АБР В БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА ПРЕДОСТАВИТ ТАДЖИКИСТАНУ СВЫШЕ 300 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ США. Вице-президент Азиатского банка развития дал интервью редактору Русской службы НИАТ «Ховар»
ДУШАНБЕ, 15.08.2018 /НИАТ «Ховар»/. Вице-президент Азиатского банка развития Венкай Жанг с официальным визитом находится в Республике Таджикистан. Вчера состоялась его встреча с Премьер-министром Республики Таджикистан Кохиром Расулзода, первым заместителем Премьер-министра РТ Давлатали Саидом и другими официальными лицами. В ходе встречи обсуждались приоритеты развития Таджикистана и сотрудничества с АБР.
Редактор Русской службы НИАТ «Ховар» Елена БАТЕНКОВА встретилась с Венкай ЖАНГОМ и задала ему несколько вопросов относительно дальнейшего сотрудничества АБР с Таджикистаном, а также проектов, которые будут совместно реализовываться.
— Господин Венкай Жанг, в этом году исполняется 20 лет, как Таджикистан начал сотрудничать с Азиатским банком развития. На Ваш взгляд, каковы основные достижения этого сотрудничества?
— Я горд и счастлив отметить 20 лет сотрудничества между Таджикистаном и Азиатским банком развития. Таджикистан вступил в АБР в 1998 году, и за эти 20 лет наш банк одобрил свыше 1,6 миллиарда долларов помощи в виде грантов, льготных кредитов и технической помощи. Мы поддержали много проектов в разных секторах экономики. В рамках наших проектов, например, восстановлены сотни километров автомобильных дорог, линий электропередачи, мы помогли улучшить работу нескольких ГЭС в стране. Также были проекты в сельском хозяйстве, в области ирригации и в социальном секторе. АБР внёс большой вклад в экономическое и социальное развитие страны.
Кроме инфраструктурных проектов, АБР поддержал реализацию экономических реформ в Таджикистане.
Банком поддержано много инициатив регионального сотрудничества и интеграции в регионе в рамках программы центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества.
— Как известно, инвестиционная задача – многогранная, она состоит из многих аспектов. Расскажите, пожалуйста, как происходит у Вас эта процедура – отбор проектов, формирование инвестиционного портфеля?
— Конечно, для того, чтобы успешно реализовывалась инвестиционная задача, она подлежит рассмотрению с разных сторон. Во-первых, при разработке проектов АБР придерживается определённых политик по их дизайну и реализации. У АБР очень строгие процедуры по закупкам, соблюдению социальных гарантий, защите окружающей среды и должному финансовому управлению. Для того чтобы подготовить инвестиционный проект, банк предоставляет сначала техническую помощь, в рамках которой готовится технико-экономическое обоснование, проводится финансово-экономический анализ. У нас строгие правила по финансированию проектов. Сами проекты должны быть устойчивыми и давать хороший результат. У банка есть также и другой вид помощи – это оказание помощи на основе мер политики или, другими словами, бюджетная поддержка. При разработке этих программ мы обсуждаем с Правительством Таджикистана определённый ряд реформ, которые оно должно реализовать, и в ответ на это мы предоставляем бюджетную поддержку. Например, по Программе улучшения инвестиционного климата предусмотрены такие условия, как обеспечение защиты бизнеса, повышение инноваций и другие.
— Как Вы оцениваете усилия Правительства Республики Таджикистан в решении экономических и социальных проблем?
— Могу сказать, что за последние 20 лет Таджикистан достиг больших результатов в плане развития экономики. На протяжении последних нескольких лет страна держала высокий уровень роста. В 2017 году уровень ВВП составил 7,1%, в этом году уровень ВВП, по прогнозам АБР, будет 6,5%, этот же уровень роста ожидается и в следующем году. В плане высокого экономического роста страна достигла больших результатов. Конечно, ещё имеется много нерешённых вопросов, в частности, в банковской сфере, низкий уровень частных инвестиций. Необходимо еще многое сделать, чтобы улучшить макроэкономическую стабильность в стране, чтобы достичь более инклюзивного и устойчивого роста, но я считаю, что у Таджикистана большой потенциал.
