимом. Прения состоялись 5 июля в Грановитой палате. Несмотря на то, что диспут закончился безрезультатно, сторонники Никиты Пустосвята вышли из палаты с криками «Победихом!». В последующие дни правительству удалось привлечь на свою сторону стрельцов, 11 июля Никита Пустосвят был схвачен и казнён. 16 сентября в Воздвиженское по приказу Софьи выехал, в сопровождении 70 стрельцов, Иван Хованский, фактически управлявший всеми текущими делами повстанцев в Москве. 17 сентября он был арестован близ села Пушкино и доставлен в Воздвиженское. В тот же день он и его старший сын были казнены. 3 ноября царский двор вернулся в Кремль.
Такова история 334 летней давности. Читатель не без основания спросит: «А что общего между двумя этими событиями? Почему рутинная драка гастарбайтеров поставлена в один ряд с событием, предопределившим направление развития России на два с лишним века вперёд, вплоть до низложения династии Романовых в феврале 1917 года?».
Формально кажется, что объединяющим является лишь общее название: «хованское – хованщина». Когда же начинаешь углубляться в суть проблемы, то становится понятным, что совпадения не случайные, и носят далеко не фонетический характер.
Хованское кладбище было основано в 1972 году, на территории села Никольское , которое с 1639 по 1682 годы принадлежало руководителю стрельцов Ивану Андреевичу Хованскому. В 1920 году оно было переименовано в Николо – Хованское. Ныне эта территория включена в состав Москвы (Новомосковский административный округ). В настоящее время кладбище является самым большим некрополем столицы: общая его площадь составляет 197,2 га. К общему в этих историях можно отнести и начало кровавых драм — 14 мая. Конечно, стрельцов Ивана Хованского при самом большом желании нельзя сравнивать и, тем более, сюжетно объединять со стрелками Юрия Чабуева. Однако незримая связь существует и здесь. Хотя бы в том, что и стрелецкая рать и гастарбайтеры страдают от одного — от воровской бюрократии, присваивающей себе чужое, не им принадлежащее. И это главное. Из этого произрастает опасность перерастания межнациональной драки в общенациональный протест – протест против массового явления, каковыми стали в нашей стране коррупция, мздоимство, хищения государственного и общественного имущества, посягательств на индивидуальную собственность, на жизнь и безопасность людей. Именно это оказывает сдерживающее влияние на развитие страны, вызывает пробуксовку реформ, подпитывает саботаж тех, кто их не приемлет ни в каком виде, взывает к новой «хованщине», в борьбе с которой Президент Путин В.В. и его команда потерпели бы поражение.
Несмотря на установившееся молчание вокруг массовой драки 14 мая на Хованском кладбище, картина становится всё более понятной. Молчат потому, что это не выгодно «похоронных дел мастерам». Если потянуть ниточку и начать разматывать этот клубок, то она, скорее всего, от Юрия Чабуева приведёт в соответствующий департамент Правительства Москвы, а может быть и выше. Безусловно, выше, исходя из того, что кладбищенский «передел» и беспредел, характерен не только для Москвы, но и для всей России. Это же до какой степени наивным надо считать свой народ, чтобы «вешать» ему на уши лапшу про «незнание» начальством о нелегалах на кладбищах, о поборах с родных и близких усопших. Не замечать того, что создана индустрия вымогательства «на горе», значить быть не только слепым, глухим и бессердечным. Нет, для этого надо быть профессиональным вором и взяточником. При том контроле, который незримо присутствует на каждом кладбище и при каждом захоронении, ни одно действие не остаётся неучтённым, на всё, как говорят сведущие люди, установлены своя такса и свои тарифы. Можно подумать, что кто – то явочным порядком приходит на кладбище и навязывает услуги. Руками гастарбайтеров делается то, что кладбищенское начальство должно организовывать самостоятельно в цивилизованных формах. Гастарбайтеров сюда привлекают только затем, чтобы организовать незаконный бизнес.
