«САММИТ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ДУШАНБЕ СТАНЕТ СОБЫТИЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО МАСШТАБА». Интервью Генерального секретаря ШОС В.Норова Национальному информационному агентству Таджикистана «Ховар»
ДУШАНБЕ, 13.07.2021 /НИАТ «Ховар»/. В Душанбе находится Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Владимир Норов. Цель поездки – участие в заседании СМИД государств-членов ШОС и подготовка к предстоящему юбилейному саммиту глав государств-членов ШОС, который планируется провести 16-17 сентября этого года в Душанбе. В эксклюзивном интервью НИАТ «Ховар» Генеральный секретарь ШОС В.Норов рассказал о том, что проделано Организацией за 20 лет своего существования, какие решения будут приняты в Душанбе и какие у него ожидания от юбилейного саммита вообще.
— Владимир Имамович, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 15 июня текущего года исполнилось 20 лет. Скажите, как организация преодолела этот рубеж, смогла ли выполнить те задачи, которые поставила перед собой? Ведь при создании ШОС некоторые аналитики скептически смотрели на ее будущее, говорили, что организация нежизнеспособна, что она не состоится. И вот прошло 20 лет, что мы видим сейчас?
— Да, на самом деле два десятилетия назад, 15 июня 2001 года, когда руководители шести стран — Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана в Шанхае объявили о создании ШОС, было высказано немало скептических прогнозов, что у нового объединения век недолгий, нет прочной интегрирующей платформы и возможности свести воедино столь разные по уровню экономического развития государства и т. д.
Подобные «экспертные» выкладки оказались неверными. Сегодня в состав ШОС входят два новых полноправных государства-члена – Индия и Пакистан, четыре государства-наблюдателя и шесть партнеров по диалогу. Поступило 16 новых заявок на установление с ШОС связей, повышение статуса уже существующих отношений. Организация выросла в крупнейшее трансрегиональное объединение с охватом 60% евразийского континента и населением почти в 50% всего земного шара.
Деятельность Организации была направлена на укрепление взаимного доверия и добрососедства между государствами, расширение комплексного политико-экономического сотрудничества, обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе.
Государства-члены ШОС последовательно выстраивают внеблоковые, неконфронтационные и конструктивные партнёрские отношения, не направленные против «третьих» сторон.
ШОС, придерживаясь положений «Стратегии развития ШОС до 2025 года», намерена и дальше продолжать работу по расширению сотрудничества, как внутри самой Организации, так и с мировым сообществом.
— В этом юбилейном году в ШОС председательствует Республика Таджикистан. Девиз председательства нашей страны — «20 лет ШОС: сотрудничество во имя стабильности и процветания». От чего зависит стабильность и процветание в наших странах?
— В условиях XXI столетия вызовы и угрозы безопасности наших государств исходят от международных террористических организаций, включая так называемое «Исламское государство», «Аль-Каиду» и их «спящих ячеек».
Проблема всегда находится в фокусе внимания ШОС с учетом близости нашего региона к основным очагам вооруженных конфликтов. Я имею в виду соседний Афганистан, а также Сирию и Ирак.
В этих условиях уделяется повышенное внимание реализации профилактических мероприятий, утвержденных решением Совета РАТС ШОС.
В прошлом году, благодаря действиям компетентных органов государств-членов ШОС, на стадии подготовки, в том числе в результате активного взаимообмена, раскрыто 288 преступлений террористического и религиозно-экстремистского характера.
Совместными усилиями пресечена деятельность 78 подпольных ячеек террористов, нейтрализовано 193 боевика, задержано более 1100 участников международных террористических и религиозно-экстремистских организаций и их пособников.
Кроме того, закрыт въезд в страны ШОС более 4-м тысячам иностранных граждан, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, перекрыто 6 каналов переправки рекрутов в зоны боевых действий, заблокированы банковские счета более 5 тысяч лиц и 24 канала финансирования терроризма.
В рамках РАТС ведется соответствующая информационная база, которая состоит из перечня запрещенных террористических, сепаратистских и экстремистских организаций.
Планируется принять обновленную Программу сотрудничества по противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму до 2024 года, а также План взаимодействия государств-членов ШОС по вопросам обеспечения международной информационной безопасности.
Продолжается отработка совместных мер превентивного реагирования, нацеленных на укрепление контртеррористического профиля нашей Организации. Предусмотрено проведение совместных антитеррористических учений «Пабби-Антитеррор-2021» и третий этап пограничной операции «Солидарность – 2019-2021».
