ОТ ПОСЛАНИЯ К ПОСЛАНИЮ. Удалось ли реализовать за год поставленные Президентом задачи?
ДУШАНБЕ, 15.12.2018 /НИАТ «Ховар»/. Мы приближаемся к очередному важному событию в жизни нашего государства – 26 декабря Основатель мира и национального единства – Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон выступит с 20-ым юбилейным Посланием к Парламенту страны.
Если проанализировать динамику в Послании, то мы увидим, что она с каждым годом усовершенствуется. Удалось ли реализовать за год поставленные Президентом задачи, в каком направлении нашей республике необходимо развиваться дальше? На эти и другие вопросы редактора Русской службы НИАТ «Ховар» Елены БАТЕНКОВОЙ ответил доктор экономических наук, профессор, депутат Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан Рустам КУДРАТОВ.
— В чём заключается важность ежегодных Посланий Лидера нации Парламенту страны?
— Это анализ внешней и внутренней политической деятельности страны за год, который имеет стратегически важное значение. В Послании ежегодно поднимаются приоритетные для Таджикистана вопросы в различных направлениях развития. Государство развивается, соответственно, изменяются приоритеты.
Например, в 2000 году наш бюджет составлял всего 300 млн сомони. В 2019 году он составит свыше 23 млрд 800 млн сомони. Бюджет увеличился в 80 раз, это очень хорошая динамика.
В прошлогоднем Послании были определены такие приоритеты для развития, как туризм и развитие национальных ремёсел. В этой связи, 2018 год был объявлен Годом развития туризма и народных ремёсел.
В этом году для всех ремесленников созданы все благоприятные условия для работы и развития, их освободили от налогов. Ремесленничество – это тоже один из факторов обеспечения населения рабочими местами. Если человек имеет навыки работы дома, это – доход семье и условия самореализации.
— Почему упор был сделан именно на ремёсла и туризм?
— Ручная работа имеет свои особенности. То, что делают ремесленники, нельзя выпустить на производстве. В этом и заключается уникальность ремесленных изделий.
Учитывая наши традиции, менталитет, культуру, мы должны возродить утраченные ремёсла. Самое главное – эта продукция востребована, и она даёт доход. Если выпускать на современном оборудовании ремесленные изделия, они теряют свою ценность.
Хочу привести пример, насколько ценна эта продукция. В Хатлонской области иностранные туристы купили за 3 тысячи долларов национальный чапан, которому 300 лет. Целью покупки стал ни сам чапан, а вышивка, которой он украшен. Древняя национальная таджикская вышивка – это уникальная работа.
Вторым приоритетом стало развитие туризма. За этот год поток туристов увеличился в несколько раз. Конечно, утверждать, что у нас нет проблем, было бы лукавством. В этом направлении нам предстоит проделать ещё много работы.
Нам нужно кластеризовать, какие виды туризма у нас более приемлемые. Мы можем развивать исторический, горный оздоровительный, экологический туризм, агротуризм и многие другие виды туризма. Тут очень много направлений.
Необходимо продолжать развивать соответствующую инфраструктуру. Если, например, к нам приезжает турист, то ему должна быть предоставлена хорошая гостиница и, следовательно, нормальные условия. Почему, например, граждане России едут отдыхать в Анталию? Потому что те своих туристов обеспечивают «от и до». Туристам предоставляются 300 наименований завтрака, 500 наименований обеда и столько же наименований ужина, комфортные пляжи. Большой поток туристов позволяет снижать цены до минимума на многие услуги. То есть, доходность складывается за счет объёма туристов.
— Что вы можете сказать о других направлениях?
— В 2015 году ООН провела 70-ю юбилейную сессию, куда были приглашены президенты всех стран. На сессии были оглашены 17 целей устойчивого развития до 2030 года. Тогда было объявлено, что тем государствам, которые разработают стратегию национального развития, будет оказана большая грантовая поддержка.
