В Ташкенте появятся улица и премия имени Камолиддина Бехзода
ДУШАНБЕ, 22.04.2020 /НИАТ «Ховар»/. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев учредил стипендию и премию имени художника Камолиддина Бехзода, а также поручил назвать в его честь одну из улиц Ташкета. Об этом говорится в президентском постановлении от 21 апреля с.г., опубликованном НИА «УзА».
Согласно президентскому постановлению, в октябре 2020 года проводится празднование 565-летия Бехзода, для этого создан организационный комитет по подготовке этого события, который должен составить программу мероприятий. Начиная с 2020/2021 учебного года для студентов вузов, обучающихся по направлению «изобразительное, прикладное искусство и дизайн», учреждается государственная стипендия имени Бехзода.
Для выявления и поддержки молодых талантливых творческих деятелей организуется и проводится ежегодный традиционный творческий конкурс произведений миниатюры и народного прикладного искусства «Камолиддин Бехзод издошлари».
При Академии художеств Узбекистана должны быть организованы Центр переподготовки и повышения квалификации кадров педагогов и специалистов направлений художественного образования и Мастерская художественного мастерства (высшие курсы художеств) в качестве подготовительного этапа в системе послевузовского образования.
Деятельность центра начинается с 1 января 2022 года, мастерской – с 2022/2023 учебного года. В центре станут готовить специалистов по направлениям «изобразительное, прикладное искусство и дизайн», «искусствоведение», «музееведение» для специализированных школ искусства и культуры, а также школ-интернатов, детских школ музыки и искусства.
До 15 сентября 2020 года поручено обновить аллею Музея искусства восточной миниатюры имени Камолиддина Бехзода, а в 2022 году – переплавить в бронзу памятник художнику, находящийся на ее территории.
О вкладе Бехзода в искусство Востока будет снят документальный фильм, а в октябре 2020 года — проведена конференция и выставка произведений мастера и его последователей и выпущен каталог «Узбекистон замонавий миниатюраси» («Современная миниатюра Узбекистана»).
Камолиддин Бехзод – Рафаэль Востока
Камолиддин Бехзод (1455-1535) — великий таджикско-персидский художник-миниатюрист, работавший в Герате с 1468 по 1506 год и признаваемый одним из крупнейших мастеров гератской школы рисования. На Западе получил признание как «Рафаэль Востока».
Он родился в Герате, тогда город входил в состав Хорасана (около 1455 года, точная дата неизвестна). Рано осиротев, Камолиддин был взят на воспитание живописцем-мини¬атюристом Мираком Наккашем – главой местной придворной библиотеки с мастерской по переписыванию и украшению рукописей. Усвоив уроки Мирака (по другой версии его учил живописи Пир Сеид Ахмед из Тебриза), Камолиддин Бехзод со временем завоевал авторитет мастера.
На формирование личности Бехзода и его мировоззрения большое влияние оказали Абдурахман Джами и Алишер Навои. Историки считают, что Навои был непосредственным покровителем молодого таланта.
Творчество Бехзода характеризуется обращением к реальной натуре, более конкретным пониманием пейзажа и правдивой передачей живого движения человеческого тела и животных.
В составлении композиции он тоже использовал традиционную схему, выработанную предшественниками, и, основываясь на этих канонизированных схемах построения композиции, создавал, тем не менее, оригинальные произведения, поражающие законченностью, совершенством композиции, живым изображением персонажей, широтой идейного смысла.
Отличительной чертой Бехзода в решении композиции является то, что он ввел в своих миниатюрах множество новых действующих лиц, изображения архитектурных деталей, раздвинув тем самым рамки изображаемого мира, создавая иллюзорность глубины. Бехзод так располагает детали композиции, включая персонажи, что создается иллюзия пространства. В создании впечатления глубины немаловажную роль играют позы, жестикуляция действующих лиц. В создании глубины и пространственности в творчестве Бехзода при решении композиции играет немаловажную роль и другие элементы композиции – архитектурные сооружения порталы, минбары, боковые стены, мостики, айваны, беседки и т.д.
Законченность и совершенство композиции миниатюр Бехзода проявляется и в колористическом решении. Прежде всего, надо отметить цветовое богатство архитектурного декора. Разнообразием сочетаний, различными вариациями цветов, присущих палитре Бехзода, обильным применением золота достигается эффект ослепительного сверкающего колорита. Причем, чтобы в центре композиции, в котором он выделял главных действующих лиц, сконцентрировалось все внимание зрителя, он равномерными цветовыми силуэтами по всей композиции уравновешивал их, что создавало законченность композиции.
Образование темуридской империи положило начало самому блестящему периоду в развитии школ миниатюрной живописи Мавераннахра и Ирана. Это была эпоха грандиозных геополитических перемен, расцвета интеллектуальной жизни и духовных исканий, взаимодействия и взаимообогащения традиций различных народов, их диалога. В объединенной империи (до XIV в.) были созданы условия для активизации ранее ограниченного взаимообмена опытом и достижений прославленных школ в Тебризе, Багдаде, Ширазе, Самарканде. В Самарканде, были приглашены лучшие художники, шел активный процесс усвоения всего передового. В результате наряду с выработкой общих черт – овладение многоплановым пространством, колоритом природы, четкой конструктивностью композиции – вырабатывались и отличительные особенности уже новой самобытной самаркандской школы.
К этому времени миниатюрная живопись на Среднем Востоке и Мавераннахре прошла уже длительный путь развития, определился круг иллюстрируемых произведений. Это были труды великих классиков литературы – «Шах-наме» Фирдоуси, «Хамса» Низами, «Амир Хисрав» Дехлави, «Гулистан» и «Бустон» Саади, поэмы Фаридуддин Аттара, «Антологии поэзии», историографические труды, а в XV веке к ним прибавились произведения Навои и Джами. Заложенные в них гуманистические идеи вдохновляли художников на творческие искания.
Безусловно, художники, работавшие в дворцовых библиотеках, были обязаны прославлять жизнь и деяния государей в торжественных сценах церемониальной жизни двора, с собраниями, беседами с мудрецами, аскетами победоносных сражений с врагами. Но помимо сюжетов престижного значения воспроизводились и назидательные сцены морально-этического плана, в которых допускалась критика и осуждение несправедливости и пороков общества. В обществе были популярны позиции суфийского учения, декларировавшего, что искусство должно не только развлекать и украшать жизнь, но и обогащать людей нравственным опытом и мудростью многих поколений, преодолевать слабости и недостатки, призывать к высокому и прекрасному.
Талант Бехзода вдохнул новую жизнь в искусство миниатюры. Его любовь и страстное вглядывание в жизнь необычайно расширили рамки ее отражения в традиционных сюжетах. Художник продемонстрировал глубоко серьезное отношение к тематике, когда даже канонизированные, обязательные сюжеты обретали в его интерпретации неожиданно мощное, новое звучание и подтекст.
Творческое наследие Камолиддина Бехзода было и остается источником неиссякаемого вдохновения, эталоном для миниатюристов. Было время, когда миниатюра как вид изобразительного искусства была предана забвению. Однако в последнее время много сделано для ее возрождения. Сегодня немало художников работают в этом жанре. Признание Бехзода на Западе «Рафаэлем Востока» убедительно говорит о силе гениальности художника, который появился на свет в средние века, отражая собой колоссальные изменения на территории древнего Мавераннахра во времена правления Амира Темура и темуридов, своей мощью и созидательной деятельностью прославившихся на весь мир.