В этом году запланировано проведение очередных совместных командно-штабных учений «Мирная миссия».
Важным этапом в развитии потенциала ШОС по укреплению мира и стабильности в регионе станет принятие на Душанбинском саммите обновленной Программы сотрудничества по противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму.
В прошлом году, несмотря на пандемию, по линии РАТС последовательно углублялось контртеррористическое сотрудничество с ООН, в том числе в контексте реализации проектов технического содействия странам ШОС по их запросу со стороны профильных подразделений ООН.
В этих целях подписан меморандум о взаимопонимании между РАТС ШОС и Управлением ООН по контртерроризму.
В рамках ШОС создан трехуровневый механизм взаимодействия антинаркотических ведомств. Из незаконного оборота ежегодно изымается до 40% наркотиков опийной группы, перехватываемых на всём пространстве Евразии.
Важнейшим итогом последней встречи руководителей антинаркотических ведомств стало согласование проекта нового Рабочего плана по выполнению Антинаркотической стратегии ШОС до 2023 года в целях его внесения на рассмотрение Совета глав государств.
В фокусе нашего внимания будут находиться вопросы, связанные с борьбой с наркоугрозой в теневом сегменте Интернета и легализацией наркодоходов, а также выявлением взаимосвязи наркобизнеса с другими видами преступной деятельности, включая международный терроризм.
Кроме того, в документе сделан особый упор на практическом сотрудничестве сторон в противодействии наркоугрозе с территории Афганистана, в том числе путем ежегодного проведения антинаркотической операции «Паутина» и других совместных мероприятий.
В политической плоскости важнейшее значение имеет то, как пойдут дела в Афганистане в свете предстоящего ухода американских воинских контингентов. Сейчас эта проблема обрела для государств-членов новую остроту и актуальность. Афганистан – государство-наблюдатель при ШОС, функционирует Контактная группа ШОС — Афганистан, заседание которой на уровне министров иностранных дел пройдет в июле встык с сессией СМИД ШОС. Предстоит выработать и принять решения системного характера по общей линии в отношении Афганистана, но это уже прерогатива министров иностранных дел.
Особая значимость придается молодежному измерению повестки дня ШОС. В настоящее время на пространстве ШОС проживает более 800 миллионов людей молодого возраста.
Затянувшийся в связи эпидемией кризис способствует радикализации наиболее уязвимых слоев общества, прежде всего молодежи, и тем самым обеспечивает питательную среду для активизации пропагандистско-вербовочной работы в социальных сетях Интернета расползающихся по территории Евразии террористических и экстремистских ячеек.
Поэтому особое внимание уделяется содействию физическому, умственному и духовному развитию молодого поколения, вовлечению его в масштабные планы совместного развития.
Благодаря решению Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона стало возможным открытие Центра дружбы и сотрудничества ШОС в Таджикистане, цель которого — содействие сотрудничеству между государствами-членами, укрепление солидарности между нациями и религиями, развитие диалога цивилизаций.
Институты народной дипломатии ШОС вносят весомый вклад в становление молодого поколения, которому в будущем предстоит встать «у руля» ШОС.
— Главная цель Организации — сотрудничество между странами-членами, в котором особая роль все-таки отводится развитию взаимодействия в сфере экономики, не так ли?
— Торгово-экономическое сотрудничество – одно из главных направлений взаимодействия в повестке дня ШОС. Созданы надлежащие предпосылки для выхода на принципиально новый уровень в хозяйственном взаимодействии. Есть основания ожидать качественного прорыва в данном направлении, причем не только в традиционных, но и инновационных областях, таких как «зеленая энергетика», цифровая экономика и др.
Пространство ШОС — это колоссальный рынок для взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, реализации совместных проектов, охватывающих практически все отрасли экономики. Совокупный ВВП всех стран Организации в 2020 году достиг 23% от общего мирового показателя, к 2030 году ожидается его рост до 35-40% мирового ВПП. Внешнеторговый оборот государств-членов ШОС составил более 6,3 трлн долларов. Объем взаимной торговли государств-членов составляет лишь 5% этой суммы. Показатель, совершенно не соответствующий имеющемуся потенциалу.
Действующая нормативно-правовая база ШОС в экономической сфере состоит из около 130 документов, ключевыми из которых являются Стратегия развития ШОС до 2025 года и Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС.
