Дочь, достойная отца. Хосият Максумова – пример настоящей любви к детям, семье, своей Родине и призванию
ДУШАНБЕ, 07.03.2023 /НИАТ «Ховар»/. 1925 год, время становления молодого государства таджиков – Таджикистана, впервые появившегося на политической карте мира 5 декабря 1924 года. На фоне происходящих исторических событий, в разгар борьбы с басмаческим движением 20 сентября 1925 года в кишлаке Чашма кизи Гармского района Таджикской АССР в семье Председателя ЦИК ТАССР, выдающегося Государственного и партийного деятеля Таджикистана Нусратулло Максума родилась дочь, которую родители назвали Хосият, что означает достоинство и радость. В честь 8 Марта доктор исторических наук Бахринисо Кабилова рассказывает в своей статье о жизни своей матери, о том, какая должна быть настоящая любовь к детям, семье, своей Родине и призванию.
Хосият Максумова оправдала данное ей имя своими благородными поступками, делами и всей своей жизнью. С самого раннего детства ей было суждено испытать много трудностей и несправедливости, которые сопровождали ее на протяжении долгих лет.
Ее мама, Халимахон Максум, была домохозяйкой и всю свою жизнь посвятила семье, воспитанию детей и внуков. Ей принадлежит огромная заслуга в том, что дети выросли образованными, заслуженными людьми, достойными имени своего отца.
В декабре 1933 года семья переехала в Москву в связи с направлением Нусратулло Максума на учебу в Академию народного хозяйства. Хосият начальное образование получила в московской школе №19 имени В. Белинского.
Судьба в те годы была щедра к маленькой Хосият, окруженной вниманием и заботой замечательных родителей. Она всегда с нежностью и теплотой вспоминала те недолгие годы, проведенные рядом с любимым отцом.
Судьбоносной оказалась и встреча московской школьницы из Таджикистана с Надеждой Крупской, участвовавшей в одном из торжеств школы, обратившей внимание на маленькую Хосият. «Какая черноглазая девочка!» — восхитилась Крупская, погладив ее по головке. В дальнейшем с именем Крупской будут связаны основные вехи трудовой деятельности Хосият Нусратуллоевны: более 20 лет она проработала в Душанбинском педагогическом училище имени Н. Крупской (16 из них – директором), стала первой женщиной-таджичкой, удостоенной медали имени Н. Крупской. В 2014 году Указом Президента Таджикистана уважаемого Эмомали Рахмона имя Хосият Максумовой было присвоено Душанбинскому педагогическому колледжу.
12 июля 1937 года – день, который стал трагическим для семьи. «Когда папу 12 июля арестовали, мы отдыхали в Доме отдыха ЦК под Москвой, — рассказывала Хосият Нусратуллоевна. — Помню, после обеда во время тихого часа трое приехали на газике и забрали отца. Когда папа уезжал, он поцеловал нас, и мама спросила: «Что мне теперь делать?» Папа ответил: «Продолжайте отдыхать, я поеду в Москву, все выясню, ведь я ни в чем невиновен, и вернусь обратно к вам». Это были последние слова моего отца к нам».
Годы с 1937 по 1957 (до полной реабилитации Нусратулло Максума) стали самыми тяжелыми для семьи. Тоталитарное государство не просто убивало людей – оно стремилось вычеркнуть их имена из истории, уничтожить всякую память о них. Установка была не только на уничтожение врагов народа, но и на жен и детей. Только в них не стреляли, «без права переписки» их отправляли в лагеря, где шанс выжить был минимальным. На долю жен и детей выпало немало горя и тяжелых испытаний. Женщины в лагерях — это особая трагедия. В этот период пострадали многие жены, дети «врагов народа», их родственники, близкие и друзья. После ареста и расстрела Нусратулло Максума детей разлучили с мамой, которую сослали в Темняковские лагеря Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики на 8 лет, а их отправили в разные детские дома. Так, с 1937 года началась новая веха в жизни Хосият Максумовой, когда позади осталось счастливое, беззаботное детство, а впереди ждали невзгоды, разочарования и обман. «8 сентября 1937 года, — вспоминала Хосият Нусратуллоевна, — из московской квартиры маму с братиком Музаффаром, которому было всего 4 месяца, забрали в бутырскую тюрьму, а нам с Акбаром сказали: «Хотите видеть папу?», мы говорим: «Конечно». «Ну вот, поехали. Собирайте вещи». Мы собрали вещи, а нас повезли в детприемник. Затем через несколько дней из детприемника нас отправили в Горький. Акбар остался в Сормовском детдоме, а меня посадили на пароход и повезли по Оке в другой детдом, сказали, что брат и сестра в одном детдоме не должны быть. Мы больше месяца находились в разных детдомах. Маму, оказывается, отпустили, так как у нее был грудной ребенок, без права выезда из Москвы, и они со старшим братом Мунавваром обили все пороги. Мама хоть и неграмотная была, сказала: «Найдите мне моих детей, верните». Через месяц брат нашел нас, и мы вернулись в Москву. Второй раз маму забрали 4 декабря 1937 года. Она вечером снова вернулась, забрала ребенка, и уже после этого мы маму не видели. 8 апреля 1938 года нам с братьями Мунавваром и Акбаром разрешили выехать из Москвы, и мы приехали в Сталинабад (ныне — Душанбе) к родственникам…». Закон допускал передачу детей под опеку нерепрессированных родственников. Согласно циркуляру НКВД СССР №4 от 7 января 1938 года «О порядке выдачи на опеку родственникам детей, родители которых были репрессированы», будущие опекуны проверялись краевыми и областными управлениями НКВД на наличие «компрометирующих данных». Но, даже удостоверившись в благонадежности, сотрудники НКВД устанавливали наблюдение за опекунами, за настроениями детей, их поведением и знакомствами. Нередки были случаи, когда неправильно записывали или просто меняли фамилию ребенка. Хосият и Акбару предлагали поменять фамилию отца, у них якобы будет светлое будущее. Но эти подростки не пошли на это. Более того, они с гордостью пронесли через всю свою жизнь фамилию отца. Все они были достойными людьми.