Таджикистан стал одним из первых государств, который разработал, утвердил и начал реализовывать Стратегию национального развития. Она состоит из трёх пятилеток, начиная с 2016 года, и содержит 232 индикатора, по которым международные институты оценивают нашу экономику, развитие социальной сферы и экономические аспекты.
По индексу развития человеческого капитала Таджикистан занимает 143-е место. В Стратегии указано, что за 15 будущих лет мы должны войти в 80-ку развитых стран мира. Это скачок почти в два раза. Там чётко описаны меры, которые наше государство должно предпринять в ближайшие 12 лет. Наша задача поменять модель экономического управления. Ранее у нас была аграрно–промышленная модель управления, а сейчас мы переходим к индустриально-аграрной.
К примеру, по статистике в 2015 году доля сельского хозяйства в ВВП составляла 23,5%, а промышленность – 13,5%, что меньше, чем сельское хозяйство. Теперь возьмём показатели прошлого года, они показывают, что доля промышленности увеличилась на 2% и составила 15,5%. По третьему сценарию Стратегии доля промышленности будет доведена до 20-21 %, а доля аграрного производства – 19-20%. У нас должен быть опережающий рост промышленности.
— К чему это приведёт?
— Все эти меры позволят Таджикистану максимально снизить уровень бедности. Уровень бедности в Таджикистане в 2015 году составлял 30%. Бедными считаются домохозяйства, доход которых по классификации Всемирного банка составляет менее 2 долларов 15 центов на душу семьи в день. В 2003 году этот уровень составлял 83%. Чтобы развитие экономики было устойчивым мы должны принять меры для привлечения инвестиций. Об этом постоянно в своих Посланиях ставит задачу Лидер нации.
— Можно ли сегодня сказать, что экономика Таджикистана устойчиво развивается?
— Конечно. Например, в странах Прибалтики и, в общем, в государствах Европы рост ВВП в год составляет 2-3 %. У нас за последние 15 лет прирост ВВП в год составляет 6-7%. К 2030 году согласно Стратегии национального развития мы должны довести прирост ВВП до 9%.
— Как это сделать и за счёт чего?
— Во-первых, за счёт вложений в человеческий капитал. Индекс человеческого развития складывается из трёх индексов — продолжительность жизни, уровень образования и уровень жизни.
Поддерживая сферу медицины, за ближайшие годы мы должны прийти к тому, что продолжительность жизни людей должна увеличиться в среднем до 80 лет, женщин — до 82, мужчин — до 78.
У нас есть и ещё одна социальная цель. В 2015 году 25% населения относились к среднему классу. По промышленно- инновационному сценарию развития эта цифра должна будет составить в 2030 году 50%.
Есть ещё и гендерный вопрос. Около 20% женщин занимаются самозанятостью. В других государствах этот показатель обычно 50-55%. Одной из главных проблем такого положения женщин является нехватка дошкольных учреждений. То есть, наши женщины хотят работать, но при этом пристроить детей в детский сад они не могут. В 2015 году 13% таджикских женщин имели доступ к дошкольным учреждениям. Согласно Стратегии этот индикатор в 2030 году будет составлять 100%. Это позволит решить несколько вопросов – повысится качество воспитания детей, женщины будут самореализованы, это рабочие места и вовлечение женщин в общественное производство.
Для решения этих и других вопросов Министерство образования подготовило свои планы. Чтоб реализовать все задачи Стратегии национального развития до 2030 года, Таджикистану необходимо 118 млрд долларов. Это в год в среднем 8 млрд долларов инвестиций. Если проанализировать предыдущие Послания, мы увидим, что там говорится о том, что нам необходимо создание институциональной среды для привлечения инвестиций.
То есть должна быть такая институциональная среда, чтобы зарубежным и отечественным предпринимателям было выгодно сюда вкладывать свой капитал. Для этого необходимо внести изменения и поправки в более чем 50 законов. Институт частного предпринимательства, институт бизнеса, ценообразования и другие. Все эти институты должны в совокупности создать благоприятную среду для устойчивого развития национальной экономики.
