ПРАЗДНИК УРОЖАЯ, ФЕСТИВАЛИ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ – ЭТО ТОЖЕ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДА. Корреспондент НИАТ «Ховар» отвечает на бредовое высказывание профессора Лукмона Бойматова
ДУШАНБЕ, 08.12.2022 /НИАТ «Ховар»/. Наступила зима! Позади – праздник урожая Мехргон, впереди – другой древний праздник таджиков – Сада, отмечаемый в конце января. Слово «сада» происходит от слова «сад» — сто, и символизирует сто дней и ночей, оставшихся до прихода Нового года — Навруза. А коли пока еще есть почти два месяца, самое время ответить на слова профессора Лукмона Бойматова, проживающего ныне в Швеции.
29 августа 2022 в интервью аналитическому порталу «Ойина» он заявил следующее: «К большому сожалению, таджикские мыслители, особенно историки последнего периода, меньше внимания уделяли факторам и элементам, объединяющим всех таджиков мира, и наша беспечность к этой теме довела нашу идеологию до такой степени, что мы ложью заменили правду. Могу с уверенностью сказать, что объединяющих факторов и элементов в прошлой истории нации куда больше и лучше, чем то, что сегодня искусственно создано для нашего общества. Фестивали «Праздник дыни», «Праздник абрикоса», «Праздник картофеля», «Чакомаи гесу» (Песнь о локоне) и другие — это, по сути, глумление над человеческим просвещением. Нашему обществу не нужны такие искусственные «объединяющие празднования». Такого рода действия противоречат просветительскому духу таджиков…».
Такое ненаучное высказывание ученого смело можно внести в сборник самых бредовых и вредных мыслей, считает корреспондент НИАТ «Ховар». И вот почему.
Предисловие
Что означает слово «вред», нам всем известно – причинение порчи, ущерба чему или кому-либо. А что такое «бред»? Это психопатологический симптом, для которого нет точной научной формулировки. Представляет собой совокупность рассуждений, выводов и болезненных рассуждений, не соответствующих реальной действительности. Является наиболее известным и очевидным свидетельством психического расстройства.
Других слов и не подберешь для подобного рода рассуждений.
По существу
Ученый «печется» об истории и просветительском духе народа. А разве праздники урожая, тыквы, дыни, яблока… — все это не история и культура нашего народа?! Ученому-историку следовало бы заглянуть в научные труды Карла Маркса, который еще XIX веке писал в своем «Капитале»: «Экономика – это базис, а потом идёт уже только политика». Или же: «Труд – это основа культуры».
Культура возникла вместе с первым производством средств, необходимых для жизни. Поэтому культура имеет столь производственное, столь и духовное происхождение. Это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни; совокупность таких достижений в определенную эпоху, у какого-л. народа. Мы говорим: материальная культура, духовная культура, культура речи, культура земледелия, физическая культура, сельскохозяйственные культуры, техническая культура. Все это — культура, то есть, просвещенность, начитанность, знания, которые достигаются путем труда. Культура – это возделивание.
К сведению ученого Бойматова: слово «культура» — это калька латинского cultura, его основные значения — «возделывание», «обрабатывание», «уход».
Все это говорит о том, что труд, производственные средства, результаты труда – это история общества и народа. Ведь история — это движение и развитие человеческого общества от эпохи к эпохе.
Иными словами, культура и просвещенность — свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда. Можно привнсти еще такой пример из научных трудов: кусок кварца – это природа, а наконечник стрелы – это культура; стон – природен, слово – достояние культуры; запах – природа, аромат и парфюмы – культура; река – природа, электростанция – культура. Понимаете, уважаемый Бойматов?
«Истинные ученые никогда намеренно не вводят в заблуждение. Но у предвзятых ученых и псевдоученых может быть своя повестка дня, помимо правды, которую они продвигают». Так пишет ваш коллега-ученый, американский биолог, химик, писатель Уоллес Николс(Wallace J. Nichols).
