ДЕЗИНФОРМАЦИОННАЯ КАМПАНИЯ: ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ВНЕШНИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИГРОКОВ ЕЁ УСТРОИЛА ТЭО ПИВТ. Об этом заявил Файзулло Баротзода на Международной конференции в Катаре

Март 5, 2018 15:33

ДУШАНБЕ,05.03.2018./НИАТ «Ховар»/.  Директор Центра исламоведения при Президенте Республики Таджикистан Файзулло Баротзода выступил на 13-й Международной конференции по межконфессиональному диалогу «Религии и права челове­ка», прошедшей в столице Катара городе  Доха  20-21 февраля 2018 года. Тема его выступления —  «Религиозная ситуация в Республике Таджикистан». Ниже приводится текст данного выступления.

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Предпосылки. Достижение национальной независимости в Таджикис­тане коренным образом изменило идеологическую, политическую и струк­тур­ную платформу отношения государства к религии. Возрождение нацио­наль­но-религиозной культуры привело к снижению влияния марксис­тс­ко-ленинской идеологии и научного атеизма. Во всех постсоветских республи­ках произошел глубокий экономический кри­зис и идеологическо-политичес­кий вакуум. В такой ситуации каждая страна должна была в отдельности определить дальнейший путь своего развития. В первые годы независимости Таджикистана три основные силы – существующая государственная власть, нацио­наль­но ориентированная интеллиген­ция и политизированное духо­вен­ст­во включились в арену политичес­кой борьбы.

Очевидно, что любой переходный период требует создания соответст­вую­­щей инфраструктуры, в том числе и в области религиозной жизни. Поли­ти­­чес­кие проблемы и сложная обстановка в области безопас­нос­ти, особенно граж­данская война и непредсказуемая ситуация в Афганистане не дали возмож­ность должным образом адаптироваться к новым условиям. В начале независимости нам выпала нелегкая судьба. С обретением самостоятельности республики бывшего СССР столкнулись с необходимостью укрепления ос­нов национального строительства, а также определения стратегии и парадиг­мы дальнейшего развития. Если для тюрко-язычных республик в какой-то степени примером для подражания послужила модель Турецкой республики, которая делала акцент на секуляризм, вестернизацию и интеграцию тюркских народов, то в силу исторических предпосы­лок таджики были склоны к персо-язычному миру, где на тот момент и по сей день фигурируют два государства на официальном уровне использующие определение «исламская республика». Кроме того, примерами негативного влияния иранской модели исламской революции является бессмысленное копиро­вание идей, девизов и целей. Это не всегда соотносилась с социально-политическими и культурными реалиями таджикского общества и никак не было связано с действительности того времени.

К сожалению, в услови­ях формирования объединенной таджикской оппозиции и идеоло­ги­ческого противо­стояния в политическом пространстве были широко озву­че­ны радикальные лозунги. А позже эти лозунги, к большому сожалению, на­ходи­ли практическую реализацию в действиях оппозиции, что привело к нагнетанию внутренней обстановки в республике. Нес­мотря на сложную ситуацию, политическое руковод­ство страны в пе­риод 1992-1997 годов сумело устранить последствия гражданской войны и перестроить социально-религиозную жизнь в обществе на основе принципов светского государства. В итоге было подписано «Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане».

Меры. Государство и правительство Таджикистана приняли ряд норма­тивно-правовых актов в целях регулирования деятельности религиоз­ных органи­заций и религиозной жизни в обществе, созданы соответствую­щие государст­вен­ные структуры. Для координации процессов религиозной жизни, исследования проблем религиоведения и исламоведения были созданы компетентные органы, как Комитет по делам религии, урегули­рованию традиций, торжеств и обрядов при Правительстве Республики Таджикистан, Центр исламоведения при Президенте Республики Таджикис­тан, Исламский Центр Таджикистана, Исламский институт имени имама Абу Ханифы. В целях обеспечения конституционных прав граждан были приняты меры по восстановлению и строительству религи­озных объединений, мечетей, медресе, ремонту святых мест, что способствовало развитию религиозной культуры и укреплению гражданского общества в стране.

Нынешняя ситуация: достижения. Издание необходимой научно-религиозной и просветительс­кой литера­туры становилось важным  шагом.  В первую очередь, были опубликованы первоисточники по основным религиозным вопросам в виде небольших брошюр. Они были необходимы для создания правильной интерпретации основных религиозных потребнос­тей. Кроме того, правительство приняло на себя инициативу опубликовать классические исламские источники. Такие важные научно-религиозные источники, как «История Табари», «Кимия саадат», «Ихьяулумад-дин», «Месневи Маънави», «Равзат ус-Сафа» и ряд диванов классических поэ­тов были представлены читателям. Эти меры сыгра­ли важную роль в пре­дот­вращении политического и исламского экстремизма. Публикация и рас­прос­транение перевода Священного Корана, хадисов пророка и научного нас­ле­дия имама Абу Ханифы среди населения способствовали повы­ше­нию должного уровня религиозной культуры и национальной идентичнос­ти.

