Тарик Икбал Сумро, Посол Пакистана: «Честно говоря, я никогда не восхищался ни одной страной так, как Таджикистаном»
ДУШАНБЕ, 12.05.2018 /НИАТ «Ховар»/. 12 мая исполняется два года с начала реализации Регионального проекта поставки электроэнергии CASA-1000.
Необходимо отметить, что в 2016 году в городе Турсунзаде с участием Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона и глав Правительств Афганистана, Пакистана и Кыргызстана был дан старт началу реализации данного проекта.
Начало реализации проекта CASA-1000 по строительству высоковольтной линии электропередачи является символом практического сотрудничества между странами обширного региона Центральной и Южной Азии.
Этот проект снизит энергодефицит, внесет вклад в формирование энергетического рынка, налаживание торгового сотрудничества государств-партнеров, создание новых рабочих мест, с учетом ряда экономических, социальных и экологических преимуществ. Реализация проекта CASA-1000 является первым шагом на пути осуществления комплекса мер и совместных договорённостей по укреплению коммуникационных и инфраструктурных связей между странами Центральной и Южной Азии, которые в дальнейшем создадут условия для развития и благополучия народов региона. В связи с этой датой корреспондент НИАТ «Ховар» Марзия САИДЗОДА побеседовала с Чрезвычайным и Полномочным Послом Исламской Республики Пакистан в Республике Таджикистан Тариком Икбалом СУМРО.
— Природа наградила Таджикистан богатыми гидроэнергетическими ресурсами, использование которых является наилучшим способом производства возобновляемой энергии для удовлетворения растущих потребностей людей. Пакистан, являющийся шестой по численности населения страной в мире, имеет высокий спрос на электроэнергию, особенно в летний период, когда электроэнергия находится в избытке в Таджикистане. Таким образом, завершение проекта CASA-1000 позволит Пакистану импортировать 1000-1300 МВт электроэнергии в летний период. Кроме того, это принесёт значительные доходы Правительству Таджикистана и создаст много рабочих мест для граждан РТ, поскольку проект САSA-1000 является первой практической инициативой по связыванию богатой энергоресурсами Центральной Азии с энергоемкой Южной Азией. Все страны-партнёры, в том числе Кыргызстан и Афганистан, а также агентства-доноры, придают большое значение успешной реализации. Несомненно, завершение проекта создаст беспроигрышную ситуацию не только для Пакистана и Таджикистана, но и для всего региона, поскольку он обеспечит постоянный энергетический коридор и откроет дальнейшие пути торговли электроэнергией в регионе. Проект уже вошел в фазу реализации, я уверен, что совместными усилиями вскоре он будет осуществлён, — сказал Тарик Икбал Сумро.
— В этом году намечается ещё одно знаменательное событие: исполняется 26 лет со дня установления дипломатических отношений между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Пакистан. Чего достигли наши страны за этот период дипломатического сотрудничества?
— 26 лет дружбы между Пакистаном и Таджикистаном — один из лучших примеров добрососедства на международной политической арене. Это связано с дальновидным руководством стран, разделяющим общие цели мира, прогресса и процветания для наших двух народов и для региона. С 1992 года, когда мы установили дипломатические отношения, подписано 55 двусторонних соглашений и меморандумов о взаимопонимании для институционализации и ускорения нашего двустороннего сотрудничества в различных областях. В результате взаимовыгодное сотрудничество налажено во многих сферах: политической, оборонной, экономической, культурной, научной и т. д. Обе стороны пытаются укрепить двусторонние отношения. В настоящее время наблюдается заметное совпадение взглядов между двумя странами по различным региональным и международным вопросам.
Помимо ООН, наше членство в региональных организациях, таких, как ШОС и ОЭС, еще больше активизировало двустороннее сотрудничество и в рамках многосторонних структур. Вот почему наши страны почти неизменно поддерживают друг друга на различных международных и региональных форумах.
