ДЕНЬ В ИСТОРИИ. 89 лет назад вышло постановление Совнаркома СССР о строительстве Байкало-Амурской магистрали
ДУШАНБЕ, 13.04.2021 /НИАТ «Ховар»/. Ровно 89 лет назад, 13 апреля 1932 года вышло постановление Совета народных комиссаров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». В 1974 году строительство магистрали было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. За всю историю строительства БАМ в нем участвовали свыше 2 миллионов человек. Среди них были десятки представители Таджикистана.
Сейчас БАМ — это железнодорожная магистраль протяженностью 4 тыс. 300 км, на которой построено 190 станций и разъездов, более 2тыс. 800 инженерных сооружений, в том числе 1 тыс. 700 мостов, несколько тоннелей длиной более километра. Ежегодно Байкало-Амурская магистраль перевозит около 12 млн пассажиров и 10−12 млн тонн грузов.
Многие слово БАМ расшифровывали тогда так: «Брежнев агитирует молодёжь». И имели все основания.
Спустя 4 года после объявления БАМа ударной комсомольской стройкой на XVII cъезде ВЛКСМ, к строителям пожаловал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. В конце марта — начале апреля 1978 года он отправился в большую рабочую поездку по Сибири и Дальнему Востоку. Леонид Ильич тогда побывал в Омске, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске… Ехал поездом, впереди и сзади литерного состава шли спецпоезда, вдоль железнодорожного полотна была выставлена охрана из путейцев и сотрудников КГБ.
Легендарная встреча с бамовцами состоялась на платформе станции Сковородино 2 апреля 1978 года. Во встрече участвовало около 200 человек, так что подробности того визита, не вошедшие в официальные хроники, передавались из уст в уста. Теперь уже трудно разобраться, что тут быль, а что — байки.
Так, например, тындинский журналист Геннадий Астахов описывает такую историю. Едва выйдя из вагона и поздоровавшись с руководителями области, Брежнев сразу же отправился в гущу комсомольцев-строителей. Беседовать с руководителем державы доверили каменщице Татьяне Васиной и одному из вожаков отряда имени комсомольского съезда Владимиру Мучицыну. Васина очень свойски поговорила с Леонидом Ильичом, тот расчувствовался и под конец беседы заявил:
— Леонид Брежнев на БАМе. Кликни, чтобы увеличить. «Как я хотел бы побывать в Тынде!»
На что Васина запросто предложила:
— А что, поехали!
Местное руководство было в шоке, ведь к визиту столь высокого гостя в Тынде ничего не было готово. Но Брежнев тут же сослался на занятость и предложил просто сфотографироваться на память. Но тут случился другой казус — откуда ни возьмись появился бамовский хроникер Александр Баторов и, включив свою камеру, привел в оцепенение сотрудников брежневской охраны — камера работала с таким шумом и треском, будто это была бензопила «Дружба».
Оператора оттеснили сотрудники в штатском, а Леонид Ильич кивнул личному фотографу Владимиру Мусаэляну:
— Володя, сфотографируй.
Да, Брежнев агитировал молодёжь к проявлению активной гражданской позиции, внести свой вклад в строительство этой великой и важной для страны магистрали.
ФОТО: Владимир Мусаэльян/ТАСС)