— АБР недавно принял новую корпоративную стратегию до 2030 года. Каковы основные направления этой стратегии?
— Да, 26 июля совет директоров АБР принял новую корпоративную стратегию на 2030 год, которая дает направления для АБР, как отвечать более эффективно на меняющиеся потребности региона. В рамках стратегии АБР будет совмещать знания, финансы и партнёрство для того, чтобы продолжить свои усилия по снижению уровня бедности в регионе и помочь региону стать процветающим, инклюзивным и устойчивым. Она даёт новые возможности АБР стать сильнее и лучше.
В рамках стратегии работа АБР будет сосредоточена в семи направлениях — это продолжение усилий по сокращению уровня бедности, ускорению достижения гендерного равенства, борьбе с изменением климата и созданию устойчивости к изменению климата, работе по тому, чтобы города стали более пригодными для проживания, повышению продовольственной безопасности и развитию сельской местности, усилению управления и созданию институционального потенциала, продвижению регионального сотрудничества.
В рамках стратегии будет усилена работа АБР по поддержке частного сектора и передаче передового опыта и знаний. АБР будет использовать дифференцированный подход к разным странам, то есть будет адаптироваться к каждой отдельной стране.
— Что мы можем ожидать от АБР в ближайшие годы?
— Опираясь на 20-летний опыт нашего двустороннего сотрудничества, в соответствии с новой стратегией, учитывая национальные приоритеты, мы постараемся усилить нашу поддержку по развитию страны. В данное время мы готовим новый операционный план на следующие три года, с 2019 по 2021 годы. В течение предстоящих трёх лет АБР планирует предоставить Таджикистану свыше 300 миллионов долларов США. Программа помощи будет включать проекты по реабилитации ключевых транспортных коридоров, поддержке реформ в энергетической отрасли, улучшению энергетической инфраструктуры, развитию финансового сектора, улучшению трудовых навыков, усовершенствованию инвестиционного климата, повышению продовольственной безопасности, улучшению услуг в сфере здравоохранения и другие проекты.
Один из проблемных вопросов — это низкий уровень частных инвестиций, поэтому АБР продолжит поддерживать улучшение инвестиционного климата, а также проекты по улучшению финансового сектора, поддержке государственных предприятий.
Мы осознаём, что финансовая помощь нашего банка недостаточна, ограничена для того, чтобы удовлетворить имеющийся спрос в стране. Поэтому мы продолжим развивать сотрудничество с другими двусторонними и многосторонними партнёрами, частным сектором, чтобы найти дополнительное финансирование.
Таджикистан – страна, не имеющая выхода к морю, поэтому для неё важны региональные энергетические и транспортные связи. Таджикистан играет важную роль в развитии регионального сотрудничества и интеграции, и мы продолжим оказывать помощь ему, чтобы превратить транспортные коридоры в экономические, чтобы между странами региона развивалось сотрудничество и торгово-экономические отношения.
— Это не первый ваш визит в Таджикистан, правда? Каковы Ваши впечатления от нашей страны?
— Я посещал Таджикистан несколько раз, это мой четвёртый визит. С 2015 года я каждый год стараюсь приезжать сюда. Во время каждого визита Таджикистан у меня проходит плодотворный, открытый диалог с руководством республики и другими высокопоставленными лицами, обсуждаются вопросы текущего сотрудничества, перспективы и планы на будущее. В частности, накануне у меня состоялась встреча с Премьер-министром Республики Таджикистан Кохиром Расулзода, с которым мы обсудили бизнес-план на ближайшие три года и ряд важных проектов.
Когда я приезжаю сюда, осознаю, что это красивая страна с добрыми, гостеприимными людьми, богатой историей, динамично развивающейся экономикой. Надеюсь, что наше сотрудничество продолжится и дальше. Думаю, у Таджикистана в краткосрочной и долгосрочной перспективе хорошее будущее.