The Guardian: Численность диких животных в мире за последние 50 лет сократилась почти на 70%. В Таджикистане ситуация оптимистична
ДУШАНБЕ, 16.10.2022 /НИАТ «Ховар»/. Общая численность диких животных на планете сократилась в среднем на 69% за последние 50 лет. Об этом сообщает телеканал НИАТ «Ховар» со ссылкой на издание The Guardian.
Указывается, что причиной сокращения численности диких животных стала деятельности человека. В частности, уменьшение популяции было вызвано загрязнением окружающей среды, вырубкой лесов, а также нерациональным использованием природных ресурсов.
Ученые исследовали состояние 32 тыс. популяций 5230 различных видов. Результаты анализа показали, что сильнее всего фауна сократилась в Латинской Америке и Карибском бассейне — на 94%. Сокращение численности диких животных в Африке составило 66%, в Азии и Тихоокеанском регионе — 55%. В Северной Америке, Европе и Центральной Азии фауна сократилась на 20%. Отмечается, что подобное снижение численности для человечества было бы эквивалентно потере всего населения Европы, Северной и Южной Америки, Африки, Океании и Китая.
Исследователи отмечают, что в разных странах наблюдаются разные показатели потери биологического разнообразия. В частности, сегодня одной из самых истощенных в сфере природных ресурсов стран является Великобритания, где живая природа сократилась на 50%. Одними из самых уязвимых областей на сегодняшний день также являются Гималаи, Юго-Восточная Азия, восточное побережье Австралии, долина Альбертин, а также бассейн Амазонки.
«Есть лишь несколько млекопитающих, способных захватить наше воображение больше, чем редкий и неуловимый снежный барс. Считается, что в высоких горах Азии осталось менее 7000 представителей Panthera uncia, занесенных в красный список как уязвимых. Из них примерно 5% живут в горах Памира в Таджикистане, третьей по высоте экосистеме в мире после Гималаев и Каракорума. Там, вопреки всему, ирбисы процветают», — пишет The Guardian.
«В Таджикистане ситуация со снежным барсом оптимистична, поскольку их популяция заметно увеличивается, – сообщил биолог Халил Каримов, научный консультант Ассоциации природоохранных организаций Таджикистана (АПОТ). — У нас сейчас порядка 350-450 этих кошек, поскольку точное число назвать невозможно из-за характера жизни барсов и удаленности среды, в которой они обитают».
По мнению автора материала британской газеты, в последние годы серия инициатив на местах обратила это снижение поголовья вспять – равно, как и снижение численности других видов. Сейчас в Таджикистане действуют пять частных заповедников общей площадью 150 000 гектаров, а также ведется формирование других заповедных ареалов.
Одной из таких историй успеха является заповедник «М-Сайёд» на западном Памире, где 35 000 гектаров горных хребтов граничат с северным Афганистаном. С момента основания семейного заповедника в 2005-м там в десять раз увеличилась численность бухарского мархура – дикого козла с характерными спиральными рогами.
«Раньше мы охотились на мархура ради мяса и не знали, что это вымирающий вид», – сообщил Худойдод Муллойров, чей отец, Девлетхан, основал этот заповедник. «Жизнь тогда была очень тяжелой и людям приходилось охотиться, чтобы выжить. Афганцы даже пересекали реку ради охоты на снежных барсов, чтобы продать их шкуры».
Большая численность мархуров означает большее число основного охотника на них – снежного барса. В 2013 году в «М-Сайёд» было зафиксировано шесть ирбисов, что было признано самой высокой плотностью барсов во всем мире на тот момент. Команда исследователей, вернувшаяся туда в 2016-м, обнаружила уже 10 диких кошек.
При скудных доходах от туризма и небольшом количестве крупных иностранных доноров таджикским снежным барсам все же удалось найти неожиданного спасителя.
«Девяносто девять процентов финансирования охраны природы в Таджикистане поступает от трофейной охоты иностранцев», – объяснил Халил Каримов. «Прежде таджики шли в горы и охотились на все, что встретиться, но теперь они защищают диких животных, поскольку те обладают финансовой ценностью».
По оценке Каримова, каждый год иностранные охотники за трофеями вносят в экономику Таджикистана миллионы фунтов стерлингов, а правительство страны ежегодно устанавливает квоты на отстрел мархура, козерога, кабана, барана Марко Поло и уриала.
В 2021 году заповедник «М-Сайёд» получил три из 12 государственных лицензий на охоту на мархуров, при этом иностранные охотники за отстрел одного козла заплатили от $130 000 до $190 000 за отстрел одного дикого животного. 30% от этих сумм поступили непосредственно заповеднику.
«Без трофейной охоты здесь не было бы природоохранных мер», – пояснил Худойдод Муллоёров. «Благодаря этой охоте мы даем работу 20 местным жителям и вкладываемся в улучшение местной инфраструктуры».
«На сегодняшний день, — пишет The Guardian, — эксперты занимаются разработкой новых стандартов для определения природоохранного статуса животного, что позволит спасти многие виды от вымирания».
ФОТО из открытых источников