В рамках завершившегося в ноябре 2020 года председательства России в ШОС утверждён новый пятилетний План действий по реализации Стратегии развития ШОС до 2025 года, ориентированный на восстановление экономик наших стран в постпандемический период.
К числу приоритетов нынешнего председательства Таджикистана в Организации относятся разработка и принятие Плана первоочередных мер, направленных на смягчение и преодоление социально-экономических последствий текущего кризиса.
В ближайшие годы особый акцент предполагается сделать на реализацию транзитно-транспортного потенциала стран ШОС, цифровую трансформацию транспорта, строительство новых авто- и железных путей и формирование единой системы безбарьерных «зелёных коридоров» для транзита грузов, в том числе поставок продовольствия и медикаментов.
В настоящее время шесть маршрутов, проходящих по территориям государств-членов, готовы к эксплуатации, в том числе с учетом карантинных и санитарно-эпидемиологических требований.
Другим важным направлением экономического взаимодействия является сотрудничество в сфере сельского хозяйства. Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС в области сельского хозяйства обеспечивает возможность широкого взаимодействия во многих сферах.
В 2020 году государства-члены ШОС дали согласие на создание по инициативе Китая учебно-демонстрационной базы ШОС по обмену сельскохозяйственными технологиями в районе Янлин провинции Шэньси.
ШОС ведется работа и по развитию цифровой экономики.
На Московском саммите ШОС лидеры государств отметили новые возможности, возникшие в период кризиса от пандемии. В первую очередь отмечалось ускорение процесса цифровой трансформации практически во всех секторах социально-экономической жизни государств.
В заявлении глав государств-членов ШОС о сотрудничестве в области цифровой экономики, принятом на полях Московского саммита, лидеры государств подтвердили, что последствия социально-экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, обуславливают необходимость ускорения процесса цифровизации в различных секторах экономики, в том числе на пространстве ШОС.
Кроме того, развитие цифровой торговли обозначено приоритетным направлением сотрудничества в Программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС до 2035 года.
— Согласно Хартии Организации, ШОС – это не военно-политический блок, она не направлена против каких-либо государств или объединений. Объясните, пожалуйста, а для чего проводятся военные учения в рамках Организации?
— Прежде всего, хотел бы обратить внимание на то, что военно-политический альянс – достаточно специфическое двустороннее или многостороннее объединение, отличающееся определенными структурными компонентами, равно как функциональными и целевыми установками, краеугольным камнем которых являются взаимные обязательства на случай военной угрозы тому или иному участнику блока.
В проект ШОС изначально не закладывалось никаких элементов оборонного союза. Организация лишена каких-либо системных атрибутов военного альянса: в ней нет и не может быть наднациональных командных или хотя бы координационных структур в оборонной сфере, тем более многонациональных военных контингентов. Отсутствует объединенный военный бюджет или соответствующие статьи в общем бюджете Организации. В Хартии ШОС не прописано никаких обязательств, касающихся совместной обороны.
Подключение оборонных ведомств к взаимодействию на «силовом» измерении ШОС обусловлено тем, что международные террористические организации обрели потенциал, позволяющий им проводить войсковые операции, контролировать территории, по площади сопоставимые с целыми государствами.
Действия ИГИЛ дают наглядную иллюстрацию того, до каких масштабов может вырасти угроза терроризма и религиозного фанатизма. Ознакомление со сценариями войсковых антитеррористических учений в рамках ШОС показывает, что они проводятся именно в проекции на эвентуальные крупномасштабные вылазки международных террористических организаций, но никак не на гипотетическую военную агрессию против одного или нескольких государств-членов.
ШОС в целом исключает блоковые, конфронтационные подходы в международных делах, строго следует зафиксированным в ее Хартии принципам ненаправленности против других государств и международных объединений.
— Пандемия COVID-19, согласитесь, стала своеобразной проверкой единства и сплоченности всего человечества. Она выявляет слабые стороны институтов, на которые опирается подавляющее большинство людей в мире. Это касается как национальных правительств, так и международных организаций. Как прошёл этот экзамен для ШОС?
— Должен сказать, что в настоящее время ситуация в целом остается сложной. Пандемия коронавируса продолжает наносить ущерб системам здравоохранения государств-членов ШОС.
