ОН ПРЕВРАТИЛСЯ В «СЛОВО»… В память о великом поэте современности Бозоре Собире
ДУШАНБЕ, 01.05.2018 /НИАТ «Ховар»/. Весть о кончине известного таджикского поэта Бозора Собира болью отозвалась в сердцах всех, кто его знал. Своими воспоминаниями о нем с литературным обозревателем НИАТ «Ховар» Мансуром СУРУШЕМ делится Народный писатель Таджикистана, лауреат Государственной премии имени Рудаки Кароматулло Мирзо.
Всем было известно, что Бозор Собир тяжело болен. Поклонники его яркого, восхитительного таланта, а их у него, как редко у кого, было много, переживали за любимого поэта, надеялись на его скорейшее выздоровление. Поэтому весть о его кончине застала нас всех врасплох, как гром среди ясного неба.
Меня с ним связывала давняя дружба. Он не раз бывал у меня в гостях в Нилконе, и я потчевал его знаменитым рохатинским виноградом из нашего сада, который он любил. А когда мы долго не виделись и встречались в Душанбе, он в шутку говорил: «Кароматулло, боюсь, что ты подавишься своим виноградом, потому как ешь его в одиночку, без друзей».
На днях у меня была встреча с читателями в Национальной библиотеке. Отвечая на вопросы, я сказал, что получаю много писем от своих читателей, храню их, потому что они мне дороги, но больше всех — письма Бозора Собира. Одно из них я получил, когда еще работал директором издательства «Ирфон». В кратком письме Бозор Собир изложил свою просьбу, но он просил не за себя, а за одного из своих учеников, просил напечатать сборник его стихотворений, который ему понравился. В то же время все знают, как он строго, придирчиво и критично относился к творчеству своих собратьев по перу.
Когда я думаю о Бозоре Собире, мне нередко вспоминаются чеховские слова о том, что в человеке все должно быть прекрасно — и лицо, и душа, и одежда, и мысли. Именно таким — красивым и лицом, и сердцем был Бозор Собир. А какая у него была обворожительная улыбка, как он красиво, подобно своему кумиру Нодиру Нодирпуру, читал стихи, и не только собственные. Как он проникновенно описывал природу своих родных мест. Читая их, можно представить его кишлак Суфиён с глинобитными дувалами, кривыми улочками и одиноким орешником, услышать крик петуха и мычание коров. Его деревенские стихи мне напоминают есенинские, которого Бозор Собир очень любил и вместе с Лоиком Шерали блестяще перевёл немало его стихотворений, вошедших в поэтический сборник «Цветопад».
Он был неординарной личностью, воспринимать его можно по-разному. Кто-то считает, что он порою бывал излишне прямолинейным, правду-матку резал в глаза. Да, это так. Но все равно его любили, так как что бы он ни сказал и ни написал, он всегда был искренен и честен.
В одном из своих интервью, уже будучи в США, он говорил, что обглоданная шкурка дыни, валяющаяся в пыли под ногами на Путовском базаре, ему милее и дороже, чем хоромы и злато на чужбине. Мне он признавался, что отправился за океан в основном по причине того, что там находятся все три его сына, и дочь а то бы никогда не покинул Таджикистан. «Поэт должен жить на своей Родине», — часто повторял он.
Это было действительно так, чувством патриотизма и гордости за свой народ пронизано всё его творчество. А какое замечательное стихотворение Бозор Собир написал, когда под руководством и при личном участии Президента страны уважаемого Эмомали Рахмона была перекрыта река Вахш в Рогуне, проникнутое симпатией к Главе государства. Взаимностью ему отвечал и наш уважаемый Лидер нации, в чем мы не раз убеждались. Об этом свидетельствуют полные горечи слова из его соболезнования родным и близким покойного, в котором он выражает уверенность, что память о выдающемся поэте навсегда сохранится в сердцах любителей художественного слова.
Помнится, в 1995 году, когда в Москве скончался устод Сатым Улугзода, его тело по инициативе нашего уважаемого Президента было доставлено в Душанбе и захоронено в Лучобском пантеоне. Теперь опять же по поручению Основателя мира и национального единства – Лидера нации уважаемого Эмомали Рахмона, которого деятели науки, литературы и культуры по праву считают своим покровителем и вдохновителем, тело незабвенного Бозора Собира будет доставлено на Родину.
Таджикская земля, которую Бозор Собир самозабвенно любил, навсегда примет в объятия своего славного сына. Да упокоится его душа в раю, да коснется ее благодать Аллаха.