В сфере безопасности наши страны рассматривают мир как основное условие экономического прогресса и процветания, следовательно, обе страны рассматривают угрозы экстремизма, терроризма и организованных трансграничных преступлений как движущие силы нестабильности и насилия. Общее видение глав наших стран придало нам решимость искоренить это зло не только в наших странах, регионе, но и во всем мире. Что касается экономической стороны, то руководство обеих стран осознаёт, что мы в настоящее время живем в условиях глобализированного и конкурентного мира, где экономические интересы часто пересекаются и требуют активизации двустороннего экономического сотрудничества. В этой связи проект САSA-1000 является ярким примером сотрудничества в области торговли электроэнергией. Хотя двусторонняя торговля между нашими двумя странами находится на положительной траектории за последние 26 лет, нам еще предстоит пройти долгий путь, чтобы реализовать максимальный потенциал, существующий в этой области, для взаимной выгоды. В настоящее время обе страны создали надежный институциональный механизм для укрепления двусторонних торговых связей. Уверен, что в ближайшие годы мы увидим значительный рост двусторонних торговых показателей.
— Какие меры будут приняты для увеличения торгового оборота между Таджикистаном и Пакистаном?
— Как я уже говорил, существует огромный потенциал в области торговли, который по-прежнему остаётся неиспользованным. К сожалению, наши экономические связи несоизмеримо малы по сравнению с существующими тёплыми политическими отношениями, несмотря на то, что наша двусторонняя торговля имела тенденцию к росту и увеличилась с 15 млн долларов в год в 2011 году до 90 млн долларов в 2014 году.
Однако позже мы стали свидетелями падения этих показателей: товарооборот между нашими странами стал сокращаться и достиг 64-х млн долларов в 2015 году, 55 млн долларов в 2016 году и, к сожалению, 45 млн долларов в 2017 году.
Эти колебания в течение столь короткого периода в несколько лет демонстрируют с одной стороны обширность потенциала, а с другой — показывают изменчивость и несогласованность торговых моделей из-за некоторых внешних препятствий.
На мой взгляд, основным препятствием для роста двусторонней торговли является отсутствие прямых автомобильных, железнодорожных и воздушных связей между двумя странами.
Тем не менее, в настоящее время мы создали несколько совместных рабочих групп в области торговли, инвестиций, транспорта и энергетики, которым поручено выработать стратегии по укреплению двусторонней торговли и достичь торговой цели в 500 млн долларов, установленной нашим руководством.
Со своей стороны мы способствовали организации различных выставок в Душанбе с 2015 года, а совсем недавно открыли торговый отдел в структуре нашего Посольства для дальнейшего укрепления торговых отношений путём создания прямых связей между предпринимателями и бизнесменами двух стран. Эти двусторонние усилия будут дополнены, прямо или косвенно, осуществлением проекта Китайско-пакистанского экономического коридора, который является очень важным компонентом крупнейшего проекта по инициативе Китая «Один пояс и один путь», поскольку данный проект устанавливает идеальную транспортную инфраструктуру и механизм подключения к ней не только наших братских стран, но и стран всего региона. Поэтому я уверен, что совместными усилиями и некоторыми дополнительными региональными инфраструктурными сетями мы вскоре сможем добиться двусторонних экономических связей, наравне с отличными политическими отношениями.
— Пакистан официально стал полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества в 2017 году. Как вы оцениваете роль этой влиятельной организации в обеспечении безопасности и экономической интеграции региона ШОС?
— В прошлом году получение статуса полноправного членства в ШОС поистине стало для нас историческим событием. В этой связи мы по-прежнему высоко ценим братскую страну Таджикистан и другие дружественные страны за их непоколебимую поддержку Пакистана. В настоящее время регион ШОС — это примерно 40% мирового населения и 20% мирового ВВП, он стал одним из основных игроков в региональных и глобальных вопросах. У организации действительно есть большой потенциал во всех областях, чтобы превратить весь регион в процветающее сообщество наций.
В настоящее время мы сталкиваемся с новыми серьёзными проблемами, которые требуют совместных усилий для их преодоления во имя нашей общей выгоды. Значительными среди них являются проблемы экстремизма, терроризма и организованных транснациональных преступлений. Невинные люди погибают от дьявольских рук экстремистов и террористов во всем мире, которые своими действиями дискредитируют и порочат благородную религию — Ислам.
Мы все знаем, что ситуация с региональной безопасностью в настоящее время далека от идеалов. В основном это связано с неустойчивой ситуацией и проблемой безопасности в Афганистане, что по-прежнему вызывает обеспокоенность не только членов ШОС, но и всего международного сообщества.
