Шарифджону Адилову посвящается…

Май 25, 2012 16:52

Есть на свете люди, которые проживают короткую, но яркую жизнь  и оставляют после себя только светлые воспоминания…
Шарифжон   Алимович  Адилов  — один из таких личностей.    Сегодня 25 мая ему исполнилось  бы 60 лет , но жизнь  его, к сожалению,  оказалась очень короткой.  По какому-то роковому стечению обстоятельств ,  он  умер 29 мая 1994 года ,  в возрасте 42 –х  лет от тяжёлой болезни.
Прошло немало лет, как его нет со своими близкими, друзьями, сослуживцами, но стоит им вдруг случайно встретиться,  или  специально собраться  по какому-либо поводу, разговор волей – неволей заходит о нём.   
Мне также довелось, вернее посчастливилось ,  с  1982 по 1988 годы  поработать  в Республиканском  Производственном объединении  «Таджиктара» Госснаба Таджикской ССР, с  этим неординарным человеком, поэтому сочла своим долгом что-то о нём написать сегодня.
 Эта мысль не давала мне покоя и раньше, но,  как и сегодня  уже в который раз набираю текст и стираю его —  не то, всё не то….  Трудно уложить в несколько строк ,  воспоминания многих людей , в жизни которых он оставил неизгладимый след. 
Я и сейчас чувствую строгий взгляд своего босса  и  его придирчивые реплики: « Неплохо…, но сухо, официально. Ну, постарайся,  добавь немного тепла и искренности!!!» А ведь речь тогда шла всего лишь об  очередных  поздравительных открытках к какому-то празднику ,  рассылаемых нашим объединением , где  я  с февраля 1988 года  была начальником отдела кадров , и помимо прямых своих обязанностей , должна была  подготавливать  и рассылать нашим вышестоящим организациям, партнёрам  те  открытки(  и , не дай Бог , кого-то забыть или упустить…).
Воспитанник интерната и Гендиректор
Не знаю с чего начать … Пожалуй, начну  с тех  сведений  из его личного дела, оставшихся  в  моей памяти ( к сожалению, найти архивы и точные данные не представилось возможным, да и точная хронология не является нашей целью): «Шарифджон  Адилов родился  25 мая 1952 года   в простой,   многодетной семье. Учился  в школе-интернате   с  математическим уклоном в посёлке Калинина  города  Душанбе ,  затем   поступил в Таджикский Госуниверситет на экономический факультет и весьма успешно его окончил, проявив хорошие способности.  Трудовую деятельность  он начал в 1973 году с должности экономиста, а затем начальника отдела инспекции «Таджикглавснаба» Таджикской ССР.  С 1975 года он возглавил  в этом же учреждении  республиканского уровня инспекцию по контролю за рациональным использованием материальных ресурсов . Проработал здесь до  1977 года,  совмещая основную работу с общественной , возглавив комсомольскую  ячейку данного учреждения. 
С 1977  по 1980 г.г. был  заместителем генерального директора  ПО «Таджикснаб» Госснаба Таджикской ССР. С 1980 по 1988 г.г. был генеральным директором   Республиканского Производственного объединения «Таджиктара», позже с 1988 по 1991 годы работал в «Таджикпотребсоюзе», затем возглавил и практически с нуля создал первое совместное таджикско-американское предприятие «САНО», занимавшееся полным циклом  от выращивания хлопка до производства джинсов. 
Когда уже готовое налаженное производство бывший премьер-министр Абдумалик  Абдулладжанов передал своему племяннику ,  Ш. Адилову было предложено поработать во вновь организованном Министерстве хлебопродуктов. 
Здесь опять,  заметив его кипучую энергию и хватку, ему  предложили построить   в 65 микрорайоне  столицы новый Булочный комбинат,  так как в стране и в столице  была острая нехватка хлеба,  город стоял  в осаде.  И с этой задачей, несмотря на очень сложные обстоятельства, постоянную угрозу жизни, многочисленные переговоры с боевиками обеих сторон, он отлично справился.  В 1994 году  в 65 микрорайоне столицы уже распахнул  свои двери красавец – комбинат с новеньким оборудованием по производству хлебо-булочных изделий, с  налаженными итальянскими линиями по производству макаронных изделий, но здоровье Ш. Адилова пошатнулось и он периодически ложился в больницу, продолжая по телефону руководить и контролировать все вопросы, связанные с комбинатом.  
Всего лишь за 3-4 месяца, до того ему поставили страшный диагноз: рак, учитывая его заслуги он был назначен заместителем министра  хлебопродуктов, но  проявить себя уже  на этой  высокой и ответственной должности не успел. Болезнь свалила этого могучего человека с ног, но он до последнего не сдавался.
 
