Водные ресурсы в Центральной Азии и Афганистане

Апрель 12, 2012 16:26

 
Речь в Обществе Великобритания-Россия Пушкинский Дом, Bloomsbury Square, Лондон
Четверг, 22 марта 2012 года 
Струан Стивенсон – депутат Европейского Парламента
 
Афганистан связан с республиками Центральной Азии по трансграничным водным ресурсам и почти 40% его территории находится в бассейне Аральского моря, где также проживает и 33% населения этой страны.
В условиях региональной стабильности, задачи, поставленные Афганистаном по эксплуатации воды, осуществляются за счёт использования водного потенциала реки Амударьи, которая в свою очередь совместно используется Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном, и в итоге впадает в южную часть или в «большое» Аральское море. Когда или если ситуация в Афганистане стабилизируется, основной уклон по развитию страны будет направлен на орошение сельского хозяйства, что в свою очередь будет означать увеличение использования воды уже чрезмерно эксплуатируемой реки Амударьи.
 Увеличение объёма использования воды из Амударьи может иметь серьезные последствия для межгосударственных отношений с центральноазиатскими соседями. Рост сельскохозяйственного производства, очевидно, потребует больше воды для орошения и, по мнению некоторых экспертов, постконфликтный Афганистан может удвоить объём использования воды. Любые посевы, которые имеют место в северной части Афганистана, будут использовать воду из Амударьи и подобная ситуация неизбежно создаст напряженность и повысит риск возникновения конфликтов с водопользователями низовья Амударьи, которые уже столкнулись с проблемами доступности к водным ресурсам.
Международные организации стремятся поощрять афганских фермеров в прекращении выращивания мака, который способствует незаконной торговли наркотиков, в пользу выращивания гранатовых культур. Земля в Афганистане идеально подходит для этой цели, но, конечно, гранат является водоёмкой культурой и его широкое внедрение требует осторожного обращения. Следовательно, международное сообщество и агентства по развитию должны устоять перед искушением предположить, что потребности для развития Афганистана автоматически превосходят потребности стран Центральной Азии.
Таджикистан также играет важную роль в обеспечении стабильности в этом неспокойном регионе. Благодаря использованию своих огромных ресурсов воды, Таджикистан в скором времени будет в состоянии удовлетворить все свои потребности в энергии и, в то же время, экспортировать свою электроэнергию в соседние страны. Уже построена ЛЭП 500 кВ, которая соединяет Таджикистан и Афганистан. Обеспечение электроэнергией этого истерзанного войной государства будет позитивным вкладом в дело восстановления мира и реконструкции разрушенной  экономики Афганистана.
Безусловно, водный вопрос является источником постоянного напряжения во взаимоотношениях стран верховья и низовья центральноазиатского региона.  На этом фоне строительство Рогунского водохранилища на реке Вахш стало центральным спорным вопросом. После ввода в действие всей свой мощности Рогунская ГЭС будет способна вырабатывать 3600 МВт электроэнергии. В советский период было построено свыше 45 миль подземных тоннелей этого гидроэнергетического объекта, где в настоящее время до 5000 рабочих круглосуточно задействованы в реконструкции огромных подземных залов, в которых будут установлены гидротурбины. Плотина Рогунской ГЭС высотой 335 метров будет построена из насыпи камней и глины в узком перешейке реки Вахш.
Узбеки, в частности, обеспокоены тем, что эта платина, возможно, будет уязвимой при критичной сейсмической активности и её разрушение приведёт к катастрофическим последствиям для стран низовья, в том числе Узбекистана. В знак протеста Узбекистан заблокировал свои границы с Таджикистаном. Для оценки Рогунского проекта Всемирным банком были привлечены немецкие и пакистанские эксперты. Окончательная оценка будет дана в этом году.
Однако, после своего визита в Таджикистан, я убеждён, что этот проект является безопасным и весьма полезным для региона. Рогунская плотина практически не отличается от аналогичной  плотины, возведенной в советское время в Нуреке на реке Вахш. Высота Нурекской плотины более 300 метров, протяжённость резервуара – 70 километров. Это глиняная и валунная дамба выдержала в течение 40 лет сотни землетрясений, благодаря своей гибкой конструкции. Я не вижу причин, почему Рогунская  ГЭС, с такой же конструкцией, как и Нурекская ГЭС, не должна быть построена.
Новое планируемое водохранилище Рогунской ГЭС будет заполняться в течении десяти лет, прежде чем оно заработает в полную силу. Таджики гарантируют, что они будут продолжать обеспечивать водой соседние страны низовья через Амударью в том же объёме, каким они пользуются сейчас. Таджикистан утверждает, что его новая система плотин позволит существенно улучшить управление водными ресурсами, которые принесут пользу всем.
Таджики отмечают, что 60% рек, которые служат во благо всей Центральной Азии, формируются в Таджикистане. Они утверждают, что никогда не будут ограничивать водный поток соседям низовья.
Как только Рогунская ГЭС начнет функционировать, она станет источником дешевой и экологически чистой энергии, которая будет удовлетворять потребности как Таджикистана, так и соседних стран — Афганистана и Пакистана. Похоже, это беспроигрышный вариант для региона, остро нуждающегося в энергии. Сочетание более продуманного стратегического использования воды в странах низовья, с конкретными резервуарами и капельным орошением, устранит причины несправедливого распределения и использования огромных водных ресурсов Центральной Азии, и не будет представлять никакой угрозы для будущего Ферганской долины.
Таджикистан является лидером по управлению водными ресурсами в Центральной Азии, обеспечивая энергией и водой своих соседей, что заслуживает поощрения Запада в его начинаниях. Но напряженность в отношениях между странами верховья, таких как Таджикистан и Кыргызстан, использующих воду в зимний период для выработки электроэнергии и странами низовья – Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, которые нуждаются в воде в летние месяцы для ирригационных целей, является постоянным потенциальным источником конфликта.
В то время как огромные гидроэнергетические проекты осуществляются в Таджикистане и Кыргызстане, страны низовья нервозно отвечают созданием огромных искусственных озёр и резервуаров для хранения воды в целях орошения. В настоящее время существуют более 90 водохранилищ в бассейне Аральского моря, только 55 из которых находятся в Узбекистане. Большинство из них были построены за последние 20 лет. К сожалению, многие из этих резервуаров имеют песчаное дно, что способствует крупномасштабному просачиванию воды. Результат этого нерационального использования воды в сочетании с продолжающейся зависимостью от водоемких культур, таких как хлопок и даже рис, препятствуют попыткам остановить высыхание Аральского моря.

 

Апрель 12, 2012 16:26

Другие новости этой рубрики

Во всех хозяйствах Таджикистана с начала года на площади 96,3 га посажаны новые сады
Согдийскую и Ташкентскую области теперь объединяет «Дорожная карта»
Комитету по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне Таджикистана переданы современные автомобили
Найден способ смягчить последствия операций на щитовидке для голоса
Министры энергетики стран G7 договорилась об отказе от угля к 2035 году
В Таджикистане началась реализация проекта по ускорению перехода на электромобили
Диетолог объяснила, как влияет на здоровье лапша быстрого приготовления
Мировой государственный долг достиг 313 триллионов долларов
Плата за мусор и воду в Душанбе: информация о нынешних тарифах
Несовершеннолетние в Германии страдают от бедности
Связь роста ожирения детей с пандемией COVID-19 подтвердили в ВОЗ
О ПОГОДЕ: Сегодня на севере Таджикистана кратковременный дождь, днем до 18 градусов тепла