Михаил Добров: «Проводимые рейды по выявлению нарушителей энергоснабжения являются вынужденной мерой»

Апрель 18, 2017 17:29

В Таджикистане в ноябре 2016 года повысились тарифы на электроэнергию. Для населения тарифы на свет повысились на 16,2% и составили 14,65 дирама за 1 киловатт/час вместо былых 12,6 дирама.
Между тем, в Таджикистане самые дешевые тарифы на всём пространстве СНГ. По последним данным Исполнительного комитета электроэнергетического совета СНГ, средний тариф на электроэнергию за 1 киловатт/час составляет: в Узбекистане — 3,9 цента, России — 4,59 цента, Азербайджане — 3,3 цента, Армении — 8,38 цента, Беларуси — 10,93 цента, Молдове — 8, 91 цента, Украине — 6,52 цента. В Таджикистане тариф на электроэнергию за 1 киловатт/час составляет 1,86 цента.
Несмотря на то, что в Таджикистане самые дешёвые тарифы на электроэнергию, после очередного повышения цен за свет в республике участились случаи хищения электроэнергии со стороны недобросовестных потребителей. Сотрудники Службы энергосбыта при поддержке правоохранительных органов  проводят рейды по выявлению случаев укрывательства либо хищения  использованных киловаттов. Насколько эффективны такие меры, как осуществляется сбор средств за электроэнергию — на эти и другие вопросы в беседе с корреспондентом НИАТ «Ховар» ответил начальник Службы энергосбыта Городских электрических сетей Михаил Добров.

— Сложно ли сегодня осуществлять сбор средств за потребляемую электроэнергию с населения?

— В настоящее время нами принимаются необходимые меры по своевременному и полному сбору средств за электроэнергию. Имеются факты хищения электроэнергии, мы в соответствии с Правилами пользования электрической и тепловой энергии рассматриваем их как нарушение потребления. Абоненты незаконно протягивают себе линии, то есть вне счётчика. Не всегда это легко выявить. Иногда нам приходится работать группой по выявлению таких нарушений, бывает даже, что  специалисты высокого уровня не могут  сразу определить подвоха. Особенно в настоящее время, когда используются современные технологии — электронные способы (манипуляции) остановки электросчётчиков либо обращения использованных кВт электроэнергии назад. Были моменты, когда мы выявляли нарушения на предприятиях в цехах с большим объёмом потребления электроэнергии, где установлены счётчики, внутри которых имелись специальные вмонтированные кустарным способом чипы. Потребитель мог сам регулировать, то есть, включая этот чип через пульт, он мог уменьшать расход электроэнергии в счётчике. На самом деле расход электроэнергии идёт как положено в соответствии с нормативами существующего оборудования, однако если отключать, допустим, одну или две фазы, то счётчик показывает меньше кВт, чем на самом деле потребляется. Мы выявляем такие факты, актируем, применяем положенные санкции. Разумеется, не штрафного характера, так как энергосбыт не имеем право штрафовать, у нас нет такого понятия. Мы принимаем меры по перерасчёту за электроэнергию, то есть те киловатты, которые потребитель потребил, но скрыл; мы заново их пересчитываем — производится перерасчёт и, как положено, принимаем санкцию в двойном размере. И, к сожалению, насколько нам известно, недобросовестные потребители связаны либо с бывшими работниками энергосистемы, либо с действующими. Сейчас мы над этим тоже работаем. Всё-таки хотелось бы больше выявлять подобных непорядочных людей и уже в соответствии с законодательством привлекать их к ответственности. Для того чтобы выявлять нарушения потребления электроэнергии, нами проводятся рейды, в ходе которых мы стараемся проводить свою работу как можно аккуратнее и деликатнее. По итогам работы первого квартала 2017 года сбор средств за потребляемую электроэнергию составил 121 миллион сомони, при этом в 2016 году за этот же период было собрано 103 миллиона сомони.

— Совместно с кем Вы проводите рейды, какие результаты они дают?

