АХМАД МАСУД ПРИЗВАЛ ЗАПАД ПОМОЧЬ ОРУЖИЕМ. НИАТ «Ховар» собрало информацию о лидере сопротивления талибам в провинции Панджшер
ДУШАНБЕ, 19.08.2021 /НИАТ «Ховар»/. Силы сопротивления талибам (движение «Талибан» — запрещенная в Таджикистане, России и ряде других стран террористическая организация) в провинции Панджшер призывают Запад оказать им помощь оружием и боеприпасами. Как передает НИАТ «Ховар» со ссылкой на ТАСС, об этом написал один из лидеров отрядов сопротивления Ахмад Масуд, сын некогда влиятельного лидера таджикской общины Афганистана Ахмада Шаха Масуда (1953−2001), в письме, опубликованном в среду в газете The Washington Post.
«Соединенные Штаты и их союзники покинули поле боя, но Америка еще может стать “великим арсеналом демократии”, как сказал Франклин Рузвельт, придя на помощь осажденным врагом британцам перед вступлением США во Вторую мировую войну, — пишет он. — С этой целью я заклинаю друзей Афганистана на Западе вступиться за нас в Вашингтоне и Нью-Йорке, вступиться за нас перед Конгрессом и администрацией [президента США Джо] Байдена, вступиться за нас в Лондоне, где я учился, и в Париже, где в честь моего отца весной этого года была названа аллея в саду на Елисейских Полях».
В письме Ахмад Масуд также пишет:
«В Афганистане торжествует тирания. (…) Все потеряно? Нет.
Мой отец, командор Масуд, наш национальный герой, оставил мне наследие, и это наследие — борьба за свободу афганцев. Этот бой теперь мой. Я и мои соратники готовы отдать свою кровь. Мы призываем всех свободных афганцев, всех тех, кто отвергает рабство, присоединиться к нашему бастиону Панджшер, последнему свободному региону на нашей измученной земле. Афганцам всех регионов и племен я говорю: сражайтесь вместе с нами! Афганцам, живущим за рубежом, но близким нам сердцем, я говорю: знайте, что у вас есть соотечественники здесь, в Панджшере, которые не сдались. А многих других — во Франции, Европе, Америке, арабском мире и в других странах, которые помогли нам в борьбе за свободу сначала против Советского Союза, а затем против «Талибана» 20 лет назад, я спрашиваю: «Вы, дорогие друзья, поможете нам еще раз, как в прошлом?» Несмотря на предательство некоторых, мы по-прежнему доверяем вам».
Ахмад Масуд сравнил нынешнее положение афганцев с Европой в 1940 году. Разгром страны, за исключением Панджшера, почти завершен, и проигравшие из-за своих ошибок начинают сотрудничать с талибами.
«Сегодня я думаю о том, что сказал генерал де Голль после разгрома французской армии: «Франция проиграла битву, но не войну». Мы, афганцы, даже не проиграли битву, потому что Кабул не воевал. Здесь, в Панджшере, моджахеды от мала до велика взялись за оружие. Свободные друзья, соберитесь рядом с нами в как можно большем количестве. Вместе мы напишем новую страницу в истории Афганистана. Это будет новая глава в вечном сопротивлении угнетенных тирании. С Божьей помощью мы победим», — заключил он.
Ахмад Масуд добавил, что к нему и вице-президенту Афганистана Амрулле Салеху в Панджшере присоединяются разочарованные в прежнем командовании солдаты армии Афганистана, в том числе из подразделений спецназа.
«Что бы ни случилось, мои воины-моджахеды и я будем защищать Панджшер — последний оплот свободы Афганистана, — продолжил он. — Наша мораль нерушима. Из опыта мы знаем, чего нам ждать. Но нам нужно больше оружия, боеприпасов и снаряжения».
«Если командиры “Талибана” начнут наступление, они встретят мощное сопротивление с нашей стороны. Флаг Фронта национального сопротивления будет развеваться над каждой нашей позицией, как флаг Объединенного национального фронта 20 лет назад. Но мы знаем, что наших сил и припасов не хватит. Они быстро закончатся, если наши друзья на Западе без промедления не найдут способ снабжать нас», — продолжил Масуд.
Что известно об Ахмаде Масуде? НИАТ «Ховар» собрало самые интересные факты о жизни лидера сопротивления талибам в провинции Панджшер.
ДОСЬЕ НИАТ «ХОВАР»:
Ранее сын военного командира Ахмада Шаха Масуда обратился ко всем афганцам в мире и призвал их присоединяться к нему в противостоянии «Талибану»*. Ахмад Масуд-младший заявил, что вместе с «друзьями свободы» впишет новую страницу в историю Афганистана.
Ахмаду Масуду, афганскому политику, сыну и преемнику полевого командира Ахмад Шаха Масуда, известного своей успешной борьбой сначала с советскими войсками, а потом с «Талибаном», 32 года. Он родился 10 июля 1989 года в таджикской семье в Пию провинции Тахар, на северо-востоке Афганистана (на границе с Таджикистаном).