С первых дней вспышки эпидемии государства-члены ШОС проявили высокую степень солидарности в вопросах оказания взаимопомощи, направления необходимых материалов, специалистов и вакцин. На сегодняшний день мы имеем китайские, российские и индийские вакцины, являющиеся признанными и эффективными препаратами.
Выпуск вакцины налажен или находится в стадии запуска в Беларуси, Казахстане, Турции, Узбекистане и других странах ШОС.
Приняты необходимые нормативно-правовые акты, созданы профильные механизмы сотрудничества, такие как Совещание министров здравоохранения и Совещание глав служб государств-членов ШОС, отвечающие за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Регулярно проводятся встречи на межведомственном уровне, согласовываются и вырабатываются конкретные предложения в сфере противодействия пандемии, которые после этого вносятся на повестку дня высших органов ШОС.
Считаем своевременным и необходимым принятие разработанного таджикской стороной плана по практической реализации Меморандума о взаимопонимании между уполномоченными ведомствами государств-членов ШОС о техническом сотрудничестве в области совместной профилактики и борьбы с трансграничными эпизоотическими заболеваниями на 2022-2024 годы.
Необходимо ускорить процесс создания координационного механизма по противодействию угрозам в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия при Совещании глав служб государств-членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предусмотренного в пункте 17 Комплексного плана совместных мер государств-членов ШОС по противодействию угрозам эпидемий на пространстве региона.
В рамках ШОС имеется четкое понимание, что борьба с инфекционным заболеванием требует совместных коллективных усилий, открытого, ориентированного на результат международного сотрудничества.
— Какие ожидания у вас от предстоящего Душанбинского саммита?
— Нет сомнений, что предстоящий юбилейный саммит в Душанбе станет событием исторического масштаба, в ходе которого лидерами наших стран будут подведены итоги двадцатилетней работы Организации, даны оценки проделанному и поставлены задачи по дальнейшему развитию.
Помимо глав государств-членов, в заседании планируется участие лидеров стран-наблюдателей при ШОС и руководителей международных и региональных организаций, с которыми ШОС установила партнерские отношения.
В рамках подготовки саммита сформирован солидный пакет документов, проделана значительная работа по переводу в практическую плоскость последних решений и совместных заявлений лидеров наших стран.
Согласно предварительному проекту повестки дня саммита, ожидается, что основное внимание будет сосредоточено на выработке совместных мер в рамках ШОС по преодолению последствий кризиса, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекции, обсуждении актуальных вопросов регионального и международного сотрудничества.
По линии экспертных механизмов ведется активная работа по содержательному наполнению заседания Совета глав государств. Стороны намерены до саммита согласовать солидный пакет документов, направленных на дальнейшее углубление взаимодействия в рамках ШОС в сферах безопасности, транспорта, информационных технологий, культуры, спорта, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.
Лидеры наших стран также уделят особое внимание вопросам противодействия современным вызовам и угрозам, обеспечения региональной безопасности и стабильности. На утверждение глав государств будет внесена Программа сотрудничества государств-членов ШОС в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2022-2024 годы, Рабочий план (2021-2023 гг.) по реализации пунктов Программы действий по выполнению Антинаркотической стратегии ШОС, а также План взаимодействия по вопросам обеспечения международной информационной безопасности.
Главным итоговым документом саммита станет Душанбинская декларация двадцатилетия ШОС, в которой будет дана оценка деятельности Организации со дня ее образования.
В документе будут отражены общие подходы сторон по дальнейшему развитию Организации, а также консолидированные позиции по актуальным региональным и международным проблемам.
Планируем использовать площадку саммита для подписания меморандумов о налаживании партнерских отношений между ШОС и рядом международных и региональных организаций.
В настоящее время проекты этих документов такими организациями, как ЭСКАТО ООН, Евразийская экономическая комиссия, ЦАРИКЦ, Лига арабских государств, Европейская экономическая комиссия ООН и ЮНКТАД, активно обсуждаются по линии национальных координаторов и постоянных представителей государств-членов при Секретариате ШОС.
Главы государств также примут решение о председательстве в ШОС в 2021-2022 годах, которое, согласно регламенту, перейдет к Республике Узбекистан.
Также будут утверждены кандидатуры на посты руководителей постоянно действующих органов – Генерального секретаря ШОС и директора Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС, которые приступят к исполнению обязанностей с 1 января 2022 года.
ФОТО Секретариата ШОС