— Мы проводим рейды самостоятельно и иногда привлекаем сотрудников органов внутренних дел. В зимний период, в декабре-январе, были  проведены такие совместные рейды, которые принесли пользу, за что мы выражаем благодарность сотрудникам милиции. Без участия специалистов-энергетиков успешными бы рейды не были, однако хотелось отметить оперативность, слаженность и профессиональную чёткость работы сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, органы внутренних дел сыграли ещё и роль защитников. Так как бывает, и это не секрет, что приходит к потребителю контролёр, и потребитель, который имеет какие-то связи и знакомства, может быть, в чём-то хитрее контролёра, может его просто заговорить, уговорить либо угрожать ему, то есть не всегда получается у контролёров самим выявлять эти нарушения. Не всегда контролёр самостоятельно может выявить нарушение, иногда нужно работать с коллективом специалистов. Только слаженный механизм помогает найти  нарушителя. И здесь как раз приходит на помощь милиция. Но не всегда мы можем работать с правоохранительными органами. Для этого у нас имеются инспектора, есть они и в Центральном аппарате Городских электрических сетей города  Душанбе, которые ежедневно проводят подобные рейды, выявляют нарушителей, как на предприятиях, так и среди населения.

— Когда возникает необходимость проведения рейдов?

— Проведение рейдов происходит по нескольким причинам. Одна из причин, если на том или ином участке падают сборы за электроэнергию, при этом потребление электроэнергии не меняется либо, наоборот, увеличивается.  Другой причиной может быть поступление жалоб со стороны граждан, когда чуткие граждане замечают незаконное протягивание проводов. Есть и другие причины. Электроэнергия на самом деле похищается, факты хищения есть и их не мало. По этим фактам составляются соответствующие акты, производится перерасчёт той электроэнергии, которая была недоучтена.

— Как Вы определяете количество похищенной или скрытой электроэнергии?

— Для этого есть специальные приборы, по которым определяется мощность потребления электроэнергии, и в соответствии с формулами, отражёнными в нормативных документах, производится расчёт. При необходимости применяется мера, по которой производится расчёт в двукратном размере. Это своего рода наказание потребителю за то, что он скрыл эти киловатты либо, грубо говоря,  похитил. В настоящее время  работает совместная группа, куда входит инспекция городских электрических сетей и инспекция  ОАХК «Барки Точик». Нами максимально применяются все необходимые меры по выявлению подобных нарушений. Кроме того, мы проводим идеологическую работу с населением, отвечаем на вопросы, разъясняем, особенно в тех местах, где проводим рейды. Мы объясняем населению, что в любом случае те киловатты, которые скрывает недобросовестный потребитель, мы всё равно сможем выявить и будем принимать соответствующие меры в рамках тех нормативных документов, которыми мы руководствуемся в своей работе.

— Штрафы Вы не имеете права взимать, а как наказываются «похитители электроэнергии»?

— Штрафные санкции применяет энергонадзор и другие компетентные органы. Если мы выявляем похищенные киловатты, то нам даётся право производить расчёт в двукратном размере. Допустим, потребитель похитил 1000 киловатт, мы выявляем эту тысячу, производим специальный расчёт и умножаем на два. Вот это и является своего рода наказанием для недобросовестного потребителя. Сверх этих норм мы не действуем.

— Имеете ли Вы право таким нарушителям отключать электроэнергию?

— Да, конечно. Бывают случаи, когда мы отключаем электроэнергию.  Дело в том, что здесь тоже есть определённый порядок. Обычно мы сначала предупреждаем потребителя, если это злостный неплательщик, такие тоже бывают. Есть люди, которые не платят. Вот у меня в день бывает до 20 человек, которые приходят и жалуются на контролёров. Начинаешь проверять по системе потребления и понимаешь, что зачастую потребитель сам не прав. Почему, спрашивает потребитель, счётчик сработал на 200-300 сомони (в зимний период); начинаешь перебирать то электрооборудование, которое работает в доме. Естественно, недобросовестный потребитель никогда не расскажет, что у него в доме. Нам приходится объяснять, что при использовании электроприборов, даже по тем часам, которые человек сам указывает, получается расход электроэнергии именно тот, который показал электросчётчик. Да, бывают злостные неплательщики, которых мы отключаем, но заранее предупреждаем за 3-5 дней. Также в обязательном порядке мы отключаем электроэнергию и тем, кто занимается её хищением. Если мы видим, что имеется факт хищения электроэнергии, мы обязательно составляем соответствующий акт, и абонент отключается от электроснабжения.