Поскольку Пакистан и Таджикистан имеют протяжённые границы с Афганистаном, прочный мир в Афганистане имеет большое значение для наших двух стран и народов. В этой связи ШОС может сыграть решающую роль в обеспечении региональной безопасности и стабильности, поскольку в ее Уставе предусмотрен идеальный механизм для содействия многостороннему сотрудничеству и принятия коллективных мер против вызовов, угрожающих безопасности государств-членов.
Одновременно Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС) предлагает конкретную многостороннюю систему обеспечения безопасности. Через РАТС вооруженные силы стран-членов обязаны поддерживать регулярные контакты, обмениваться информацией, проводить совместные военные учения и разрабатывать коллективные стратегии для преодоления общих угроз безопасности.
Точно так же ШОС обладает большим потенциалом для экономической интеграции региона. Членство Пакистана в ШОС своевременно совпало с продолжающимся осуществлением проекта Китайско-пакистанского экономического коридора и более крупного проекта «Один пояс и один путь».
Завершение этих проектов принесёт значительную выгоду всему региону ШОС, включая наши две страны. Важное геостратегическое положение Пакистана в регионе позволяет ему стать естественным связующим звеном между евразийским центром и Аравийским морем. В этой связи наши круглогодичные теплые морские порты, особенно Гвадар, предлагают идеальный наземный маршрут государствам-членам ШОС для межрегиональной и внутрирегиональной торговли.
— Терроризм и экстремизм являются одной из важнейших проблем современного мира, они создают новые вызовы для международного сообщества. Поскольку Пакистан сильно пострадал из-за этого зла, какие шаги в настоящее время предпринимаются для решения проблемы?
— Пакистан находится на передовой линии в глобальной войне с терроризмом с 2001 года. Весь мир знает, что мы понесли огромные человеческие и материальные потери в этой долгой и тяжелой борьбе. Террористы не пощадили даже наших детей в школах и парках. Благодаря нашему руководству, храбрым вооружённым силам и патриотам в результате длительной военной кампании нам удалось уничтожить тысячи террористов, а также их укрытия на нашей земле.
Но все это было достигнуто колоссальной ценой. С 2001 года это стоило нам более 75 тысяч жизней соотечественников, как сотрудников правоохранительных органов, так и невинных мирных граждан. Кроме того, мы понесли потери в размере более 123-х миллиардов долларов ущерба национальной казне. Мы начали операцию «Зарб-и-Aзаб» («Резкий удар») на территории племен федерального управления на северо-западе Пакистана в 2014 году, которая продолжалась в течение двух лет. Во время этих операций мы потеряли около 500 пакистанских солдат и уничтожили 3500 боевиков. После успешного завершения «Зарб-и-Азаб» наши силы в настоящее время проводят операцию «Раддул-Фасаад» («Ликвидация раздора»), которая в значительной степени основана на данных разведки в Пакистане. Она направлена на устранение оставшегося скудного и рассеянного присутствия террористов и их посредников. Несмотря на то, что в период с 2013 по 2017 годы в Пакистане произошло резкое сокращение числа терактов, мы не успокоимся, пока полностью не освободим нашу Родину от зла экстремизма и терроризма. В настоящее время на афгано-пакистанской границе находятся более 200 тысяч пакистанских войск, дислоцированных на территории племен федерального управления. Эти боевые и высокопрофессиональные войска всегда готовы устранить любую угрозу нашей безопасности. Мы к настоящему времени очистили каждую деревню и дом в этих районах и успешно реабилитировали 96% перемещённых внутри страны людей, которые временно мигрировали оттуда в разгар битвы. Мы также осуществляем План развития инфраструктуры в районах, подверженных терроризму, на северо-западе Пакистана. Согласно этому плану, были построены дороги длиной 705 км, которые служат новыми торговыми путями в этих районах. Кроме того, были созданы сотни общественных зданий, в том числе школы, больницы, рынки и спортивные сооружения, для стимулирования социально-экономического развития. Это направлено на то, чтобы обеспечить стабильность в этих районах. По сей день мы продолжаем принимать около 2,7 миллиона беженцев из Афганистана. Они напоминают нам о побочных эффектах афганского джихада против бывших советских войск в 1980-х годах. Мы считаем, что беженцы легко могут превращаться в террористов, их трудно проследить до тех пор, пока они не совершат теракты. Настало время в сотрудничестве с международным сообществом и правительством Афганистана репатриировать их на родину и чем скорее, тем лучше.
