Заур Дахте: «Главное для фотографа — способность в ежедневной суете увидеть прекрасное» (К Международному дню фотографии)
Этому человеку все улыбаются. Перед встречей с ним прихорашиваются, а дети надеются на то, что обязательно вылетит птичка, которую им так обещают. Человек, о котором идёт речь, — фотограф.
19 августа отмечается Международный день фотографии. О профессии фотографа рассказывает Заслуженный работник культуры Республики Таджикистан, член Академии живописи республики, известный фотограф Таджикистана Заур ДАХТЕ. Несмотря на свой почтенный возраст, в ближайшее время он планирует провести свою очередную художественную фотовыставку.
— Заур Рустамович, вы родились в Иране?
— Нет, я родился в Дагестане в 1936 году, а через год c родителями переехал в Иран – на родину деда по отцу. Там прошло мое детство.
— Как вы оказались в Таджикистане?
— В Таджикистан мы приехали в 1950 году из Туркменистана, и с тех пор я живу в Душанбе. Вскоре после приезда меня отправили учиться в Иваново — в единственный в Советском Союзе Интердом (Ивановский интернациональный детдом – школа-интернат для детей политэмигрантов). После интерната поехал поступать в Москву во ВГИК. Операторскому мастерству я проучился на заочном отделении этого вуза, в Москву приезжал только сдавать сессию.
Учась на третьем курсе ВГИКа, я одновременно работал ассистентом оператора на «Таджикфильме». Однажды к нам в киностудию пришла телеграмма из Москвы о том, что надо срочно сделать сюжет о головной ГЭС в Калининабаде (ныне Сарбанд). Многие маститые операторы были в командировках, студийный план «горел». И руководству пришлось отправлять на съемки меня.
За этот сюжет я получил благодарность из Москвы, вскоре мне было присвоено звание оператора. Спросите, за что? За то, что я полез на самый высокий кран над ГЭС, забрался на конец его 30-метровой стрелы и оттуда, с движущейся стрелы, снял панораму того, как работают люди на плотине – от машинного зала до водохранилища. Получился длинный план-панорама почти с высоты птичьего полета. Москвичам этот сюжет пришелся по душе. После окончания ВГИКа я стал одним из первых местных операторов, которому доверили снимать художественные фильмы.
— Как возник ваш интерес к фотографированию?
— Фотографиями я начал увлекаться еще в школьные годы. У меня был самый дешевый фотоаппарат, который стоил 7 рублей. По вечерам я учился проявлять пленку и печатать фотографии в темной комнате.
В начале 2000-х годов, когда таджикский кинематограф находился в кризисе, я вновь начал интересоваться фотографиями. Моя первая персональная фотовыставка прошла в 2003 году. Выставка моих фоторабот состоялась по совету директора «Кохи Вахдат» Султана Шариповича Мирзошоева, при поддержке Министерства культуры Республики Таджикистан, Фонда Сороса, председателя Общества дружбы с зарубежными странами Майсары Калоновой и Союза кинематографистов Таджикистана. Приглашенные дипломаты и руководители международных миссий высоко оценили мои работы по художественной фотографии.
При их помощи эта выставка продлилась в «Кохи Вахдат» больше месяца. После этого меня начали приглашать в разные страны. Мои фотоработы дважды выставлялись в Китае, а также в России, Германии, Франции, Индии и других странах. Они украшали таджикскую экспозицию на «ЭКСПО-2005» в Японии. В 2008 году вышел мой сборник красочных фотоиллюстраций «Памятники культуры и природы Таджикистана». Кроме того, был издан фотоальбом «Таджикистан глазами Заура Дахте» для любителей туризма. До сих пор я продолжаю фотографировать. Недавно, во время Дней культуры Таджикистана в Туркменистане, мои фотографии украшали галереи этой страны.
— Получается, что в основном вы сами научились всё делать?
— Получается, что так. Самое главное, что в моих начинаниях всегда ощущалась поддержка моих друзей и знакомых, а также вышеназванных учреждений.
— Для того чтобы стать оператором, нужно сначала пройти школу фотографии. А у вас получилось наоборот?
— Вы совершенно правы в том, что оператор сначала должен получить навыки фотографа. Так было и со мной. Дело в том, что студентам операторского отделения ВГИКа первый год не разрешают трогать и даже видеть камеру. Они занимаются только фотографиями, узнают об основных жанрах фотографии (портрет, пейзаж, натюрморт, репортаж, жанровая фотосъемка). Их обучают основам фотокомпозиции – таким, как понятие зрительного веса, размещение предметов и линий в кадре, движение в кадре, выбор момента съемки, расположение движущегося объекта в кадре, навыкам освещения и использования оптики.
— Когда появилась цветная фотография в Таджикистане?
