Виктор Ким: «Я всецело поддерживаю мягкий карантин — вариант, выбранный Правительством Таджикистана»
ДУШАНБЕ, 26.05.2020 /НИАТ «Ховар»/. Сегодня в мире происходят совсем не простые события. Мир не просто меняется, а меняется кардинально. Это сопоставимо с теми изменениями, которые происходят в мире практически каждые сто лет. Как правило, новое мироустройство не может зародиться из спокойного и устойчивого состояния, для этого всегда понадобилось какое-либо мощное потрясение в виде войны, природного катаклизма или чего-то другого, что могло бы вовлечь большинство стран мира. С наступлением 2020 года мир столкнулся с таким мощным катаклизмом в виде пандемии COVID-19, который охватил все страны мира. Теперь уже практически все политики и эксперты согласились, что после пандемии мир будет совсем другим.
Об этом в интервью редактору Русской службы НИАТ «Ховар» Елене БАТЕНКОВОЙ заявил младший научный сотрудник Института философии, политологии и права Национальной академии наук Таджикистана, председатель общественной организации «Ассоциация корейцев Таджикистана» Виктор КИМ.
В. КИМ: — Согласитесь, сейчас сложилась уникальная ситуация, когда пандемия COVID-19 в первые три месяца текущего года практически «обнулила» международное положение в мире, как бы все страны мира одновременно поставила в одинаковые кризисные условия и теперь каждая страна по-своему решает проблему, как выйти из глобального эпидемиологического кризиса, чтобы шагнуть в новый мир.
НИАТ «ХОВАР»: — Как Вы думаете, есть ли уже какой-то опыт, какие уроки нужно извлечь странам мира от пандемии?
В. КИМ: — По первым результатам уже можно сделать вывод, что с точки зрения здравоохранения положительный опыт есть только у азиатских стран: Китая, Южной Кореи, Японии, Сингапура, Вьетнама. С точки зрения глобальной политики положительный опыт будут иметь пока только Китай и США, которые эпидемиологический кризис, я думаю, использовали для решения своих внутренних социальных, экономических и политических проблем и каждый из них выбрал свой путь мобилизации внутренних ресурсов общества и государства для решения мировой политики.
НИАТ «ХОВАР»: — Всё так сложно?
В. КИМ: — Выходит так. Сложность сложившейся ситуации в мире заключается в том, что до настоящего времени не выработался единый подход к борьбе с пандемией коронавируса. Делаются разные прогнозы об окончании пандемии и о новых переменах, которые могут ожидать страны мира. Одновременно рушатся сложившиеся устойчивые взгляды на жизнь, пересматриваются, казалось бы незыблемые и фундаментальные, национальные, идеологические и даже религиозные каноны, традиции, ценности, меняется мировоззрение и отношения в обществе, в государстве, а также международные отношения в мире.
НИАТ «ХОВАР»: — Как в такой непростой и непредсказуемой ситуации в мире быть Таджикистану?
В. КИМ: — На тему пандемии COVID-19 в Таджикистане сказано уже многое. Высказались все, начиная от государственных структур и заканчивая представителями международных организаций о том, как эффективно противодействовать распространению пандемии в Таджикистане. Различные противоречивые советы от некомпетентных граждан запутывают и вводят в заблуждение как общественность, так и органы государственной власти. В Китае всё просто и понятно — там жёсткая централизованная власть. В Таджикистане демократические нормы и принципы соблюдаются и даже соблюдались в условиях военного времени в 1990-х годах.
Как показывает практика, общество готово поддержать меры для предотвращения коронавируса: мыть с мылом руки, не бросать мусор, соблюдать чистоту, сушить вещи на солнце, — это понятные и привычные вещи для понимания и восприятия таджикского общества. Единственное новшество временного характера — это постоянное ношение лицевых масок, отказ от привычных контактных приветствий и соблюдение дистанции, что также было воспринято населением с пониманием.
НИАТ «ХОВАР»: — Есть ли у Вас еще какие-то рекомендации на этот счет?
В. КИМ: — В качестве рекомендаций можно предложить: 1) ежедневно информировать население об эпидемиологической ситуации в республике используя все средства СМИ и социальные сети, что в принципе сейчас и делается; 2) допускать к эфиру на радио, ТВ или публикации в СМИ только простые и понятные рекомендации для населения: мыть руки и ноздри мылом, полоскать горло тёплой водой, носить лицевые маски, временно отказаться от всех видов контактного приветствия, разрешить сушить бельё на солнце на открытом воздухе, мыть подъезды и лифты в домах хлорсодержащими растворами; 3) избегать конфликтных ситуаций и разбирательств, вежливо просить соблюдать дистанцию в общественных местах («Будем внимательны друг к другу»); 4) необходимо возродить таджикский опыт работы «диалоговой площадки» общество – государство с привлечением новых людей для реализации общественных инициатив и идей.
НИАТ «ХОВАР»: — То есть, Вы считаете достаточными те ограничения, которые введены у нас в стране?
В. КИМ: — Я считаю так. Если правительство официально объявит «жесткие карантинные меры» с «обязательной самоизоляцией», то экономического кризиса и социальной напряжённости в Таджикистане не избежать. Целесообразнее сохранить режим обязательного ношения медицинских масок, соблюдения социальной дистанции, правил личной гигиены и общественной санитарии. Практика других стран мира показывает, что это самое главное и оно реально работает. В этом плане я всецело поддерживаю выбранный Правительством Таджикистана вариант «мягкого карантина».
НИАТ «ХОВАР»: — Каков будет Ваш прогноз будущего Таджикистана после пандемии?
В. КИМ: — Знаете, любое прогнозирование — дело неблагодарное и ненадёжное. Если помните, развитие политических процессов в Республике Таджикистан после обретения независимости в 1991 году было очень специфичным, не подвергалось логике, поэтому вплоть до 2010 года профессиональные аналитики и эксперты не прогнозировали политические события в Таджикистане более чем на год. Начиная с 2010 года политические процессы в Таджикистане стали уже приобретать определённые логические контуры и подчиняться определённым закономерностям. Научный подход к данной проблеме уже позволяет прогнозировать развитие политических процессов в Таджикистане на пять – десять лет вперёд.
Если касаться вопроса об экономике и продовольственной проблеме, то продовольственный голод, который грозит миру, по прогнозам международных экспертов, после выхода из пандемии для Таджикистана, я считаю, будет не критичным. Население Таджикистана ещё помнит, что такое голод в кризисное время и как выживать в таких условиях. Поэтому в этот период важнее решать вопросы экономики, сельского хозяйства, вопросы единства и согласия общества и государства, как единого целого.
Исходя из этого можно сказать, что нынешняя формула политической системы Таджикистана будет содействовать стабильности в государстве и обществе.