В России и Таджикистане хотят узаконить и детализировать работу на «удаленке»
ДУШАНБЕ, 27.11.2020 /НИАТ «Ховар»/. Госдума России приняла во втором чтении поправки в Трудовой кодекс, которые регулируют дистанционную работу. Документ был серьезно доработан к основному чтению. И теперь, подчеркнул один из авторов проекта спикер Госдумы Вячеслав Володин, права таких работников будут максимально защищены. В первую очередь, трудящиеся на «удаленке» получат дополнительные гарантии по оплате труда, пишет 25 ноября.
«Пандемия новой коронавирусной инфекции привела к масштабному распространению дистанционной работы, — напомнил журналистам в связи с принятием проекта Вячеслав Володин. — Одновременно, эта ситуация выявила законодательные пробелы. В том числе, в части форм занятости, определения рабочего времени и времени отдыха».
Поэтому и был внесен законопроект об «удаленке», авторами которого стали депутаты и сенаторы во главе с председателями обеих палат российского парламента. В случае окончательного принятия закон вступит в силу 1 января 2021 года. И, чтобы документ с этой даты заработал эффективно, перед решающим чтением парламентарии подробно обсудили новые правила с кабмином, работодателями, профсоюзами и экспертами. Учесть мнения всех заинтересованных сторон было важно, ведь новый закон затронет миллионы граждан, подчеркнул глава нижней палаты.
«В Госдуму поступило около двухсот поправок и почти сотня обращений», — рассказал Володин. И, выбирая ценные предложения для доработки, в парламенте, по его словам, опирались на практический опыт удаленной работы, который появился с начала пандемии. В итоге в основном чтении были одобрены 16 поправок.
Одна из главных норм обновленного законопроекта — вводятся дополнительные гарантии по оплате труда. А именно, выполнение работником своих обязанностей удаленно не может быть основанием для снижения ему заработной платы.
По сравнению с редакцией первого чтения, парламентарии уточнили само понятие дистанционной работы. Ее разновидностей будет три. Во-первых, это дистанционная работа на постоянной основе. Во-вторых, это комбинированная занятость — когда работник частично работает в офисе. И третий вид — временная дистанционная работа, когда по тем или иным обстоятельствам работодатель временно переводит сотрудника работать вне офиса. Например, это может происходить по решению самого работника, либо из-за ухода сотрудницы в отпуск по уходу за ребенком, пояснил коллегам соавтор Володина, первый замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев. Есть важный нюанс, который связан с ограничением максимального срока временного перевода на «дистанционку» — такой период не сможет превышать шесть месяцев.
Как сообщало ранее НИАТ «Ховар», в Таджикистане также хотят узаконить и детализировать работу на «удалёнке». 19 октября прошло очередное заседание Совета Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Таджикистана, на котором депутаты обсуждали поправки в закон «О содействии занятости населения». Стало известно, что на заседании принято решение внести поправки в ряд законов, в том числе ввести понятие «удаленная (дистанционная) работа».
Исходя из этого, к статье 1 закона «О содействии занятости населения» добавлен новый абзац, регулирующий отношения, связанные с осуществлением трудового процесса вне места нахождения работодателя с использованием информационно-коммуникационных технологий в рабочем процессе.
Кроме того, для усовершенствования статьи 4 действующего закона был добавлен новый параграф во второй части законопроекта.
Согласно поправкам, работники, осуществляющие свою деятельность в удаленном режиме, также приравнены к группе занятого населения. Это значит, что в дальнейшем их трудовая деятельность будет определяться Трудовым кодексом Таджикистана.
ФОТО из архива