Попытаюсь изложить воспоминания друзей и коллег в той последовательности, чтобы читатели также смогли проследить за его жизнью и деятельностью…
«Всё для Таджикистана!»
Один из бывших сотрудников  ПО «Таджиктара»,  в прошлом заведующий магазином   стройматериалов № 10  Файзали Курбанов,  вспоминает:  «Когда в 1980 году Ш.Адилов пришёл в наш трест «Таджиктара» ему было как и мне тогда всего лишь 28 лет, но несмотря на молодость,  он с такой энергией взялся за дело и за короткий период создал слаженный , профессиональный коллектив.  До него о нашей  организации никто ничего не слышал, но уже в 1982-83 годах о нас знали далеко за пределами республики. 
Наши магазины,   расположенные по всей  республике , торговали всеми видами стройматериалов, начиная от леса , кафеля, сантехники, и кончая гвоздями. Кроме этого , в составе объединения был Душанбинский тарный комбинат, который снабжал все промышленные и торговые предприятия страны как новой, так и отремонтированной,  деревянной и картонной тарой.  Ш.  Адилов смог не только грамотно  управлять  всей этой махиной, но и заложил лучшие традиции: всем коллективом  самоотверженно трудиться ,  чтобы достигать высших результатов,  отмечать праздники ,  помогать в  людям в горе и радости. Нам всем было очень интересно с ним работать и учиться у него.
В те годы,  наши завмаги и завсклады,  часто ездили в Сибирь для отгрузки  лесоматериалов.  Это были очень тяжёлые поездки: приходилось ездить по леспромхозам и иметь дело с особым контингентом людей: известно, кто тогда работал  на  лесоповалах  страны. Это было и физически тяжело, а порой и небезопасно. Тем не менее , Ш. Адилов  часто сам сопровождал нас в этих поездках. 
Я помню, когда  осенью 1985 года в Кайракуме произошло мощное землетрясение и по всей  республике  были огромные разрушения ,  наши ребята во главе с ним,  в ноябре месяце выехали в Иркутск. Через  представительство «Таджиклес» в Сибире-  ещё одной госснабовской структуры, мы пытались получить положенные по разнарядке фонды лесостройматериалов.  Но за лесом , как всегда была огромная очередь представителей и из  других республик СССР.  Тогдашний глава Иркутского Госснаба  больше недели  не решал наш вопрос, отмахиваясь, как от назойливых мух. Не действовали на него и разъяснения о трагедии, произошедшей в нашей стране. Тогда Шариф Алимович, разозлившись  не на шутку, вылетел в Москву. Через 2 -3 дня он вернулся с  нужными письмами и документами,  где указывалось, что  Таджикистану необходимо отгрузить в первую очередь и даже  передать  фонды всех остальных республик.  Этим  были страшно раздосадованы представители кавказских  и других республик.  Теперь,  никто не посмел смотреть на нас свысока, а  Ш. Адилов шутил: «Что не сделаешь для республики! Всё для Таджикистана!». 
После этого мы,   с гордым видом,  взялись за дело,  и до января месяца отгрузили в республику небывалое ,  рекордное количество различных  высококачественных стройматериалов: лес , ДВП, ДСП, шифер и прочее. Общее количество отгруженных тогда вагонов составило  более 5 тысяч. 
Вот тогда о нашей организации и об Ш.  Адилове  заговорили все,  и поговаривали, что его хотели повысить  в должности и перевести в Совмин.  Думаю,  тогда и появились у него завистники  и недруги…
Жаль, что мы его так рано потеряли…  Он был настоящим мужчиной  и прекрасным руководителем. Последний раз  живым я его видел  в последний его день рождения в Медгородке. Тогда я верил, что он  выкарабкается…».
Требовательный и строгий  начальник
Дилбар Хайдаралиева,  проработавшая долгие годы в тресте «Таджиктара»,  и занимавшая  какое-то время должность начальника  контрольно-инспекторского отдела ,  рассказывает: «В задачу нашего отдела входила проверка всех промышленных и торговых предприятий страны на предмет правильного использования и сдачи возвратной картонной и деревянной тары. Ежемесячно и ежегодно мы составляли отчёты по своей работе и по количеству собранной и отремонтированной тары и представляли в Госснаб Таджикской ССР и в Москву в «Союзглавтару». В бытность Шарифа Алимовича  гендиректором  авторитет нашего предприятия возрос не только в республике, но и за  её пределами.   Но и требования  к моим инспекторам нам с его стороны ужесточились. Он всегда любил напоминать: «Вы лицо нашего объединения, по вам будут судить и обо мне,  и о всём коллективе. Будьте бдительны, честны, не допускайте ошибок и не поддавайтесь на соблазны!» . Кто нарушал эти правила неизбежно подвергались наказаниям, вплоть до возмещения  материального ущерба. Таким образом,  мы добивались самых высоких результатов и неоднократно завоевывали первые места в соцсоревнованиях  не только республиканского, но и союзного значения».