— Еще в 1937 году, однако тогда не было практики. Было мнoжeствo тeхничeских слoжнoстeй. Чтoбы пoлyчить цвeтнoй снимoк, были бoльшиe прoблeмы с прaвильнoй цвeтoпeрeдaчeй. В Таджикистане цветные фотографии широко начали использовать в конце 60-х годов. Цветная пленка была дорогой и достаточно дефицитной. В отличие от черно-белых фотографий обработка пленки и печать цветных фотографий была весьма сложной процедурой. Большое значение имела температура растворов, на кусочках бумаги печатали пробы, проявляли, отбеливали, фиксировали — полный цикл только для проб, потом всё то же — с целыми листами. При этом достать химикаты было трудно. Чёрно-белый процесс, наоборот, был весьма доступен и относительно прост. А цифровая фотография, без сомнения, является самым лучшим изобретением. Сегодня цифровым фотоаппаратом создаются великолепные изображения, которые получаются качественнее, быстрее и дешевле.
— Что именно вы фотографируете?
— Тематика моих фотографий — неповторимая природа родного края, древние исторические и культурные памятники, наглядные новаторские изменения в экономической, социальной и культурной сферах. В своих фотографиях я стараюсь запечатлевать только все позитивное, создавать действительно красивые вдохновляющие кадры. Стараюсь подметить красоту всегда и во всем. К примеру, на моей последней выставке была выставлена фотография реактивного истребителя, наверху которого нежатся два голубя. Мастерство фотографа заключается не в том, что просто нажал кнопку и зафиксировал, а в том, чтобы найти свою изюминку и быть уникальным.
Что мне нравится в фотографии, так это то, что в ней пойман момент, ушедший навсегда, который невозможно воспроизвести. Бывает, я нахожу этот момент, но под рукой не оказывается фотоаппарата, и он уходит. Однажды я снимал вишню под дождем, однако снимок получился не таким, каким я хотел, и вот когда мне вновь представился случай фотографировать вишню, я имитировал дождь и тогда уже добился желаемого результата – на каждой вишне висела капля воды. Это постановочное фото всегда восхищает любителей искусства на моих выставках.
— Случалось ли вам снимать знаменитостей?
— Конечно, будучи фотографом, приходится часто снимать знаменитостей.
— А Президента Таджикистана?
— Президента Таджикистана я фотографировал только однажды и очень удачно. Это было на мероприятии, посвященном 10-летию Государственной независимости страны. Этот портрет Главы государства на фоне памятника Исмаилу Сомони до сих пор украшает рабочие кабинеты многих министерств и ведомств, включая НИАТ «Ховар».
— Что самое важное в вашей профессии?
— Фотограф должен обладать не только хорошими навыками съемки, но и владеть богатой фантазией и эстетическим вкусом. Работа фотографа заключается в подготовке к проведению съемки, процессе фотосъемки и обработке фотографий. Главный помощник каждого фотографа — это профессиональный фотоаппарат. Хорошая техника — это 70% успеха. Но самое главное для фотографа — это способность в ежедневной суете увидеть прекрасное.
— Какая самая сложная часть работы фотографа?
— Пожалуй, наиболее сложным процессом является создание портрета, не важно, к какой категории он относится. Это может быть как портрет художественный и сугубо индивидуальный, так и групповой, семейный или детский фотоснимок.
— Что должен делать фотограф, чтобы клиент хорошо чувствовал себя перед фотоаппаратом?
— Самое главное, чтобы у фотографа и клиента было хорошее настроение. А если все же клиент — серьезный человек, можно сделать ему комплимент или рассказать какой-нибудь анекдот.
— Как часто вы бываете на своей исторической Родине?
— Раньше я часто был в Иране. Ездил с официальными делегациями, на фестивали, выставки, бывал у друзей и родственников. Меня часто спрашивают, какую страну я считаю своей родиной, к какому народу себя отношу, ведь я родился в Дагестане, сам по национальности азербайджанец, приехал из Ирана, а живу в Таджикистане. Я отвечаю: назовите меня хоть интернационалом – какая разница! Человек должен быть человеком, с чистой душой, приносить пользу, а кто, откуда и какой национальности – не имеет никакого значения.
— Расскажите о каком-нибудь забавном случае в вашей работе.
— Однажды возле бывшего Главпочтамта я увидел старичка, ездившего верхом на медведе. Я сразу запечатлел этот момент, а потом многие спрашивали меня, действительно ли вот так старик на медведе ездит верхом по городу…
— Большое спасибо за беседу!
Справка НИАТ «Ховар»:
Заур Дахте окончил операторское отделение московского ВГИКа в 1996 году.
Заслуженный работник культуры Таджикской ССР.
Работал на киностудии «Таджикфильм» с 1959 года.
Операторские работы З. Дахте отличали высокий вкус и художественное построение кадра. Известен как оператор-постановщик игрового кино. Снял около ста документальных фильмов, среди лучших: «Абдурахмон Джами» (1964), «Премьера» (1976), «Мирзо Турсун-заде — 70» (1981), «Нурек без легенд» (1982), «Наша Малика» (1983), «Сентябрьские встречи» (1987) , «Земляки» (1989), «Софья Туйбаева» (1991).
Известен и как режиссер-постановщик, им созданы фильмы «Хафиз Шерози» (1971), «Прописан в небе» (1982), «Интервью» (1983). Кроме киносъёмок, занимался художественной фотографией, автор нескольких выставок республиканского масштаба в Таджикистане.