Несмотря на травлю, направленную на семью в те годы, Хосият Максумова стала первой девочкой-таджичкой, окончившей школу с отличными оценками, первой девушкой-таджичкой, окончившей физико-математический факультет Педагогического института имени Т. Шевченко (ныне — имени С. Айни). Следуя заветам своего отца, который говорил: «Хосият, учись хорошо, будешь учителем, готовить кадры для республики», она начала свою трудовую деятельность в 1947 году в средней школе №10 в качестве преподавателя математики. После этого она проработала ряд лет в школах города. В 1948 году была назначена завучем средней школы №10. В 1962 году была переведена в дошкольное педучилище имени Н. Крупской, где работала преподавателем, завучем, а в 1964 году была назначена директором и проработала на этой должности до 1980 года, а затем в качестве преподавателя работала в этом училище до 1985 года. Всю свою трудовую деятельность она посвятила воспитанию и обучению подрастающего поколения.
В 1949 году Хосият Нусратуллоевна вышла замуж за Туйчи Кабилова (1915-1978), с которым прожила 30 лет. Вместе они воспитали пятерых достойных, любящих детей. Почти все они пошли по стопам своей мамы – стали преподавателями.
Хосият Максумова являлась Почетным донором, Заслуженным учителем республики, персональным пенсионером республиканского значения. Ее трудовые заслуги были отмечены государством и Правительством: она была награждена значком «Отличник народного образования», почетными грамотами Президиума Верховного Совета, серебряной медалью ВДНХ, юбилейной медалью за доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. Ленина. Хосият Максумова – первая женщина в Таджикистане, награжденная медалью имени Н. Крупской. В 1974 году ей было присвоено звание «Заслуженный учитель».
Хосият Максумова параллельно занималась общественной деятельностью. Она неоднократно избиралась депутатом Душанбинского городского и районного Советов народных депутатов.
Будучи на пенсии, Хосият Максумова часто встречалась с молодыми преподавателями, обучающейся молодежью и всегда была желанным гостем на многих мероприятиях, проводимых Комитетом молодежи Республики Таджикистан.
Последний год жизни Хосият Максумовой был насыщен радостными событиями. 27 июня 2006 года в Раштском районе Таджикистана Президент республики уважаемый Эмомали Рахмон открыл памятник Нусратулло Максуму и зачитал Указ о присвоении ему высшего государственного звания – Герой Таджикистана. Возвращение имен, памяти об оболганных и убитых – это наш шаг к свободе. Сегодня Нусратулло Максум посмертно объявлен Героем Таджикистана, его имя знает каждый школьник. А в те трагические годы его обвинили в проведении «вредительской, диверсионной работы» и «подготовке терактов против руководителей партии и советского правительства».
5 сентября, ко Дню независимости республики, Хосият Нусратуллоевна лично из рук Президента получила эту высокую награду. На последующих встречах с журналистами, студентами и школьниками Хосият Нусратуллоевна с гордостью рассказывала об отце-герое, о том, как она счастлива, что дождалась его полной всенародной реабилитации.
9 марта 2007 года Хосият Нусратуллоевны Максумовой не стало. Волею судьбы последней встречей, на которую ее пригласили 3 марта, стала встреча в ее родном Педагогическом училище.
По опросу общественного мнения Хосият Максумова вошла в число 10 самых известных и заслуженных учителей XX века в Таджикистане. Во всех уголках нашей республики и за ее пределами добросовестно трудятся на различных должностях ее ученики, распространяя опыт дорогого всем учителя.
ФОТО предоставлено автором статьи