Уж замуж невтерпёж…
Совет ООН по правам человека обеспокоен увеличением числа ранних браков и многоженства в Таджикистане. Несмотря на то, что совершение никоха без регистрации в ЗАГСе запрещено, правозащитный Совет говорит о том, что многие муллы проводят этот обряд втайне.
Несколько лет назад был озвучен вопиющий факт: 34-летний житель Восейского района Собир Гиёев, которого люди знают по прозвищу «Мулло Собир», женился на одной женщине и через некоторое время вступил в никох (религиозный брак) с её 12-летней дочерью, которая была моложе его на 27 лет. Таким образом, он совершил преступление и был наказан по закону. Его никох провёл имам-хатиб пятничной мечети села Навобод этого района Курбонназар Худжамов…
Не секрет, что многожёнство в восточных странах всегда оправдывают религиозными канонами. По принципу, когда браки заключаются не в отделах ЗАГСа, услуги которого исламисты намеренно игнорируют, а по обряду никох, осложняя жизнь сотням тысяч женщин, оставшимся практически в одиночестве с детьми на руках, без средств к существованию и реальных перспектив. Самые высокие ставки установлены на шариатские (мусульманский суд) консультации, связанные с разводом. Но сам развод можно осуществить до смешного просто и почти бесплатно, например, послав жене по мобильному телефону трёхкратное «таллок» в качестве СМС.
По словам одного из руководителей управления актов гражданского состояния Минюста РТ, наблюдается спад количества браков, прошедших государственную регистрацию. «Браки, заключённые только по мусульманским законам, негативно могут сказаться на женщине и её детях. Браки, не зарегистрированные в государственных органах, считаются недействительными. Женщины и дети не могут в будущем претендовать на какое-либо наследство». Бесправные «вторые» жёны, в большинстве случаев — результат замужества по никоху. Жалеть о том, что не имеют нормальной регистрации законного брака в государственном ЗАГСе, они начинают только после возникновения семейных неурядиц и материальных проблем. Так как, никаких прав шариатский суд им гарантировать не может.
Примеры публичного наказания шариатским судом нерадивых мужей плетьми ещё не известны. А на призывы к совести и к соблюдениям норм Корана, такие мужья вряд ли среагируют. Обычно они знакомы или любят цитировать фразу из Корана о четырёх возможных жёнах, упуская из виду слова об обязанности достойно их содержать. Обязательство решать имущественные семейные споры посредством махра (имущество, которое муж выделяет жене при заключении равноправного брака) также не работает на практике. Чаще всего при разводе всё, что принесла с собой невеста в дом жениха, а это (по обязательному списку): мебель, бытовая техника, ковёр, шторы, кухонная утварь, посуда, постельное бельё и т.д., забрать назад ей не дадут. Ведь сторона жениха оплатила мероприятия по приёму гостей (ресторан, корова или баран, рис, масло, морковь, сладости и т.п), и всё было съедено.
Самыми популярными вопросами к подруге, выходящей замуж, стало уточнение – будет ли регистрация в ЗАГСе (если да, то невесте явно повезло, так как «принцев мало и на всех их не хватает»), увидят ли гости жениха и будет ли он присутствовать на свадебных мероприятиях. Так как многочисленные браки «жениха», естественно, не приветствуются в его уже существующих семьях, и он вынужден скрываться «под покровом ночи». А новобрачной не рекомендуется публично признаваться в том, за кого она вышла замуж, кто отец ребёнка, т.е. оглашать имя мужа, чтобы у него не было неприятностей. Вот так всё сложно, таинственно и «покрыто мраком» в семейной жизни «вторых-четвёртых» жён, что даёт повод для пересудов и сплетен: кто на ком женат, кто чей муж. Уж тут ни порадоваться, ни похвалиться нечем!
Сейчас в Таджикистане ужесточили правила обряда никох. Председатель Духовного управления мусульман г.Москва, муфтий российской столицы Ильдар-хазрат Аляутдинов, комментируя решение Комитета по делам религии Таджикистана о том, что обряд никох может совершать только имам-хатиб с условием регистрации данного брака в ЗАГСе, поддержал такое решение. Он отметил, что усложняя обряд венчания, Таджикистан защищает женщин: «Если взять Москву, то, к сожалению, последнее время часто встречается ситуация, когда люди, которые приехали в столицу на заработки, создают вторую, третью семью, не оповещая об этом первую. Этот некий бардак». Так как при заключении брака следует помнить, что семья — это нечто очень ценное и значимое, и к вопросу создания семьи нужно относиться взвешенно. «Просто так спонтанно пришел, кто угодно провел тебе обряд венчания, вроде бы вы стали мужем и женой перед Богом — я считаю, что это неправильно. Я бы согласился с попыткой урегулировать, возможно, где-то немножко осложнить эту церемонию», — заявил Аляутдинов. Он пояснил, что с точки зрения религии, человек может сначала обвенчаться, а затем сыграть свадьбу. Однако в современных реалиях случается, что после венчания и совместного проживания мужчина так и не принимает решения жениться или вовсе уходит из семьи. Женщина оказывается в непростой ситуации, потому что документально обряд венчания никак не закрепляется. «Но на самом деле было бы правильнее, чтобы люди сначала зарегистрировали брак, подтвердили свои серьезные намерения создания семьи и потом уже обвенчались. Почему так? Потому что здесь четко закрепляются права. Тогда ни мужчина, ни женщина, в первую очередь женщина, не находятся в подвешенном состоянии».
В соцсетях некоторые читатели (естественно, мужчины) назвали Аляутдинова «борцом атеистического фронта». Но, не думаем, что сами они хотели бы выдать собственную дочь или свою малолетнюю сестренку замуж в качестве очередной жены, без прав и законной отметки в паспорте. Если браки и заключаются на небесах…, то после их регистрации в ЗАГСе.
Гульнара САИДОВА