Ученый ученому рознь
Наш ученый, доктор философских наук, профессор Хуршед Зиёи, рассуждая над вашими высказываниями, рассказал нам, что образованность или цивилизованность человечества начались с их перехода от охоты и собирательства, как основного занятия, к сельскому хозяйству.
«К счастью, предки таджикской нации принадлежали к нациям и народностям, которые одними из первых перешли к этому цивилизованному образу жизни и создали весьма высокую сельскохозяйственную культуру», — отметил он. Хуршед Зиёи привел в пример русского исследователя А.П. Шишова, который в своих исследованиях «Таджики» ещё в 1910 году отметил, что таджики были одними из старейших сельскохозяйственных производителей в регионе и выступали в качестве учителей землеустройства и садоводства для других народов и народностей, которые в дальнейшем обосновались на этих землях (см.Шишов А.П. Таджики. Этнографическое исследование. – Алматы, 2006. – С. 184).
«Высокая сельскохозяйственная культура побудила наших предков глубоко исследовать природу и предсказывать все происходящие в ней события, а именно погоду, солнечные и холодные дни, дождь и снег, другие природные изменения. Именно по этой причине все национальные праздники, которые мы унаследовали от предков, связаны с природой и её благами. В частности, Навруз, Мехргон, Сада и Тиргон, которые являются наиболее важными из них, непосредственно связаны с природой, и особое место в них занимают природные блага и сельскохозяйственные продукты», — сказал профессор Зиёи.
Например, в праздновании Навруза важными считались «Джашни Атола» (Атола – мучная похлёбка (прим. переводчика)), «Суманакпази», «Дастархан Навруза», блюда состояли из пшеницы, ячменя, фасоли, гороха, кукурузы, чечевицы, проса, либо из блюд «семь синов» — санджида, зелени, суманака, уксуса, и «семь шинов» — свечи, молока, сахара, вина, сиропа, сладости, мёда).
Хуршед Зиёи считает, что церемония «Маликаи Навруз» или «Дехканин» является данью уважения человеку, который произвёл эти сельскохозяйственные блага. «В целом праздник Навруз связан с землёй (почвой), Сада — с огнём, Тиргон — с водой и Мехргон с небесным светом (воздухом) или с четырьмя стихиями, что показывает, что наши предки почитали исключительно природу и природные блага», — говорит он.
По словам нашего собеседника, к счастью, эти национальные традиции таджиков возродились в период Государственной независимости и обрели новое веяние. Именно поэтому из года в год в различных формах осуществляется дань уважения дарам природы и продуктам сельского хозяйства в нашей стране, и таким образом обеспечивается доступ к ним людей посредством организации выставок и распродажи в городах и густонаселенных регионах страны.
«С другой стороны, праздник сельскохозяйственной продукции и сбор урожая свойственны всем народам мира. Достаточно обратиться к малым и большим справочникам и найти в них информацию о празднике урожая пшеницы, риса, помидоров и сотен других сельскохозяйственных благ, от Америки и Европы до Азии и Африки. В связи с этим, отрицание и игнорирование таких праздников для каждого народа и нации означает отказ от истории и традиций своих предков. Для народа Таджикистана продолжение традиций своих предков земледельцев и садоводов является признаком просвещения и культуры нации, а не наоборот», -добавил доктор философских наук, профессор Хуршед Зиёи.
То что, власти Таджикистана уделяют внимания дарам земли, в принципе неудивительно — ведь аграрный сектор является одним из главных столпов экономики государства. Но, как отметил Хуршед Зиёи, такие праздники существуют не только в Таджикистане.
Такие праздники в других странах
В соседнем Узбекистане, в Бухаре, проводят Ковун Сайли – узбекский праздник дыни. В конце июля или в августе центр города «Площадь фонтанов» превращается в большую ярмарку-выставку, где каждый участник самостоятельно украшает свой стенд.
