Общее соглашение. Подписано и реализовано
Душанбе, 04.07.2015 (НИАТ «Ховар»).- Республика Таджикистан отметила важный для страны и народа праздник – День национального единства, напоминающий о том времени, когда официальная власть и объединённая оппозиция сложили оружие и 27 июня 1997 года подписали в Москве Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Примирительный документ подписан Э.Рахмоном и А.Нури в присутствии международных наблюдателей. Именно Э.Рахмон активно способствовал решению одной из самых трудных задач — преодолению нежелания правительства переговариваться с исламской оппозицией. 18 лет назад Общее соглашение стало началом диалога, промежуточным, качественно новым этапом в достижении мира и национального согласия, в развитии независимого государства, важной вехой переходного периода от непонимания и вражды к сотрудничеству. Этому предшествовали многочисленные раунды предварительных переговоров. Лидеры противоборствующих сторон пользовались доверием большинства своих сторонников, которые поддержали их и согласились с достигнутыми договорённостями, не побоялись в нужный момент пойти на определённый политический риск, на прямые переговоры, на значительные уступки друг другу. Из первоначального пункта Соглашения, касающегося реформирования правительства, о том, что «введение представителей оппозиции (ОТО) в структуры исполнительной власти, включая министерства, ведомства, местные органы власти, судебные и правоохранительные органы будет пропорционально представительству сторон в Комиссии по национальному примирению и с учётом регионального принципа», по просьбе ОТО, было исключено условие «пропорционально представительству сторон в КПН», и предоставлено оппозиции тридцать процентов мест в названных структурах с учётом регионального принципа. Указанный пункт, горячо отстаиваемый оппозицией, был полностью соблюдён под надзором международной общественности. Хотя со временем, отдельные представители ОТО, назначенные на ответственные чиновничьи должности показали себя не с лучшей профессиональной стороны. Полностью были выполнены и другие договорённости: амнистия политзаключенных и прощение боевиков, интеграция бойцов оппозиции, прошедших аттестацию, в вооруженные силы республики, возвращение и обустройство основной массы беженцев. Позже к отдельным представителям оппозиции также применялась амнистия или помилование, чем многие из них спекулировали в личных интересах.
Переходный этап в истории независимости нового таджикского государства и его граждан благополучно завершён уже много лет назад. Руководство страны, её правительство уверенными темпами идут дальше, разрабатывая современные нормативные акты, перспективные планы и стратегические программы на десятилетия вперёд. Лишь оставшиеся не у дел представители бывшей ОТО, спустя почти двадцать лет со дня достигнутых в дни гражданского противостояния взаимных договорённостей, живут вчерашними событиями и прошлыми обидами, продолжая политические спекуляции, ведя новый отчёт персональным обидам. Они так и не смогли влиться в политическую систему современного Таджикистана, обвиняя в этом окружающих. Один из основных участников мирного процесса — ПИВТ демонстративно отказалась отмечать знаменательный для государства и народа праздник, чем выразила своё неуважение к памяти А.Нури, непосредственно участвовавшего в мирном процессе, бойкотировала позитивные перемены, достигнутые таджикистанцами за годы независимости.
18 лет назад равные шансы были даны всем. После подписания Общего соглашения исламской политической партии было мудро разрешено сосуществовать в конституционно-светском государстве. Таджикистанцы, испытав на себе тяготы гражданской войны, трезво оценивающие разрушительные события на Ближнем и Среднем Востоке, поддерживают искусство политического компромисса, проводимого руководством страны, как метод мирного разрешения внутренних и внешних конфликтов. Исламисты, в свою очередь, так и не смогли адаптироваться к новым мирным реалиям, выйти из переходной фазы становления современной таджикской государственности и демократии. Этому свидетельствует их проигрыш на парламентских выборах, массовый самороспуск региональных ячеек, продолжительное проживание лидера ПИВТ, так и не сумевшего заменить А.Нури, за рубежом. В течение двух десятилетий т.н. оппозиционеры продолжают «бередить старые раны» в ожидании новой гражданской войны, живут прошлым, принимая подписанное в те годы и соблюдённое по всем пунктам Общее соглашение за статичный документ, за бессменное руководство на столетия вперёд. Анонимный автор (EurasiaNet.org, Сentrasia.ru) пишет, что «Объединенную таджикскую оппозицию (ОТО) составляла коалиция исламистов, националистов и памирских сепаратистов». Добавим сюда местных доморощенных демократов и, справедливости ради, отметим, что всем им очень неплохо живётся всё это время как на родине, так и за рубежом. Многие из них, при так ненавистном им нынешнем режиме, который они неустанно критикуют, стали преуспевающими бизнесменами, политиками, представителями истеблишмента. Но в случаях, когда их личные или коммерческие интересы вступают в противоречие с законом, они сразу же вспоминают Соглашение о мире и заявляют о политическом преследовании. Большинство членов «Лали Бадахшан» — оппозиционного движения, выступавшего во время гражданского противостояния на стороне ОТО, добровольно вступили в правящую НДПТ.
Недовольная исламская оппозиция часто обижается и ставит в упрёк, что о её роли в прекращении войны и поддержании мира упоминают крайне редко. Это происходит потому, что исламисты в своей массе, вкупе с демократами ассоциируются у народа с виновниками разжигания гражданской розни. А символом примирения — был и остаётся лишь их харизматичный лидер А.Нури. Негативные воспоминания, впечатления и опасения усиливают ежедневные кровавые события, творимые боевиками «Исламского государства».
Пулод Гафаров