— Это даёт результаты?

— Да. Но нужно больше работать над сознанием людей. Донести до них, что электроэнергия — это продукт деятельности, за который нужно платить. Сегодня электроэнергия не является товаром, это услуга. На базаре, например, мы же не можем просто так взять какие-то продукты: мясо, картошку, хлеб. Электроэнергия — тоже продукт, который нельзя использовать в долг. Видимо, это уже пережиток прошлого, что электроэнергия даётся просто так. Без электроэнергии в современном мире нормально и полноценно жить не возможно. Это необходимая услуга, за которую обязательно нужно платить.
— Много жалоб со стороны населения поступает на контролёров. Что Вы на это скажете?
— Необходимо обратить внимание на то, что не всегда жалобы со стороны населения имеют под собой основание. Да, к сожалению, были факты, и мы применяли дисциплинарные меры к контролёрам. Строго следим за тем, чтобы контролёры не грубили населению, терпеливо и грамотно отвечали на их вопросы, умели правильно разъяснить, где и как оплатить услугу. За последние месяцы ситуация была изменена в лучшую сторону, тому свидетельство — уменьшение жалоб со стороны населения. Контролёры стали более культурными, деликатными. Но чаще всего кто жалуется на контролёров? Из своей практики могу с уверенностью сказать, что это те люди, которые сами занимаются нарушением, либо хищением, либо укрывательством киловаттов. Обычно в 60% случаев это те люди, которые являются недобросовестными потребителями.

— Имеет ли право контролёр брать деньги?

— На законодательном уровне, к сожалению, это не отрегулировано полностью. Но какие меры приняты нами, руководством энергосбыта, энергосети города Душанбе? Во-первых, внедрены специальные машинки, они называются паксы. Это своего рода кассовый аппарат, который выдаётся каждому контролёру под материальную ответственность. Во-вторых,  мы с каждым контролёром заключили договоры об имущественно-индивидуальной ответственности, что даёт ему право работать как кассиру. Кроме того, у контролёра есть трудовой договор, у него есть ещё договор об имущественной индивидуальной материальной ответственности, в котором прописано, что при наличном сборе средств он несёт полную материальную ответственность  за недостачу денежных средств, которые он собрал. С другой стороны, если наши контролёры не будут собирать деньги, то просто мы не сможем производить нормальный сбор средств за отпущенную электроэнергию. Исходя из статистики, 20-30% населения добросовестно платят по счетам. Довольно-таки низкий процент. До тех пор, пока контролёр не придёт и не потребует внести оплату за электроэнергию, люди сами не спешат оплачивать. Это опять же зависит от уровня нашего сознания.

— Можно ли верить тем контролёрам, которые берут часть денег от указанной к оплате сумме, обещая остальную часть долга списать?