— Таджикистан и Пакистан издревле связывают научные и культурные связи. Произведения выдающегося пакистанского ученого Мухаммада Икбала Лахури неоднократно публиковались в различных изданиях Таджикистана. Какие меры принимаются вашей страной в целях укрепления научного и культурного сотрудничества между нашими странами?
— Вы правы в том, что наши братские страны и народы связаны общей историей, религией и культурными традициями. Даже наша одежда и кухня почти схожи. Обе страны являются последователями универсальных и мирных посланий великих светил — Аллома Мухаммада Икбала, Файза Ахмада Файза, Саида Али Хамадони, Садриддина Айни и других. В 1992 году наши страны подписали Соглашения о сотрудничестве в области культуры, спорта и туризма, а также о научно-техническом сотрудничестве.
Некоторые из наших учебных заведений также подписали двусторонние Меморандумы по содействию научному обмену. Поскольку таджикский народ высоко ценит творчество Аллома Мухаммада Икбала, наше Посольство в Душанбе в партнёрстве с Союзом писателей Таджикистана основало в 1995 году Общество Икбала. Тогда мы подарили тысячи копий произведений Мухаммада Икбала, написанных на кириллице, различным учреждениям Таджикистана. Знаменитый таджикский ученый Али Мухаммад Хуросони был награжден премией «Гордость исполнения» Президентом Пакистана в 2015 году за его превосходные работы о поэзии Икбала. В целях поощрения двустороннего научного обмена студенты обеих сторон получили образование в Пакистане и Таджикистане. В мае 2009 года в Душанбе также был создан пакистанский учебный центр на восточном факультете отделения языка урду Таджикского национального университета, чтобы помочь студентам из Таджикистана в их научных работах по изучению языка урду и проведению исследований по Пакистану. Посольство также время от времени оказывает финансовую помощь для публикаций произведений известных пакистанских и таджикских ученых, распространения литературы обеих стран. Аналогичным образом Посольство в координации с пакистанским учебным центром и Обществом дружбы между Пакистаном и Таджикистаном регулярно организует книжные выставки в Пакистане, которые высоко ценятся таджикскими учеными и студентами. Мы организовали культурные мероприятия и показы моды в Душанбе в октябре-апреле 2016 года. Кроме этого, знаменитый дизайнер из Пакистана Варда Салим участвовала в Международном дизайнерском вечере, который состоялся в Душанбе в октябре 2016 года, и поделилась опытом и мастерством в области дизайна. В августе 2017 года Посольство также организовало фотовыставку, в которой были отражены пакистано-таджикские отношения, также был устроен показ пакистанских и таджикских дизайнеров по случаю 70-летия Дня независимости Пакистана и 25-летия установления дипломатических отношений между нашими двумя странами. Мы регулярно участвуем в различных традиционных фестивалях, проводимых в Душанбе. Когда мы участвуем в подобных мероприятиях, обычно выставляем блюда пакистанской кухни, это привлекает внимание огромного количества людей.
— Какое впечатление у вас сложилось о стране и народе Таджикистана?
— Если отвечать на этот вопрос одним словом, то достаточно сказать «удивительное». За свою 31-летнюю дипломатическую карьеру я работал в ряде стран и, честно скажу, никогда не восхищался ни одной страной так, как Таджикистаном. Таджикский народ по праву известен в мире своим щедрым гостеприимством, и в этом я убедился с тех пор, как занял нынешнюю должность. Таджики – народ дружелюбный, они всегда готовы прийти на помощь любому, кто в ней нуждается. Таджикский народ также является высокопрофессиональным и трудолюбивым, обладает развитым чувством патриотизма, стремится к успешной жизни, процветанию своей Родины. Меня также впечатлил высокий уровень грамотности и активная гражданская позиция. Все эти отличительные черты не только указывают на богатую культуру и прогрессивный характер таджикского народа, но и на дальновидное руководство Президента Эмомали Рахмона, чьи неустанные усилия по развитию Таджикистана помогли таджикскому народу выйти на путь мира, прогресса и процветания.
— Каковы ваши пожелания народу Таджикистана?
— Я желаю братскому народу Таджикистана мира, прогресса и процветания. Да здравствует дружба между Пакистаном и Таджикистаном!
— Благодарю за интервью.
Марзия САИДЗОДА
НИАТ «Ховар»