— Удалось ли реализовать за год поставленные задачи?
— По среднесрочной программе на 2016-2020 годы нам удалось достичь определённых индикаторов развития. Многие задачи были реализованы, но остались и нерешённые вопросы. Так, согласно стратегии, в первую пятилетку мы должны в год создавать 100 тысяч рабочих мест. В этом направлении мы немного отстаём. Пока удаётся создавать около 70 тысяч. Мы не сразу смогли построить нужное количество предприятий. Не всегда те стратегии, которые написаны на бумаге, легко реализовать. Однако к концу пятилетки, к 2020 году, думаю, нам удастся выровнять и скорректировать эти показатели.
— Какие предприятия нам необходимы сегодня?
— Для создания производственных предприятий нам нужен экономически обоснованный кластерный подход. Приведу пример несколько реализованных проектов. В Джайхунском, Пянджском районах и районе Дусти Хатлонской области 16 тысяч гектаров находилось в бесхозном состоянии, эта земля не обрабатывалась с 1990 года. В советское время эта земля имела насосное орошение, всё это оборудование было разрушено и на восстановление были необходимы большие финансовые вложения.
Появились инвесторы. Наши специалисты совместно с китайскими коллегами провели технико-экономическое обоснование. Эти земли могут обеспечить 16 тысяч человек рабочими местами. Сейчас они обрабатываются, там выращивают хлопок. В этот проект инвесторы вложили свыше 330 млн долларов. В Свободной экономической зоне «Дангара» построен завод по переработке хлопка, который может переработать 52 тысячи тонн хлопка-сырца.
Стоимость хлопка–волокна сегодня составляет 1500-1600 долларов за тонну. А конечная продукция из хлопка составляет по цепочке добавленной стоимости в 5 тысяч долларов. То есть сырец, волокно, пряжа, ткань и затем готовая продукция. Добавленная стоимость готовой продукции увеличивается в 4 раза. Кластерный подход в хлопководстве позволит обеспечить работой свыше 20 тысяч людей.
Другой пример кластерного подхода: потребность Таджикистана в сельском хозяйстве на минеральные удобрения составляет 380 тысяч. Все удобрения у нас ввозятся. Азотно-туковый завод в Хатлонской области, который при поддержке инвесторов реанимируется, к 2020 году будет производить 1 млн 150 тысяч тонн минеральных удобрений. Это позволит покрыть не только внутренние потребности в удобрениях, но и экспортировать 700 тысяч тонн.
То есть, при кластерном подходе, продуманном маркетинге, наличии рабочей силы и местного сырья механизм создания производства будет работать правильно.
Точно так же создаются в республике молочные кластеры. На больших молочных фермах производят не только молоко, но и конечную продукцию. В будущем появятся виноградарские и садоводческие кластеры.
В одном из предыдущих Посланий Парламенту страны Лидер нации поставил задачу изменить специализацию, необходимо увеличивать площади садов и создать программу по развитию садоводства. С 2010 по 2015 год было заложено 50 тысяч гектаров новых садов. Сейчас идет второй этап, в ходе которого будет заложено ещё 20 тысяч гектаров садов. Эти меры также позволят обеспечить внутренний рынок и экспортировать в другие страны.
В ближайшие годы будут достигнуты цели по энергетической независимости и выхода из коммуникационного тупика, а также продовольственная безопасность.
Учитывая климатические условия, ведь у нас 300 солнечных дней в году, 57% запасов воды по Средней Азии, наилучшие земли, можно сказать, что Таджикистан имеет все возможности для развития. Учитывая вертикальность расположения земель в предгорных и горных зонах, как резервные факторы увеличения производства сельскохозяйственной продукции на перспективу, мы сможем увеличить объём производства и тем самым обеспечить продовольственную самодостаточность.
— Спасибо за беседу!