В Казахстане ежегодно отмечают городской фестиваль Apple Fest — праздник, посвященный яблокам. День яблок отмечают и в Англии. Организаторы считают, что День яблока — это празднование и демонстрация многообразия и богатства природы, а также стимул и знак к тому, что мы сами способны влиять на изменения, происходящие вокруг.
Дыню чествуют и в Туркменистане. Во второе воскресенье августа в Ашхабаде, помимо концерта и ярмарки, можно посетить выставку бахчевых культур, попробовать разные сорта дынь и посмотреть, как готовят национальные блюда из «королевы бахчи».
В Кыргызстане, на южном берегу Иссык-Куля, в июле-августе проходит фестиваль ягод и фруктов «Карага фест».
Первое упоминание о луковой ярмарке в немецком Веймаре относится к 1653-му году, лимонный праздник с 1933 года проходит в городе-курорте Ментон на Лазурном Берегу во Французской Ривьере.
А еще — фестиваль клюквы в Беларуси, Фестиваль помидоров в Испании (La Tomatina), День чеснока в США, любителям чего послаще небольшой немецкий городок Оберкирхе приготовил вкусный фестиваль клубники. День Благодарения в США — праздник обильного урожая, зародившийся в начале XVII века в одном из первых поселений английских религиозных паломников — Плимутской колонии.
«Международная зелёная неделя в Берлине» (Германия) представляет собой выставку- продаж сельскохозяйственной продукции. По мнению очевидцев в этом году оно проводилось в 87-й раз.
Стоит отметить, что большинство подобных праздников в Европе — именно фестивали. Дело тут не в предпочтениях организаторов, а скорее — в исторической традиции. Само слово происходит от латинского festivus — «празднество». Во времена античности, они были напрямую связаны с земледельческими культами и посвящены либо началу сева, либо завершению сбора урожая.
Когда как не осенью, после сбора урожая, вспомнить различные праздники, которые по всему миру проводятся «в честь» плодов этого самого урожая – фруктов, овощей, корнеплодов? Яркие, красочные, веселые – иные обходятся одним днем, а другие длятся неделями!
А может, для кого-то эти данные станут поводом собраться и в живую отправиться на один из таких «овощных» или «фруктовых» фестивалей, увидеть все действо своими глазами и поучаствовать в веселье.
Праздники — неотъемлемая часть любой культуры. Благодаря ним, мы можем ближе познакомиться с народом, которому они принадлежат, а также с его культурой и верованиями, как в наши дни, так и столетия назад. Отправляясь в путешествие в другие страны, необходимо владеть иностранным языком в пределах разговорного уровня, а также иметь знания об этих странах. А через праздники лучше всего понять внутренний мир страны и ее жителей.
Природные блага достаются людям непреднамеренно и бессознательно. Человек дышит воздухом, но не испытывает чувства благодарности к природе, потому что этот дар естественен. Однако дарами культуры никто не может овладеть без приложения собственных усилий.
Послесловие
Все-таки, как узко понимание иных наших ученых! Некоторые наши ученые сегодня – это стопор. В их головах — просто разруха! В ведь всё мудрое уже придумано раньше, сто, тысяча, миллион лет назад, господа!
Даже выдающимся умам свойственно ошибаться, причём далеко не каждый мыслитель может признать свою неправоту, особенно если за плечами у него висит солидный груз научных достижений и заслуг. Тем не менее, история науки — это история проб и ошибок, которые совершали все без исключения великие учёные на пути к всемирному признанию, а иногда и после того, как оно состоялось.
Этот парадокс или вид когнитивного искажения стали замечать еще в древности. Вот, например, несколько наблюдений философов и ученых:
Лао-Цзы: «Знающий не говорит, говорящий не знает».
Конфуций: «Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества».
Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю».
Наверное, этим все уже сказано.
Амина КУРБОН,
Саид АЛИ,
НИАТ «Ховар»
ФОТО из открытых источников