Главный  девиз:  Всё для людей!
Дополняя  воспоминания  Д.Хайдаралиевой, от себя хотела бы добавить, что в те годы, благодаря прекрасной и слаженной работе всего коллектива и усилиям Ш.Адилова, наше предприятие имело самую высокую систему оплаты труда,   соответствующую зарплате наших ленинградских и московских коллег. 
Кроме этого,  были созданы самые лучшие условия для рабочих, как в цехах, так и в комнатах отдыха , на территории предприятия были открыты продуктовый и промтоварный магазины, столовая, лепёшечная, была приобретена Зона отдыха в  живописном Каратагском ущелье,  где сотрудники  с семьями могли отдохнуть после тяжёлых будней,  самое большое число путёвок  в лечебные и курортные  учреждения получали наши рабочие, было создано подсобное хозяйство и многое другое.  
Главным девизом Шарифа Алимовича было «Всё для человека!». В те годы общая численность сотрудников объединения достигала  около 1000 человек.  Передовики производства, лучшие завмаги, лучшие инженерно-технические работники всегда особо им поощрялись.  С огромным уважением чествовали участников войны и ветеранов труда. В годы  работы  Ш.Адилова  в «Таджиктара»  были построены и сданы в эксплуатацию  2 многоквартирных дома  в 84 и 101 микрорайонах столицы и многие сотрудники смогли улучшить свои жилищные условия. 
Никогда не забуду, как на одном из рабочих совещаний решался вопрос о повышении тарифной ставки и оплаты труда нескольких рабочих механического цеха ,  и когда  тогдашний начальник планово — экономического отдела, грамотный специалист, бойко цитируя действующие законы и нормативные акты ,  бездушно заявила: «Шариф Алимович, не получится , нельзя повысить!». Он строго сказал: « Отставь в сторону свои книжки, я их уже давно в студенческие годы прочёл! Ты найди, как не нарушив закона , сделать людям хорошее- вот тогда  скажу тебе: «Браво! Молодец! А тот путь,  который выбрала ты,  это самый лёгкий и не требует большого ума!». Вот  такой он был…
Почётный Президент Федерации таэкван-до
Не так давно узнала, что наш Шариф Алимович ,  оказывается,  занимался ещё и благотворительностью, более того , был спонсором и  стоял у истоков зарождения Федерации таэкван-до.
  Вот, что рассказал мне на днях Президент Национальной Федерации таэкван-до и кикбоксинга Республики Таджикистан Мирсаид Яхьяев:
« С Шарифджоном Адиловым  мы познакомились,  когда он перевёлся на работу  к нам  в «Таджикпотребсоюз». Он тогда был  начальником Управления торговли, а я начальником  управления организации и контроля торговли.  У нас как-то сразу появилась взаимная симпатия, так как он был очень воспитан, образован, имел очень широкий кругозор, исполнен чувства собственного достоинства и вместе с тем очень прост в общении. Так как в те годы я уже активно занимался спортом и часто выезжал на соревнования, порой бывая в разъездах до 270 дней в году, я решил уйти из «Таджикпотребсоюза» и всерьёз отдаться спорту. Тогда у меня появилась идея создания Федерации таэкван-до и он поддержал её. Первые шаги к достижению цели я  сделал при  его активном содействии.  Он стал нашим первым спонсором и обеспечил нашу команду   красивой  экипировкой от фирмы «САНО»  и даже официальными костюмами для участия в Чемпионате мира в Пхеньяне (КНДР) в 1992 году. Более того,  он выехал в составе нашей команды в Корею и всячески там нас поддерживал.  Необходимо отметить, что благодаря и другим спонсорам мы заказали чартерный рейс и прилетели  туда практически на собственном самолёте в красивой форме и отлично выступили , завоевав  среди 74 стран-участников чемпионата, сразу 3 бронзовые медали. Тогда наша делегация произвела настоящий фурор, все гадали, что это за такая богатая страна Таджикистан, которая имеет такую команду. 
