«УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ К ОБСЕ СНИЖАЕТСЯ». Так заявил первый заместитель главы МИД Таджикистана Низомиддин Зохиди, который участвует в ежегодном совещании этой организации в Варшаве
ДУШАНБЕ, 15.09.2018. /НИАТ «Ховар»/. «Уровень доверия государств-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) к этой организации снижается», — заявил вчера первый замминистра иностранных дел Таджикистана Низомиддин Зохиди в интервью корреспонденту Радио «Озоди».
Напомним, что спустя два года официальная делегация Таджикистана во главе с первым заместителем Министра иностранных дел РТ Низомиддином Зохиди приняла участие в ежегодном традиционном совещании Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ /ОБСЕ), которое проходит с 10 по 21 сентября 2018 года в Варшаве. В 2016 году правительственная делегация Таджикистана покинула варшавское совещание из-за участия в нем представителей террористической и экстремистской организации «Партия исламского возрождения (ТЭО ПИВ), деятельность которой запрещена на территории Таджикистана.
К сожалению, руководители и члены ТЭО ПИВ вновь приглашены на это совещание.
«Мы готовы высказать наши претензии руководству организации», отметил Н. Зохиди в беседе с корреспондентом Радио «Озоди» 14 сентября. Он сказал: «Хочу прежде всего подчеркнуть, что сотрудничество и диалог с международными и региональными организациями является одним из основных направлений внешней политики Таджикистана. Именно поэтому мы приняли решение участвовать в ежегодном совещании Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Но здесь не хватает духа Хельсинки, духа времен, когда был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Заключительный акт был подписан в столице Финляндии 1 августа 1975 года между главами МИД 35 стран-основателей ОБСЕ как постоянно действующего форума представителей этих государств. – НИАТ «Ховар»).
На мой взгляд, причина снижения уровня доверия государств-членов к этой организации заключается в том, что в ОБСЕ нередко практикуют политику «двойных стандартов». В качестве примера можно привести приглашение партий и движений (ТЭО ПИВ и «Группа 24». — НИАТ «Ховар»), объявленных террористическими и экстремистскими. Некоторые страны подвергли критике ОБСЕ за то, что предоставляет трибуну этим группировкам».
По словам Низомиддина Зохиди, террористическими и экстремистскими этих организаций признали страны члены Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности и Содружества Независимых Государств, страны, которые по сути определяют мировую политику. Власти Таджикистана представили этим авторитетным международным организациям неопровержимые доказательства террористической и экстремистской деятельности этих партий и движений.
Напомним, что свое недовольство деятельностью ОБСЕ за последние 10-15 лет неоднократно выражали не только Таджикистан, но и другие страны, в том числе Россия, Украина, Кыргызстан.
В сентябре 2006 года на заседании СМИД ОБСЕ глава МИД РФ Сергей Лавров впервые заявил о возможности выхода России из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое и экономическое сотрудничество.
В октябре 2007 года Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу БДИПЧ/ОБСЕ, но позже она была отвергнута.
В сентябре 2016 года делегация Таджикистана покинула зал совещания ОБСЕ по правам человека в Варшаве. Поводом для этого послужило участие в мероприятии активистов ТЭО ПИВ, находящихся в международном розыске.
«Допуск преступных элементов к ежегодным совещаниям БДИПЧ/ОБСЕ подрывает имидж этой организации и не способствует конструктивному диалогу в рамках совещания… В связи с вышеизложенным наша делегация считает невозможным свое дальнейшее участие в работе нынешнего совещания БДИПЧ ОБСЕ по человеческому измерению. Делегация Таджикистана покидает совещание», — говорилось тогда в заявлении таджикской делегации.
Позже глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин обвинил ОБСЕ в политике двойных стандартов, изложив позицию Таджикистана по актуальным вопросам повестки дня ОБСЕ на Пленарном заседании 23-го совещания Совета министров иностранных дел Организации в декабре 2016 года.
Он обратил внимание глав делегаций государств-участников ОБСЕ на наличие двойных стандартов в подходах Организации и ряда ее стран, на недопустимость случаев участия криминальных лиц и группировок в мероприятиях ОБСЕ, а также на необходимость пересмотра мандатов полевых присутствий Организации в соответствии с приоритетами и реальными потребностями принимающих стран.
И в 2017 году, по настоянию Правительства Таджикистана деятельность Организации в стране была ограничена, зональные офисы сокращены и Бюро ОБСЕ переименовано в Программный офис ОБСЕ.