ЕГО ФЕЛЬЕТОНЫ, РЕПОРТАЖИ, ОЧЕРКИ, ПАМФЛЕТЫ СЛУЖАТ ОБРАЗЦОМ МАСТЕРСТВА ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ. Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося журналиста Михаила Кольцова
ДУШАНБЕ, 12.06.2018 /НИАТ «Ховар»/. Михаил Кольцов родился 12 июня 1898 года. Материалы выдающегося советского журналиста, мастера фельетона перепечатывали многие газеты мира. Он славился не только тонким мастерством в журналистике, но и трудолюбием и преданностью своему делу, что и стало феноменом его гениальности. О других качествах журналиста и интересных фактах из его жизни повествует литературный обозреватель НИАТ «Ховар» Мансур СУРУШ.
Классик советской литературы Алексей Толстой в одной из своих статей назвал тройку самых известных, широко читаемых и почитаемых журналистов своего времени. Ими были Илья Эренбург, Михаил Кольцов и Габриэль Эль-Регистан. Кстати, последний — уроженец Самарканда, в совершенстве владел таджикским и узбекским языками.
Михаилу Кольцову, как вспоминает журналист-международник Юрий Жуков в очерке «О двух братьях», посвящённом легендарному журналисту и его брату, знаменитому художнику-карикатуристу Борису Ефимову, были все жанры по плечу, но особенно он прославился своими фельетонами. Ими зачитывались не только во всей необъятной стране, но и за рубежом. Особое место в жизни и творчестве М. Кольцова занимает период его деятельности в качестве корреспондента «Правды», охваченный гражданской войной в Испании.
«Но он не только писал – он воевал! С пистолетом в руках штурмовал крепость Толедо», — скажет потом в одном из своих интервью Борис Ефимов. Затем публикации журналиста легли в основу его книги «Испанские записки».
К слову, в Испании он близко сошёлся с Эрнестом Хемингуэем и даже стал прототипом одного из героев его знаменитого романа «По ком звонит колокол» — русского журналиста Каркова. Другим примечательным фактом является то, что этот многопрофильный журналист был основателем журналов «За рубежом», «За рулём», «Советское фото», сатирического журнала «Чудак», инициатором многих других творческих начинаний.
Михаил Кольцов погиб в годы сталинских репрессий и реабилитирован посмертно. Что удивительно, судьба благоволила Борису Ефимову – он прожил 108 лет, а Михаил Кольцов – только 41 год. Но жизнь человека продолжается в трудах, оставшихся после него. Фельетоны, репортажи, очерки, памфлеты Михаила Кольцова, ещё при его жизни ставшие хрестоматийными, и сегодня служат образцом мастерства для тех, кто избрал профессию журналиста. В том числе и в Таджикистане. О том, каким влиянием пользовался Михаил Кольцов у таджикских журналистов 60-70-80-х прошлого века, вспоминает ветеран печати, член Союза писателей Таджикистана Бахтиёр Муртазоев:
— Ещё в студенческие годы наш преподаватель Вохид Асрори говорил: «Каждый журналист, особенно начинающий, может и должен учиться у Кольцова». После этого я пошёл в библиотеку и стал читать всё, что было издано за подписью М. Кольцова. Его фельетоны поразили меня образностью, сжатостью, захватывающим стилем, они были насыщены, но всегда в меру, иронией, парадоксами и гиперболами. Уроки мастера мне особенно пригодились, когда я уже сам стал работать в газете. А начинающим журналистам, подобно незабвенному профессору Асрори, я советую чаще обращаться к многогранному наследию Михаила Кольцова. У него научиться можно многому.
Мансур СУРУШ,
литературный обозреватель НИАТ «Ховар»