МСТИТЬ И УБИВАТЬ ИЛИ ВЫСТРАИВАТЬ ГОСУДАРСТВО. Какое будущее ждет Афганистан при «Талибане»*?
ДУШАНБЕ, 04.09.2021 /НИАТ «Ховар»/. Захватившая власть в Афганистане группировка «Талибан»* готовится объявить новое правительство, состав которого во многом определит будущее развитие ее взаимоотношений с остальным миром и, в первую очередь, с Западом, пишет BBC News.
После вывода американских войск и падения правительства Афганистан остался без действующей политической системы, его граждане — без защиты, а страна еще глубже погрузилась в тяжелейший экономический и гуманитарный кризис. Как «Талибан»* собирается управлять страной, смогут ли предводители группировки добиться международного признания и какое будущее ожидает жителей Афганистана?
Фейерверки, поздравления, залпы в воздух — так боевики «Талибана»* отметили окончание 20-летнего американского военного присутствия в Афганистане. Но для многих жителей страны день 31 августа принес острое осознание того, что пути из Афганистана для них закрыты, а будущее полно неопределенности.
Засуха, голод, коронавирус, отсутствие работы, средств к существованию и доступа к квалифицированной медпомощи, умноженные на страх преследований — это реальность сегодняшнего Афганистана.
По информации ООН, каждый десятый житель страны лишился крова над головой, каждый третий не знает, когда сможет поесть в следующий раз, более половины детей в возрасте до пяти лет страдают от крайней степени истощения, а запасы продовольствия в стране грозят полностью иссякнуть к концу этого месяца. Жители Кабула и других городов проводят дни в очередях в попытке снять хоть какие-то наличные.
Несмотря на обещания талибов провести всеобщую амнистию, в том числе для афганцев, сотрудничавших с иностранными военными, из разных провинций доносятся сведения о жестоких расправах над теми, кого боевики обещали не трогать. Афганцы, которым удалось бежать из страны, беспокоятся за жизнь своих родных и близких.
«Сейчас все вроде бы спокойно, но молодые люди, включая меня, сильно устали, мы не знаем, что нас ждет в будущем», — рассказал Русской службе Би-би-си житель Кабула Нисан.
Нисану 26 лет, по образованию он компьютерный инженер. Нисан с грустью наблюдал, как еще недавно тысячи афганцев толпились у аэропорта Кабула, пытаясь улететь хоть куда-нибудь.
«Сейчас нет никаких самолетов и никаких рейсов, — говорит он. — Сегодня все мечтают о свободной жизни, но никто не знает, что произойдет».
В условиях активного присутствия на территории страны боевиков «Исламского государства» и связей талибов с «Аль-Каидой» (обе группировки запрещены в Таджикистане) многие опасаются, что Афганистан может снова стать источником международного терроризма, как это было 20 лет назад.
Признает ли талибов международное сообщество?
Талибы готовятся объявить об учреждении своего нового правительства, состав которого во многом определит, насколько радикальным будет будущее правление и как это отразится на выстраивании международных отношений.
Сами талибы неоднократно говорили, что будущее правительство будет инклюзивным. Однако по всей вероятности, страной, как и 20 лет назад, будет управлять неизбираемый совет, состоящий из нынешней верхушки движения и, возможно, наиболее авторитетных полевых командиров и старейшин.
Эксперты считают, что признание режима Западом может стать одним из приоритетных направлений талибов: легитимация среди прочего поможет открыть доступ к международной помощи, разморозить афганские счета в американских банках и наладить торговлю.
«Поскольку «Талибан»* жаждет денег и признания, администрация Байдена должна оказывать на группу стратегическое давление, чтобы та сформировала инклюзивное правительство, а также обеспечила защиту меньшинствам и соблюдение прав женщин», — цитирует сайт Atlantic Council старшего научного сотрудника Центра южной Азии «Атлантического совета» Нилофара Сакхи.
В условиях, когда Китай, Россия и Иран попытаются выстраивать более близкие отношения с «Талибаном»*, крайне важно, чтобы Вашингтон перешел на новую стадию взаимоотношений с Афганистаном, полагает эксперт.
Однако многое в выстраивании будущих взаимоотношений с Западом будет зависеть от того, какие стратегические цели талибы сочтут для себя более приоритетными — идеологические или более прагматичные, настроенные на сотрудничество с остальным миром.
«Одни [из талибов] полностью погрязли в средневековье, которое происходило в 90-х годах: они хотят мстить, хотят убивать, издеваться над населением, которое поверило в западные ценности, — рассказал в интервью Русской службе Би-би-си специалист по Ближнему Востоку, писатель Андрей Остальский. — Но есть среди них и люди более прагматичные: они понимают, что нужно выстраивать государство. А выстраивать государство в XXI веке на основе средневековых норм просто не получится».
Есть ли надежда, что сторонники прагматичного подхода окажутся более влиятельными в талибском руководстве?
По словам Остальского, сейчас это трудно спрогнозировать: «Мы не знаем, насколько контролируема эта темная талибская стихия, которая сейчас обрушилась на страну, и этого не знают даже сами талибы».
При этом эксперты не исключают возможности признания «Талибана» международным сообществом — в основном, ссылаясь на примеры других режимов, с которыми сотрудничает Запад, несмотря на многочисленные вопросы к соблюдению прав человека.
«Талибам следует придумать какие-то правила и по этим правилам жить, — говорит политолог Дмитрий Афанасьев. — Если они эти законы пропишут и этим законам начнут следовать, то с ними будут иметь дело».
«Здесь главное — некоторая предсказуемость, чтобы это не было спонтанно, а появилась какая-то моральная база с общественным устоем. В таком смысле ультраконсервативный режим может существовать», — сказал Афанасьев Русской службе Би-би-си.
При этом в адрес США неоднократно раздавались призывы не верить обещаниям «Талибана»* и не переводить отношения с ним на новый уровень до тех пор, пока талибы не предпримут конкретных шагов для изменения ситуации в стране.
Как отмечает специализирующийся на теме исламского экстремизма американский журналист-расследователь Дэниэл Гринфилд, далеко не факт, что талибы в принципе окажутся способны сохранять единоличный контроль над Афганистаном в течение сколь-нибудь продолжительного времени.
____________________________
*Талибан – радикальное движение, запрещенное в Таджикистане.
Фото: AAMIR QURESHI/AFP