***
В 1988 году Ахмад Шах Масуд женился на дочери своего ближайшего помощника. У пары родилось шестеро детей, старший из которых, Ахмад Масуд-младший, жил в Таджикистане, до пятого класса учился в школе в Душанбе, а затем переехал в Англию для дальнейшего обучения.
***
Панджшер — скалистый горный регион, который никогда не захватывали ни талибы, ни иностранные силы. Во многом это заслуга легендарного афганского командира Ахмада Шах Масуда по прозвищу Панджшерский Лев: сначала он стал заметной фигурой во время Афганской войны (1979—1989 гг.), а затем успешно противостоял талибам до самой смерти.
Советские войска совместно с вооруженными силами Афганистана (ДРА) провели против сил Панджшерского Льва девять военных операций, используя в одной из них 2,6 тыс. афганских и 11 тыс. советских военнослужащих, 390 самолетов и вертолетов (включая бомбардировщики), а также 39 артиллерийских батарей. Каждая из операций наносила серьезный урон Масуду, но полностью разгромить его так и не удалось.
***
В 1996 году центральная власть оказалась в руках талибов, а Масуд бежал на север страны, основав там антиталибскую коалицию — независимый «Северный альянс». «Известия» называли Масуда «лучшим врагом» для России: «Пять процентов афганской территории, которые отряды Масуда продолжают удерживать, несмотря на натиск превосходящих сил талибов, — своего рода буфер, заслон, который вот уже пять лет защищает бывшие советские республики от прямого соприкосновения с исламистами».
За следующие пять лет «Северному альянсу» удалось взять под контроль практически треть страны, а самого Масуда начали всерьез рассматривать как национального героя и будущего лидера страны. Однако 9 сентября 2001 года на Масуда было совершено покушение во время интервью — террористы-смертники выдали себя за журналистов, спрятав бомбу в видеокамеру. Масуд скончался от тяжелых ран на следующий день. Считается, что за нападением стояли боевики «Аль-Каиды» (запрещенная в РФ организация). Масуд сотрудничал с ЦРУ, а умер он ровно за день до теракта 11 сентября — по словам экс-министра Мохаммада Хаксара, это могли быть звенья одной цепи.
Когда погиб отец, Масуду-младшему было 12 лет. В это время семья только переехала в Панджшер из Таджикистана, где Ахмад Масуд проживал уже несколько лет.
***
В одном из своих интервью, он рассказал, что годы, проведенные в Таджикистане, были лучшими в его жизни.
«Я вспоминаю время, проведенное с отцом, вспоминаю наших дружелюбных соседей и красивый таджикский язык. Там я хотел учиться музыке. Таджикистан стал для меня вторым домом. Там прошла большая часть моей жизни. Для нас были созданы безопасные условия. Я признателен благородным таджикским людям за все, что они для нас сделали, и за то, что они поддерживали наше стремление к независимости, социальной справедливости и демократии», – говорил Масуд-младший.
По его словам, в Таджикистане он немного выучил русский язык, но не смог освоить кириллицу, поэтому до пятого класса учился в иранской школе в Душанбе, где преподавание велось на фарси, а затем уехал в Иран.
Он также вспоминает случай с русской женщиной-соседкой, который остался в его жизни ярким воспоминанием жизни в Душанбе.
Самое удивительное, что я больше нигде не нашел той любви и искренности, которая была у народа Таджикистана. Это удивительно доброжелательные люди. К нам хорошо относились соседи и все жители Таджикистана.
Так случилось, что одной из наших соседок оказалась русская женщина. Она жила там со своими двумя детьми. Мой отец был в постоянных разъездах, и я не знаю, каким образом эта русская женщина догадалась, что это дом Ахмад Шаха Масуда.
Однажды отец приехал домой, и она узнала об этом. Эта добрая женщина приготовила еды и принесла ее моему отцу. Интересно, что при этом она сказала, что в еде нет ни алкоголя, ни чего-либо еще в подобном роде, и что эта еда – чистая. Она догадалась, что Масуд был убежденным мусульманином и поэтому подчеркнула этот момент.
Мой отец с аппетитом съел эту еду и поблагодарил русскую женщину. Мне было удивительно видеть, с каким уважением и симпатией относилась к отцу эта русская женщина, живущая в Таджикистане», – вспоминал Масуд-младший.
***
Ахмад Масуд вместе с матерью и четырьмя младшими сестрами вылетел из Панджшера в Душанбе 11 сентября. Им сказали, что Масуд их ждет в Таджикистане. Матери сказали, что Масуд-старший ранен, но о том, что семью везут попрощаться с отцом никто не говорил.
Мать беспрерывно плакала, только когда молилась переставала плакать. «Тогда я очень хотел, чтобы она только молилась и не плакала», – вспоминает Ахмад.
В Душанбе Ахмаду сказали, что отец идет на поправку, но по телеканалам уже объявили о смерти «Панджшерского льва». Прошло еще несколько дней после того, как семью из Душанбе отправили в Куляб, где находилось тело Масуда.