В момент нашего возвращения в Душанбе, здесь уже шла полным ходом война и самолёты не летали. Благодаря Ш. Адилову, мы ещё 8 дней жили в Корее, пока нас ,  наконец , не приняла наша страна. В том же году,  мы на общем собрании Федерации избрали Ш.Адилова Почётным Президентом.  
В 1993 году намечался  Чемпионат мира в Москве,  нужно было хорошо подготовиться к нему. В работу вновь включился Шариф Алимович и он организовал для 25 членов нашей команды 20-дневные сборы в Москве на базе  Института физкултуры и спорта. Конечно же и там нам пошли навстречу и  счёт выставили нам по минимуму, но тем не менее все расходы понесла организация, возглавляемая Ш.Адиловым.   Тогда ещё  вновь  остро стоял вопрос об экипировке команды для  участия в Чемпионате,  и я сильно обрадовался, когда ко мне пришли представители   фирмы «Комета-спорт», представляющей интересы американской  компании по производству спортивной одежды « ALL AMERICAN COLLECTION». Они представили нам красивейшую  высококачественную форму , включающую в себя всё начиная от носков, нижнего белья, спортивной формы, вплоть до спортивных сумок. Соблазн был огромный, но я всё же попросил время на обдумывание и позвонил Шарифу Алимовичу.  Он сразу спросил: «А что они хотят за это?»  Я ответил, что они хотят, чтобы на формах,  на спине у спортсменов , было название их компании. 
Подумав всего доли секунды, Ш. Адилов сразу сказал: «Запомни, Саид, сейчас и на будущее : на спине таджикских спортсменов должно быть одно  слово-это название нашей страны: Таджикистан!». Это на меня подействовало, как холодный душ.  И с тех пор,  я ни разу, как бы,  не уговаривали нас, не нарушал этого правила! Названия компаний спонсоров на наших формах размещены  только на рукаве  или груди и мелким шрифтом».
«Когда он лежал в больнице в Караболо, затем в Медгородке,  я почти каждый день бывал у него. Так как народ к нему каждый день ходил толпами, врачи стали возмущаться и не пускали посетителей, но для меня мой друг и наставник, добился исключения и меня беспрепятственно пропускали к нему. Мы часами беседовали, он продолжал интересоваться нашими делами, успехами, проблемами. Его смерть была огромной утратой для нас.  Наши ребята провожали его в последний путь , а затем  активно приняли участие во всех его поминальных мероприятиях. Более того, мы , начиная с 1995 года , в течение 10 лет ежегодно проводили  детские  и юношеские турниры по таэкван- до, посвящённые памяти Почётного Президента нашей Федерации Шарифджона Алимовича Адилова», -сказал он в заключение своего рассказа.
«Человек жив, пока жива о нём память», — таков был девиз этих турниров. Эти слова , на мой взгляд,  как нельзя лучше передают то, что я хотела вам сказать, дорогие читатели.
 Все на этом свете смертны и никто, пока ещё не избежал конца. Но только те, кто живёт для людей, всегда остаются в их памяти, а значит, они  не умирают!
 
 
 
 
 

Май 25, 2012 16:52

Другие новости этой рубрики

80 % жителей планеты выступают за более активные действия в борьбе с изменением климата
15 человек пострадали в результате стрельбы во время празднования Дня национальной независимости в американском Окленде
Южная Европа готовится к африканской жаре
Из-за проливных дождей на юге Китая погибли 38 человек
В Таджикистане продолжают развивать безналичные расчеты и решать существующие проблемы
Пять человек погибли, еще 44 пострадали в результате лесного пожара на юго-востоке Турции
В Чикаго в перестрелке у общественного центра пострадали четыре человека
О ПОГОДЕ: сегодня в Душанбе переменная облачность, без осадков
В Душанбе состоится конференция «Си Цзиньпин о государственном управлении»
В Ташкенте прошел первый региональный политический диалог на высоком уровне «Создание будущего с чистым воздухом в Центральной Азии»
В Узбекистан – с мобильным интернетом от «Анора»!
Компания «IRS»: «Количество транспорта технического парка достигло 228 единиц»