Эксперт Мумина Шовалиева: «На Навруз наблюдаются отголоски традиций наших предков»
ДУШАНБЕ, 21.03.2022 /НИАТ «Ховар»/. 21 марта в Таджикистане и многих других странах мира по традиции широко отмечают Международный праздник Навруз. Праздник весеннего равноденствия, обновления природы появился в истории человечества задолго до появления первых письменных источников, в которых он упоминается. Навруз, Наурыз, Новруз Байрам – вот далеко не все его названия. Навруз настолько широко распространен, что 30 сентября 2009 года он был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, а 21 марта объявлено как Международный день Навруз.
В дни Навруза по традиции женщины накрывают праздничный дастархан, зовут гостей. Как отметила эксперт, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана Мумина Шовалиева, традиционная пища таджиков на Навруз свидетельствует о тесной связи праздника с началом земледельческого года, как «точки отсчета», с которой связывались основы будущего урожая. Об этом свидетельствуют многочисленные праздничные обряды и ритуалы.
«Блюда на Навруз имели тесную связь с бобовыми растениями, из которых готовились праздничные блюда. Согласно различным историческим источникам, в эпоху Сасанидов, когда государственной религией стал зороастризм, Навруз провозгласили официальным новогодним праздником и отмечали торжественно. Праздник длился шесть дней, первые пять из которых справлялись среди народа – «Наврузи омма», а шестой являлся праздником царя – «Наврузи бузург» или «Наврузи хосса». За 25 дней до Навруза во дворце воздвигали 12 колонн и в них специально сеяли пшеницу, ячмень, рис, бобы, просо, кукурузу, горох, чечевицу, кунжут, фасоль. Все эти растения выращивали до шестого дня Навруза, именно в этот день в сопровождении музыки, танцев снимали колосья и разбрасывали. Таким способом по росту каждого из них определяли урожайность тех или иных бобовых и зерновых, а также риса в Новом году. Омар Хайям, описывая шестой день празднования Навруза во дворце, дает описание набора праздничного подноса с разными кушаньями. На подносе присутствовали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. Из каждого сорта муки вокруг подноса раскладывали по 7 лепешек, поднос украшали семью ветвями разных деревьев: ивы, оливы, айвы, граната и т. д. На разных листах писали слова: афзун (возрастающий), афзояд (обильный), парвар (раскормленный), фарохи (изобилие), фарахи (радость, веселье) и еще подкладывали сахар, золотые и серебряные монеты, гармалу (испанд)», — сказала М. Шовалиева.
По словам собеседницы, день Навруза сопровождался ритуалом вкушения обрядовой пищи, в которой отражалась хозяйственная деятельность земледельцев. Выдающийся энциклопедист Абурайхон Беруни в труде «Памятники минувших поколений» пишет о пище согдийцев и жителей Фарса. Он подробно излагает историю возникновения и приготовления традиционного праздничного блюда суманак. Обычай царей древнего Ирана и порядок накрывания праздничного стола описал замечательный ученый и поэт Омар Хайям в своем известном труде «Наврузнома».
«Очень интересные сведения по поводу той или иной пищи на Востоке приводятся в произведениях средневековых поэтов, таких как Саади Шерози, Хафиз Шерози, Камол Худжанди, Шохин Сабзавори, Магриби, Бисоти Самарканди. Сочинения поэта Буисхака Атъима посвящены кухне народов Востока и свидетельствуют о многообразии блюд. Автор также пишет о способах приготовления блюд и свойствах используемых продуктов. Он посвятил целую поэму плову и угро — любимым блюдам как таджиков, так и всех народов Востока, назвав плов «королем» всех блюд», — отметила М. Шовалиева.
Чтобы праздник начался с добра, люди должны были пить свежее молоко, есть свежие лепешки и сыр.
«Праздничный стол должен был состоять из различных предметов, названия которых начинались с персидских букв «син», «шин» и «мим»: сабза (проросшее зерно, зелень), себ (яблоко), сонджит (джида), сумах (барбарис), сир (чеснок), шамъ (свеча), шароб (вино), шакар (сахар), шир (молоко), ширини (сладости), шербет (сироп), шире (сок, сладкий сироп); мева (фрукты, плоды), мург (курица, птица), мохи (рыба), маст (кислое молоко), мавиз (крупный черный изюм). Что касается традиций в питании, то в дни Навруза все дарили друг другу раскрашенные яйца. При дворе и среди знати дарили яйца, украшенные художественной позолотой и росписью. Цена такого яйца достигала несколько золотых дукатов. Шах посылал большое количество таких яиц в красивых чашах главным дамам гарема. Обычай связан с поверьем, что яйца символизируют начало», — добавила ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша НАНТ.
Все праздничные обряды и ритуалы олицетворяли надежду на хорошую жизнь в наступающем году, отражали конечную цель крестьянина – стремление к обеспечению жизненно важных благ и большого урожая. Обряды Навруза сохранились в сасанидскую эпоху, которая длилась почти 500 лет, и глубоко укоренились в быту простого народа. Свидетельством этого является праздник у всех народов Средней Азии, Ирана, Афганистана, Азербайджана, Турции и других стран Востока.
«На Навруз наблюдаются отголоски традиций наших предков. В первую очередь, это солод из пророщенных зерен пшеницы — суманак. Его ставят за 25 дней до праздника и готовят всей махаллей или селением. Суманак бывает 4-х видов: суманаки деги, суманаки нони, суманаки дегчаги, суманаки хурмаги. Последние три характерны только для Таджикистана. Его раздают по обычаю всем жителям селения», — объяснила собеседница.
Другой обязательной пищей на Навруз являются такие блюда, как кашк, куча, гандумкуча, далда, бодж или гандумбодж (в Горном Бадахшане). В похлебку, которая готовилась в течение 10-15 часов, клали 7 видов бобовых и зерна: пшеницу, фасоль, горох, маш, а также потроха зарезанного животного – шикамба.
«Еще одной пищей на Навруз является «оши угро» — лапша, которая, по приданию, «удлиняла» жизнь человека. Здесь видны признаки имитативной магии», — проинформировала М. Шовалиева.
Лайло ТОИРИ,
НИАТ «Ховар»
Фото НИАТ «Ховар»