БЕЗГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ – ЛОВУШКА ТЕРРОРИСТОВ. Участники IX Московской конференции по международной безопасности подтвердили ранее высказанные слова Президента Таджикистана
ДУШАНБЕ, 25.06.2021 /НИАТ «Ховар»/. Участники IX Московской конференции по международной безопасности, состоявшейся 23-24 июня с.г., сошлись во мнении, что главной ловушкой террористов для трудовых мигрантов является безграмотность последних. Об этом недавно высказался и Президент Таджикистана Эмомали Рахмон на встрече с молодежью страны в Душанбе, сообщает НИАТ «Ховар».
Чаще всего религиозные экстремисты по всему миру пытаются завербовать трудовых мигрантов. Об этом на пленарном заседании Московской конференции по международной безопасности заявил директор Федеральной службы безопасности России (ФСБ) Александр Бортников.
По словам Бортникова, карантинные меры усилили обособление и без того непрозрачных анклавов мигрантов. Как обстоит ситуация с формированием анклавов в России? Как противостоять влиянию террористов на диаспоры?
Напомним, что в российской столице 23-24 июня состоялась IX Московская конференция по международной безопасности с участием членов правительства различных стран мира и представителей международных организаций, которые затронули вопрос глобальной стабильности, действий НАТО, взаимодействия в Арктике, а также роль киберпространства.
Создание анклавов неизбежно?
Сегодня любое объединение иностранцев можно считать этническим анклавом, и важно различать: мигранты просто хотят общаться с соотечественниками, чтобы не терять родную культуру, или пытаются организовать некое «государство в государстве»? В первом случае создание сообществ естественно, считает директор Международной организации по миграции в Москве Абдусаттор Эсоев.
«По результатам нашего мониторинга, конкретно в России угрозы создания враждебно настроенных анклавов не существует, — говорит собеседник Sputnik. – Просто иностранцы стараются держаться вместе, чтобы им было легче адаптироваться. Особенно такой модели поведения, к примеру, придерживаются выходцы из Узбекистана и Таджикистана – там ценна фигура старшего, с которым можно посоветоваться, а в условиях адаптации без рекомендаций не обойтись».
Попытка создать более комфортные условия в иноязычной среде – нормальное желание, считает член президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, председатель Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин.
«Что касается анклавов, это мировая тенденция, и здесь, кстати, проявляется своеобразие России. Во многих государствах районы, где живут преимущественно представители одной национальности, даже удобны для властей. Считается, так легче контактировать с мигрантами, регулировать ситуацию. В России такой линии госполитики нет», — говорит он.
Мультикультурализм в принципе присущ многим постсоветским странам, поэтому если в России возникают этнические анклавы, то это стихийное явление с сугубо экономической подоплекой, подчеркивает Зорин.
«Например, в селах дома стоят дешевле, мигрант приобретает один такой дом и подтягивает родных, они тоже приобретают жилье поблизости, — объясняет эксперт. – Но это не очень желательный процесс для самих же мигрантов, потому что адаптация дается легче в многонациональной среде. И, конечно, любому объединению нужен мониторинг».
Меньше знаний – больше риска
Экстремисты всегда ориентируются на диаспоры, поскольку в данном сегменте есть люди, которые приехали в страну только с целью заработка. Они не думают об адаптации, а значит, место пребывания не обладает большой ценностью для таких мигрантов, говорит эксперт по региональной безопасности в Центральной Азии, политолог Шерадил Бактыгулов.
«За 30 лет после распада СССР знание русского языка в некоторых странах снизилось, а когда ты не владеешь языком страны, в которой работаешь, в полной мере, сложнее понять культурные традиции, обычаи, — рассуждает он. – Такие люди легко могут стать добычей вербовщиков. Другая проблема заключается в правовом аспекте. Нет универсального толкования экстремизма и радикализма. Оно, к примеру, существует в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Однако Евразийский экономический союз данные вопросы не затрагивает, поскольку является экономическим союзом. И так как подобные деяния сложно регламентировать, не все мигранты осознают масштаб опасности».
Не стоит забывать и о недостаточных представлениях о религии, добавляет Владимир Зорин.
«Это накопилось за годы, когда был провозглашен атеизм, — говорит эксперт. – Необходимо повышать образование и просвещение в области религии. 23 июня мы как раз обсуждали этот вопрос в Общественной палате РФ, выдвинули идею создать молодежные секции при многих институциональных структурах. В вопросах экстремизма основная группа риска – это молодежь, и эту угрозу (вербовки молодежи – ред.) важно ликвидировать».
Кстати, как ранее сообщало НИАТ «Ховар», Президент Таджикистана Эмомали Рахмон также недавно назвал недостаток знаний главной причиной, по которой в обществе появляются экстремистски настроенные люди. Об этом он заявил 21 мая с.г., выступая перед молодежью страны. По его словам, виной всему отсутствие у молодых людей должного образования.
«Одной из основных причин вовлечения людей в фанатизм, экстремизм и религиозный радикализм является безграмотность», — отметил он. Президент добавил, что все эти явления неприемлемы и опасны, они «отравляют мышление народа», а также приводят к «фанатизму и мракобесию».
По словам Эмомали Рахмона, особенно подвержены деградации неопытные подростки и молодые люди.
«Я еще раз подчеркиваю, что фанатизм — это невежество, а невежество не может принести человеку ничего, кроме несчастья», — также заметил глава Таджикистана. Именно поэтому Президент РТ в очередной раз отметил важность развития образовательного процесса для будущего страны и здорового общества.
Эмомали Рахмон добавил, что государство будет принимать все усилия, чтобы будущее поколение и дети не остались безграмотными, а также напомнил, что родители в этом вопросе играют важную и решающую роль. При этом он сообщил, что сегодня соцсети используют для вовлечения подростков и молодежи в ряды террористических и экстремистских группировок.
«В последние годы 70% лиц из числа трудовых мигрантов были завербованы через интернет в качестве наемников в ряды боевиков в других странах, включая Сирию и Ирак», — заключил Президент Таджикистана.
Ранее аналитики Всемирного банка также отмечали, что в Таджикистане молодежь является наиболее часто упоминаемой группой граждан, которая подвержена радикализации и вербовке.
Фото: © ФСБ РФ