Эти мероприятия подготовили необходимые условия для празднования национальных обрядов и традиций, таких как Навруз, Ид аль-Фитр, Ид аль-Aдха, Мехргон, Сада и включение их в списке государственных праздников.

Празднование 1310-й годовщины Нуъмана ибн Сабита в 2009 году показало, что таджики являются созидатель­ной нацией и хранителями религиозных ценностей, им чужды элементы ради­ка­лизма и религиозного экстремизма. Возвращение националь­но­го празд­ника Навруз в реальной жизни людей привело к достижению баланса националь­ных и религиозных ценностей в гражданском обществе Респуб­лики Таджикистан.

Нынешняя ситуация: вызовы. В настоящее время великие державы воплощают идеологические аспекты геополитики на Ближнем Востоке в новом обличии. Борьба с экстремизмом и терроризмом превращается в мощное орудие для создания образа нового врага. Основная цель –  дестабилизация военно-политической обстановки в регионе уже достигнута. К сожалению, не все ясно с будущими проектами по управлению опасными процессами в исламском мире. В условиях финансового и экономического кризиса недовольные элементы общества во всех уголках мира автоматичес­ки попадают под влиянием райских обещаний подобных организаций, как ИГИЛ. Агитационная политика в рамках пропаганды террористической идеологии под лозунгом «исламского государства» сумела возродить экзотическую идею «murtaziqa» (наемники), широко распрост­раненную в начале ислама. К сожалению, некоторые граждане, в том числе часть молодого поколения Таджикистана разными незаконными способами также были привлечены к военных конфликтам арабских стран. Данная ситуация создает новые проблемы в религиозной жизни общества.

Нынешняя ситуация: внешние угрозы. В настоящее время также сохраняется большое влияние внешних угроз на ситуацию в регионе и нашей стране. Обширный обмен информацией, обучение за рубежом, свободный доступ к денежным переводам и различные способы поддержки экстремистс­ких организаций усиливают возможность практичес­кой реализации таких угроз. Искаженная оценка социально-политической ситуации и религиозной свободы в нашей стране со стороны зарубежных СМИ также является реальной угрозой для национальной безопасности в республике. Необходимо особо отметить дезинформационную кампанию, которую при поддержке внешних политических игроков устроила ТЭО ПИВТ. Следует подчеркнуть, что нестабильная политическая ситуа­ция в Афганистане остается одним из основных факторов нестабильности в регионе и нашей стране. Привлечение наших трудовых мигрантов в ряды экстремистских организаций иностран­ны­ми эмиссарами также становится очень опасным.

Нынешняя ситуация: внутренние угрозы. В то же время существуют не­ко­торые проблемы внутреннего характера. До сих пор религиозная грамот­ность населения не соответствует современным требованиям. Студенты, обу­чаю­щиеся в зарубежных религиозных вузах, проявляют инициативу по расп­рос­транению новых враждебных религиозных идей для того, чтобы манипу­ли­­ро­вать идеологи­чес­кую сферу, унизить роль умеренного духовенства и умень­­шить влияние национальных ценностей и традиций. А вовлечение мо­ло­дого поколения в ряды религиозных террористических организаций созда­ет реальную угрозу для стабильности, спокойствия и религиозного единства в обществе.

Выводы. Позиция Лидера нации и Правительства Республики Таджикис­тан по отношению к исламской религии очень дружелюбны. Считаем уместным цитировать отрывки из последнего Послания Президента Республики Таджикис­тан, его Высочества Эмомали Рахмона: «Ислам не имеет ничего общего с терроризмом. Борьба с терроризмом не означает борьбу с исламом. Терроризм не имеет религии, нации, веры и родины. Таджикская национальная культура сильно переплетена с ее религиозными ценностями, любая попытка разделить и противопоставить их друг другу была бы большой ошибкой». Правительство Таджикистана делает все возможное, чтобы сохра­нить этническую, культурную и религиозную самобытность своих граждан.

Республика Таджикистан в этой сложной ситуации будет опи­раться на собственный опыт миротворчества и концепции нацио­наль­ного единства. Мы считаем, что мировые и региональные державы еще не отказались в осу­ществлении своей политики делать ставку на всяческую поддержку религи­оз­ных войн в качестве ключевого фактора по поддержанию конфликтной ситуации в регионе Ближнего Востока. Продолжение такого процесса влияет на религиозную ситуацию в мусульманских странах и может подорвать сосуществование светских и религиоз­ных норм в любой момент. Исходя из данной ситуации, мы будем использовать все имеющиеся возможности для защиты национальных интересов, прочного мира, стабильности и устойчи­во­го экономического и социального развития в Республике Таджикистан. Мы будем сотрудничать со всеми дружественными странами, обоюдно заинтере­со­ван­ны­ми в устойчивом развитии экономики и толерантном уважении веротерпимости в наших странах. В качестве заключения в приятной ноте можно привести как образец плодотворного созидательного сотрудничество между Таджикистаном и дружественным Государством Катар богоугодный проект построения Большой соборной мечети в городе Душанбе, сдача в эксплуатации которой намечена в конце 2018 года. Будем надеяться на расширение подобных проектов с другими странами в обозримом будущем.

Март 5, 2018 15:33

Другие новости этой рубрики