Не случайно в этой связке оказались выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Гастарбайтеры в России – это Клондайк для всей нашей системы ЖКХ, благоустройства и строительства. Здесь не просто не доплачивают приезжим, здесь установлен рабский труд. Работодателю выгодно, чтобы как можно больше гастарбайтеров не имело нужных миграционных документов, чтобы они не знали русского языка и местного законодательства. Потому что бесправный и бессловесный рабочий — это находка, которая обеспечивает невиданные доходы для его организаторов. По некоторым оценкам теневой бизнес в этой сфере, только по зарплате составляет миллиарды рублей в месяц. Потому в эту сферу не допускаются внутрироссийские мигранты, выходцы из близлежащих территорий. С ними ведь не поведешь себя так нагло, по-бандитски неприкрыто…
Спросите: а кавказцы тут при чём? А не при чём. Просто, для отдельных из них такую функцию быть «вышибалами», усмирять «непокорных», определили на заре приватизации гайдаро-чубайсовское правительство младо — реформаторов . Нередко в этих целях, как в случае на Хованском, используются этнические банды. В данном случае из тех же таджиков. Тревогу и обеспокоенность вызывает не только само массовое побоище, но и мысль о том, не отражает ли оно часть вновь сложившегося или вернувшегося к нам из 90-ых явления, когда к власти приходит криминалитет и в отвратительном сращивании с бюрократией образующий мафию. Больно уж многое на это указывает! Да и как это оценивать, когда руководство страны и лично Президент В.В. Путин, ужесточают ответственность в борьбе с коррупцией, отдавая на «съедение» правосудию, одного за другим губернаторов, глав крупных городов и даже федеральных чиновников, а размах преступлений в этой сфере только расширяется. Больше того, деятельность криминально-мафиозных структур начинает активно вторгаться в политическую сферу, влиять на политическую повестку дня. Это особенно ощутимо на фоне приближающихся федеральных парламентских и президентских выборов. Невольно напрашивается вывод: победить на выборах, не победив коррупцию, не обозначив серьёзную борьбу с ней, уже невозможно.
Отдельно в этой статье, хотелось бы поговорить о пострадавшей стороне — о выходцах из Таджикистана. По роду службы мне приходилось продолжительное время жить и работать в этой замечательной республике, на всю жизнь сохранилось много друзей из числа таджиков. Помнится, как тяжело в Таджикистане переживали распад СССР. Благодаря Советскому Союзу и социализму таджики после многосотлетнего разгосударствления возродились как нация, восстановили свою культуру и традиции. В Таджикистане с учетом сложных горно – геологических условий, малоземелья, всегда рождаемость значительно опережала создание рабочих мест. Отсюда пошла инициатива подготовки кадров в ПТУ России. Тогдашние руководители таджикского комсомола А. Саторов, Ш. Султанов, Р. Мусаева, Р. Ульмасов, Ш. Зухуров и др., при поддержке руководства республики много сделали для реализации этой программы. Ежегодно около 5 тысяч выпускников школ направлялись по комсомольским путёвкам в Россию и Украину, получали здесь профессии, оставались работать на предприятиях, служили в армии, влюблялись, женились… И только развал общей большой страны прервал эту замечательную работу, создав на её месте уродливое гастарбайтерство. Изначально таджиков правомерно обижало отношение к ним в ельцинской России, как к нахлебникам, каковыми они никогда не были. Меня всегда поражало отношение к детям в таджикской семье, здесь мерилом внимания к ребёнку является не достаток, а любовь и нежность. С молоком матери у детей воспитывают любовь к родителям и к земле, уважение к старшим и к труду, верность и бескорыстие в дружбе, прилежание в труде и учёбе. Таджики чистоплотны во всех смыслах этого слова, мужественны и достойно переносят трудности. Они душевны, уважительны, скромны и необыкновенно музыкальны. Словом, Авиценна, Омар Хайям, Рубани, Айни, есть отражение души и характера этого очень гостеприимного и трудолюбивого народа.
Было бы большим обманом и заблуждением выдавать всех таджиков за ангелов. В семье, как говорится, не без уродов. Хватает и среди таджиков асоциальных элементов, здесь зародилось басмачество, талибан и ИГИЛ регулярно пополняются религиозными экстремистами из таджикистана, в Россию приезжают не только гастарбайтеры, но и наркокурьеры. К сожалению, в агрессивной российской предпринимательской среде, отличающейся хамством, стяжательством, воровством, порою к жизни у таджиков вызываются не их лучшие качества. Но из этого вытекает только одно понимание: таджиков, равно как и всех, кто с постсоветского пространства приезжает в нашу страну на заработки нельзя оставлять беззащитными и отдавать во власть криминально-рыночной стихии. Таджика нельзя доводить до отчаяния, тогда он становится неукротим в своём гневе, бесстрашен в бою, отдаст предпочтение смерти перед позором.
Современной России нужен таджик-друг, а не враг. Это в полной мере относится к любому народу бывшего СССР. Для этого надо сохранить то, что нас связывало в советские времена на негосударственном и человеческом уровне. Другое дело, не следует поощрять всякого рода жуликов, бандитов, хапуг, взяткодателей, которые устремляются в нашу страну с целью наживы, «на ловлю счастья и чинов», в долгожданные объятия российских взяткополучателей и криминалитета. К счастью, это в наименьшей степени относится к таджикам.
25 лет после распада СССР, как принято говорить, «жизни врозь», все наши народы научили многому. Научили фальшивое отличать от истинного, уважительное от притворного, дружеское от враждебного. Мы, как дети одной большой семьи, должны помнить счастливые мгновения совместной жизни и не предаваться тому, что на самом деле, являлось не существенным, а ныне стало надуманным. Распад общего государства и большой семьи советских народов не отменяет душевного братства и человеческого родства. Забывающий об этом, как правило, расплачивается неустроенностью и нестабильностью в своей собственной семье.
Удачи вам, соотечественники!
Источник: «АПН»