— Нет, ни в коем случае. Это преступная деятельность, по-другому это не расценивается. Я убедительно прошу наших граждан не покупаться на такие уловки. Вы знаете, если это не откроется через месяц, то рано или поздно это обязательно откроется. И затем сам потребитель заплатит за свой обман дважды. Естественно, будет наказан и контролёр. Когда мы заключаем договоры с контролёрами  об индивидуально-материальной ответственности, мы им объясняем, что они несут материальную ответственность. Здесь же мы объясняем контролёрам, что если они будут вступать в сговор с потребителями, то обязательно эти факты раскроются, и они будут наказаны в соответствии с законом. То есть, этим дальше будут заниматься компетентные органы.  Если контролёр берёт деньги, он обязательно должен выдать чек об оплате. Если контролёр берёт деньги себе лично, якобы в дальнейшем списать оставшейся долг, то даже те деньги, которые он получает, не доходят до кассы. Были моменты, когда контролёр брал у людей деньги и не вносил их в кассу. В результате ваш долг не только не погасится, но ещё и возрастёт. Такие факты нами уже были выявлены, подготовлены материалы и переданы в следственные органы. И сегодня с этих людей идёт взыскание в соответствии с законодательством. Подобные факты мы пресекаем очень строго. К контролёрам применяются меры дисциплинарного характера.

— Факты хищения электроэнергии зафиксированы больше у населения или предприятий?

— К разным группам потребителей применяются разные тарифы. У потребителей производственной сферы в 3 раза больше тарифы, чем, например, у населения. Если по численности, то, конечно, у населения. С нашей стороны опять же приняты необходимые меры, идёт централизованное установление учёта, особенно в многоэтажных домах, где  сложно придумать какие-то методы, чтобы утаить, скрыть либо похищать использованные киловатты.

— Разрабатываются ли какие-то методы, чтобы потребитель не смог утаить использованные киловатты?

— Потребители придумывают разные ухищрения для того, чтобы заниматься хищением электроэнергии. А нам остаётся проводить рейды и выявлять этих нарушителей. И это хорошо, что сегодня с нами работают грамотные  специалисты, которые могут выявлять нарушения. Вот недавно нами был выявлен случай, когда сам факт ручного вмешательства отсутствует, однако киловатты пропали в счётчике. Даже нас удивляют такие  хищения электроэнергии. Мы над этим работаем и прилагаем все усилия по выявлению нарушений и недопущению подобных действий со стороны потребителей. С этой целью и проводятся рейды.

— Есть ли результаты Вашей работы в цифрах?

— Обязательно. Составляются необходимые специальные акты по формулярам, всё это фиксируется, эти документы у нас в строгой отчётности. Работает электронная система, те акты, которые составляются по фактам хищения, нарушения правил потребления электроэнергии, вносятся в единую систему и обязательно фиксируются. Например, в прошлом году мы составили более 1200 таких актов.  За 3 месяца текущего года мы составили 249 таких актов. Для сравнения, в 2015 году было составлено всего лишь 125 актов. Мы анализируем это, обсуждаем на совещаниях. Председатель ОАХК «Барки Точик» дал конкретные указания в этой сфере деятельности, признав нашу работу не совсем удовлетворительной. При этом он отметил, что реальных фактов хищения электроэнергии гораздо больше. Поэтому этой работе необходимо уделять особое внимание, что мы и делаем.

Апрель 18, 2017 17:29

Другие новости этой рубрики

Таджикский технический университет готовит высококвалифицированные кадры для различных отраслей республики
Центр международных программ Таджикистана: возможности для образования и профессионального роста молодежи
ВЫБОРЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ — 2025. Прозрачность и инновации на первом месте
ТАДЖИКИ ПОКОРЯЮТ МИР. «Дурахшандагон» — программа, которая помогает талантливой молодежи Таджикистана
Холодный сезон — горячая тема: что нужно знать о синдроме сухого глаза?
Меры, принятые руководством города Душанбе, сыграли значительную роль в развитии туризма и представлении возможностей отрасли
От культурных связей до экономики: важные итоги года для Таджикистана и России
Народная Демократическая партия Таджикистана отмечает 30-летие. Рассказываем о самом главном в ее деятельности
Сегодня Международный день гражданской авиации. Рассказываем об особенностях работы бортпроводников
В Таджикистане женщинам будут доступны новые профессии
Конституция Республики Таджикистан создала надежную правовую основу для защиты прав и свобод женщин
Шерали Кабир: «Крупные компании мира уделяют особое внимание природным ресурсам Таджикистана, увеличивая тем самым свои инвестиции в регион»