Азиз Диноршоев: нормы Конституции нуждаются в постоянном совершенствовании
Двадцать два года назад в нашей республике путем всенародного референдума была принята первая Конституция независимого Таджикистана, то есть судьбоносный документ для нашего народа, и мы ежегодно празднуем этот поистине исторический и судьбоносный день путем проведения достойных этой дате мероприятий.
В беседе с корреспондентом НИАТ «Ховар» заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета Таджикского национального университета, доктор юридических наук, профессор Азиз Диноршоев заявил, что считает принятие Конституции нашего независимого государства величайшим историко-политическим событием.
«Для динамичного и эффективного развития государства и общества нормы Конституции нуждаются в постоянном совершенствовании. Будучи основным законом государства, Конституция должна отвечать современным потребностям общества», — отметил он.
По его словам, в Конституцию РТ трижды путем референдума были внесены изменения и дополнения.
«Внесенные изменения и дополнения направлены на дальнейшее совершенствование демократических начал, формирование правового, социального и светского государства, защиту прав и законных интересов человека и гражданина, совершенствование организации, деятельности и системы органов государственной власти, их взаимодействия друг с другом. Они направлены на совершенствование норм Конституции и соответствуют мировой практики внесения изменений и дополнений в Конституцию, а также ценностям и основным принципам Конституции Республики Таджикистан», — подчеркнул профессор.
Он отметил, что по количеству внесенных изменений последняя конституционная реформа является наиболее масштабной. В проекте изменений и дополнений было предусмотрено 40 пунктов, которые включали в себя 72 поправки в текст Конституции Республики Таджикистан. Поправки внесены в 36 статей, в название Конституции на таджикском языке, в название главы шестой, в переходные положения Конституции. Первую группу изменений составляют филолого-грамматические правки текста. Их внесение связано с тем, что в 2012 году в Республике Таджикистан были приняты новые правила правописания и грамматики таджикского языка. Также с филологической точки зрения был изменен ряд терминов с целью их аутентичного восприятия на трех языках, на которых используется Конституция Республики Таджикистан (таджикском, русском и английском). Так, в первоначальном тексте Конституции для обозначения термина «право» (в контексте прав человека) в таджикском варианте использовалось понятие «ҳақ». Данный термин в переводе имеет несколько значений — «доля», «право» и не в полной мере отражает содержание, которое вкладывается в понятие «право». При этом в таджикской юридической терминологии общепринятым является использование понятия «ҳуқуқ» для определения понятия «право». В этой связи во всем тексте Конституции термин «ҳақ» был изменен на «ҳуқуқ». По этой же причине в тексте Конституции был изменен ряд других терминов.
По словам Диноршоева, также из названия Конституции на таджикском языке было исключено слово «Сарқонун». Данное слово является искусственно созданным и было в свое время призвано заменить в таджикской юридической терминологии слова «Конституция» и «Основной закон». При этом в таджикской юридической литературе общепринятым термином, определяющим понятие «Конституция» и «Основной закон», является термин «Қонуни асосӣ». С учетом этих языковых и терминологических особенностей таджикского языка было принято решение отказаться от использования термина «Сарқонун» на таджикском языке, как понятия, определяющего значение слова «Конституция».
Вторая группа изменений, внесенных в Конституцию Республики Таджикистан, носит уточняющий характер, они дополняют содержание уже существующих положений Конституции Республики Таджикистан. Так, в статье 1 в часть вторую включено следующее положение: «Форма правления Республикой Таджикистан является президентской». Необходимость включения данного положения заключается в том, что статья 100 Конституции Республики Таджикистан определяет, что форма правления, существующая в Таджикистане, является неизменной. Однако в предыдущем варианте форма правления не была четко определена. Именно для устранения этого пробела в статью 1 включена данная поправка.
Другими немаловажными уточняющими изменениями Конституции Республики Таджикистан, касающимися вопроса гражданства, являются положения, включенные в статьи 49, 65, 73, 85 и 89, регулирующие вопросы организации Маджлиси Оли (парламента Таджикистана), Президента, Правительства, судебной системы Таджикистана (судов общей юрисдикции, экономических судов и Конституционного суда) и избирательные цензы. В соответствии с принятыми изменениями депутатами Маджлиси намояндагон, членами Маджлиси Милли, Президентом, членами Правительства, судьями Конституционного суда, судов общей юрисдикции и экономических судов теперь могут быть избраны или назначены только граждане Республики Таджикистан.
Третью группу изменений составляют положения, которые впервые включены в содержание Конституции Республики Таджикистан, либо существенно меняют правовые основы реализации ряда институтов конституционного права.
Так, существенному реформированию в Республике Таджикистан подверглась партийная система страны в части организации и деятельности политических партий. Данные действия направлены на укрепление государственных интересов, защиту от влияния и распространения различных религиозных и политических экстремистских течений, и направлений, сохранение национальных обычаев, традиций и устоев государства. В этой связи статья 8 Конституции была дополнена частью шестой следующего содержания: «В Таджикистане запрещается деятельность политических партий других государств, создание партий национального и религиозного характера, а также финансирование политических партий зарубежными государствами и организациями, иностранными юридическими лицами и гражданами».
Другие новые положения Конституции направлены на совершенствование деятельности органов государственной власти. В частности, в статью 49, 73, 85 и 89 включены положения, в соответствии с которыми после избрания и назначения депутаты Маджлиси намояндагон, члены Маджлиси Милли, члены Правительства, судьи судов общей юрисдикции и экономических судов, а также Конституционного суда принимают присягу. В предыдущей редакции Конституции присягу принимал только Президент Республики Таджикистан. Установление присяги для лиц, занимающих важные государственные должности в системе органов государственной власти, преследует несколько целей, главной из которых является усиление ответственности должностных лиц при осуществлении своих должностных обязанностей.
Подводя итог, Азиз Диноршоев подчеркнул, что принятие изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан формирует новый этап развития таджикского государства. В нем закладываются предпосылки для дальнейших политических, экономических, социальных и правовых реформ, укрепления государственности и независимости страны, обеспечения суверенитета и целостности государства. Данные изменения являются лишь первым шагом в этом направлении, в ближайшее время предстоит проведение масштабной правовой реформы с целью приведения действующего законодательства в соответствие с принятыми нормами Конституции Республики Таджикистан.