«В Кулябе машина повернула не в сторону высокого здания больницы, а в другую. Их привели в маленькое помещение и попросили подождать. На каталке вывезли тело, покрытое покрывалом. Его дед Таджуддин, тесть, товарищ по оружию и известный как «Глаза Масуда», который с первых дней был рядом с ним, приказал Ахмаду встать с правой стороны», – писал со слов Ахмада, таджикский журналист Фахриддин Холбек.
«Было такое состояние – отца больше нет, героя больше нет, будущее туманно… Жизнь 12-летнего юнца, который еще прошлой ночью был охвачен своими детскими мечтами, изменилась полностью за одну ночь. Мне пришлось пройти 100-летний путь за ночь и превратиться из 12-летнего Масуда в 49-летнего, так как теперь меня видели в его образе», – рассказывал Ахмад через 14 лет после смерти отца.
16 сентября 2001 года Ахмад Шаха Масуда похоронили на холме Сарича, у кишлака Джангалак, где он родился.
***
После окончания средней школы в Иране Масуд-младший провел год на военных курсах в Королевской военной академии в Сандхерсте. В 2012-2015 годах он учился на факультете военных исследований в Королевском колледже Лондона. В 2016 году получил степень магистра международной политики в Лондонском городском университете.
Я был влюблен в астрономию, – говорил он в одном из интервью AFP. – Я был полон энергии, я горел.
Но после того, как к нему обратился один из соратников его отца и сказал, что они возлагают на него большие надежды, страсть Ахмада Масуда к астрономии угасла. И он отправился в Лондон продолжать учебу.
***
В 2016 году Масуд вернулся в Афганистан и был назначен генеральным директором Massoud Foundation. Некоммерческий фонд был образован через год после смерти Масуда-старшего. Основная деятельность фонда сосредоточена на двух направлениях – культурном и образовательном.
Я учился, чтобы вернуться. У меня нет двойного гражданства, у меня нет собственности за пределами Афганистана, у меня ничего нет… Я полностью предан своему народу и своей стране, – говорил Масуд-младший.
***
Еще в 2016 году Ахмад Масуд говорил о том, что намерен заняться политикой.
«Вся моя жизнь была переплетена с политикой. Я обещал отцу и много учился для того, чтобы однажды приехать в Афганистан и участвовать в политической жизни. Я хотел бы заняться политикой, поскольку проблемы моей страны носят политический характер, и мы должны решать эти проблемы… Я выйду на сцену в подходящее время и в подходящих условиях. Все мои усилия за последние 15 лет были направлены на достижение этой цели», – говорил он в интервью изданию Афганистан.ру.
***
С марта 2019 года Ахмад Масуд официально занялся политикой.
Он поддержал идею своего отца о швейцарской модели внутренних властных отношений в Афганистане, заявив, что децентрализация правительства приведёт к более эффективному распределению ресурсов и полномочий, тем самым принося процветание и стабильность.
Ахмад изучал Талибан для своей бакалаврской и аспирантской диссертации и рассматривает их как преступную франчайзинговую сеть, занимающуюся наркотиками, похищениями людей и другой организованной преступностью.
***
По словам Ахмада Масуда-младшего, теперь это его бой, и он будет мстить за убийство отца: «Я обращаюсь к вам, афганцам за нашими границами, у которых в сердцах находится Афганистан, и хочу сказать вам, что здесь, в Панджшере, где я снова нахожусь, есть соотечественники, которые не потеряли надежды».
Масуд-младший уверен, что впишет новую страницу в историю Афганистана и оставит талибов несмотря на тот урон, что они уже успели нанести: «Мы, афганцы, даже не очень много проиграли, потому что Кабул не воевал. Наши бойцы, старые и молодые моджахеды, здесь, в Панджшере, поднимают оружие. Присоединяйтесь к нам по духу или через прямую поддержку».
По сообщениям СМИ, Ахмад Масуд-младший уже контактировал с представителями США и Франции в надежде получить у них гарантии по снабжению оружием и финансами. Также источники утверждают, что в случае отказа на Западе Масуд может попытаться обратиться к России как к посреднику в переговорах с талибами.
***
После падения Кабула, Ахмад Масуд заявил, что организует сопротивление «Талибану» в провинции Панджшер. Речь об этом идет в его письме, опубликованном французским журналом «La Règle du Jeu», который издает писатель и философ Бернар-Анри Леви, друг покойного отца Масуда-младшего.
«Мы призываем всех свободных афганцев, всех тех, кто отвергает рабство, присоединиться к нашему бастиону Панджшер, последнему свободному региону на нашей измученной земле, – говорится в послании. – Афганцам всех регионов и племен я говорю: сражайтесь вместе с нами! Афганцам, живущим за рубежом, но близким нам сердцем, я говорю: знайте, что у вас есть соотечественники здесь, в Панджшере, которые не сдались».
ФОТО: Reuters/ AFP