На международной конференции РАТС ШОС террористическо-экстремистская организация «ПИВТ» названа угрозой региональной безопасности
2 ноября 2017 года в столице Узбекистана завершилась свою работу Пятая международная научно-практическая конференция Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС) «Борьба с терроризмом – сотрудничество без границ», отличавшаяся широкой географией участников — 8 государств-членов ШОС (свыше 3,3 миллиарда человек, территория — 34 млн км², треть мирового ВВП, 4 страны обладают ядерным оружием), 4 государства-наблюдателя при ШОС и 13 международных организаций, в том числе пять профильных контртеррористических подразделений ООН.
Основная тематика докладов выступающих касалась актуальных вопросов противодействия современным вызовам и угрозам, исходящим от международных террористических организаций, путей укрепления взаимодействия в интересах своевременного обмена информацией, розыска террористов, усиления пограничного контроля, противодействия использованию сети Интернет в террористических и экстремистских целях и других важных аспектов антитеррористического сотрудничества. Особо была отмечена неприемлемость использования принципа «двойных стандартов» в оценке террористических и экстремистских проявлений.
Большое внимание присутствовавших вызвал доклад руководителя Исполнительного комитета РАТС ШОС Сысоева Е.С.. Характеризуя тревожные тенденции обострения террористической ситуации и принимаемые Организацией меры по противодействию терроризму, Директор Исполкома подчеркнул, что наряду с другими международными террористическими организациями, серьезную угрозу региональной безопасности представляет террористическо-экстремистская организация «Партия исламского возрождения Таджикистана». При этом отметил, что «принятые Советом РАТС Совместные меры по основным направлениям сотрудничества позволяют вести работу по привлечению к уголовной ответственности и экстрадиции граждан, объявленных в международный розыск по подозрению в совершении преступлений террористического и экстремистского характера.
С учетом складывающейся оперативной обстановки главным приоритетом РАТС является противодействие иностранным боевикам-террористам – основному кадровому ресурсу МТО. В этих целях ведется надлежащий обмен упреждающей информацией о деятельности МТО «Исламское государство», «Джабхат ан-Нусра» «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Партия исламского возрождения Таджикистана» и других».
Тематика противодействия ТЭО «ПИВТ» получила развитие в докладе представителя Таджикистана, который поднял острый вопрос о заинтересованности внерегиональных сил в использовании ТЭО «ПИВТ» в целях дестабилизации ситуации и эскалации экстремизма в зоне ответственности ШОС, применяемых ими «двойных стандартах» в оценке террористической деятельности «ПИВТ».
В частности, выступающим было отмечено, что «зарубежными спонсорами, с учетом геополитического расположения Таджикистана, имеющего выход одновременно на Афганистан, Ферганскую долину и СУАР КНР, ТЭО «ПИВТ» рассматривалась как центр координации исламистской революционный активности в регионе в целом.
В сентябре 2015 года ТЭО «ПИВТ» была реализована масштабная террористическая акция и попытка вооруженного захвата власти, которая была пресечена в результате успешной контртеррористической операции компетентных органов Таджикистана.
В ходе следствия установлено, что за период своей деятельности на территории Таджикистана руководителями ТЭО «ПИВТ», с целью осуществления преступных замыслов было создано 20 преступных группировок, а также в разные годы 500 человек из числа молодежи были отправлены для обучения в зарубежные террористические центры, большинство из которых в настоящее время являются активными членами террористических и экстремистских организаций в различных регионах планеты. Из 1000 граждан РТ, находящихся в составе вооруженных формирований МТО «Исламского государства», 521 являются членами ТЭО «ПИВТ». Были пресечены попытки ряда членов ТЭО «ПИВТ» выехать с семьями в Сирию для присоединения к боевикам МТО «Исламское государство».
29 сентября 2015 года решением Верховного Суда Республики Таджикистан Партия исламского возрождения Таджикистана признана террористическо-экстремистской организацией, деятельность партии и её печатных изданий запрещена на территории Таджикистана. В основу судебного решения были положены доказанные факты системной организации ПИВТ террористического подполья и террористической деятельности на территории Республики Таджикистан, тесные связи с международными террористическими структурами, такими как МТО «Исламское государство», «Братья мусульмане-Ихвонуслимин, «Джамаат Ансоруллох», «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами», «Движения Талибан», «Исламское движение Туркестана».
В этой связи ТЭО «ПИВТ» представляет серьезную угрозу безопасности и стабильности не только для Республики Таджикистан, но и для всех государств-членов ШОС».
Аналогичная позиция РАТС ШОС применительно к ТЭО «ПИВТ» была озвучена на высоком уровне не только на прошедшей конференции, но и ранее в ходе XVI Совещание руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов-партнеров ФСБ России (4 октября 2017, г.Краснодар), международной конференции ОДКБ «Транснациональные вызовы и угрозы, связанные с террористической активностью. Реализация потенциала международных организаций в сфере противодействия терроризму» (16 июня 2017, г.Москва), конференции Интерпола «Презентация оперативных контртеррористических механизмов» (11-12 июля 2017. г.Тегеран) и др.
Примечательно, что указанная принципиальная оценка террористической деятельности «ПИВТ» была выражена заместителем Директора Исполкома РАТС ШОС в докладе, сделанном на проходившем в Тегеране Совещании рабочей группы проекта KALKAN, организованном Интерполом совместно с Министерством внутренних дел Исламской Республики Иран. А ведь, как известно, именно политический режим Ирана входит в число субъектов, оказывающих поддержку ТЭО «ПИВТ», хотя при этом ИРИ претендует на получение статуса государства-члена ШОС. Возможно, акцентирование в выступлении руководства Исполкома РАТС опасности последствий террористической деятельности «ПИВТ» для региональной безопасности служит своеобразным посылом Ирану прекратить лоббирование этой ТЭО. Тем более, что подобная политика поддержки террористов грубо нарушает принципы Хартии и других уставных документов Шанхайской организации сотрудничества.
Всё вышеизложенное убеждает в том, что по линии РАТС ШОС проводятся системные мероприятия по пресечению преступной деятельности ТЭО «ПИВТ». Как отмечают эксперты, «на состоявшемся месяцем ранее, в сентябре сего года, в г. Пекин заседании высшего уставного органа РАТС вопрос ТЭО «ПИВТ» стал предметом особого рассмотрения руководителей антитеррористических структур государств-членов ШОС. Основанием для этого было включение ТЭО «ПИВТ» под № 79 в Перечень террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов ШОС, а ее главарей и функционеров в Единый разыскной реестр лиц, объявленных специальными службами и правоохранительными органами государств-членов ШОС в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского или экстремистского характера…
Наряду с Шанхайской организацией сотрудничества, ТЭО «ПИВТ» также находится в фокусе внимания и реагирования таких авторитетных международных организаций как Интерпол, Антитеррористический центр СНГ и ОДКБ. Включенные в специальные учеты этих антитеррористических структур члены ТЭО «ПИВТ» подлежат задержанию, аресту и привлечению к ответственности за совершенные ими преступления террористического характера. Ряд функционеров ТЭО «ПИВТ» уже были задержаны в различных уголках мира, где они пытались скрыться от правосудия и продолжить готовить теракты и вербовать новых рекрутов».
В этом контексте представляется, что консолидация усилий международного сообщества станет ключевым фактором срыва деструктивных планов ТЭО «ПИВТ» посеять семена террора и насилия на пространстве ШОС. И, следовательно, попытки ряда западных стран в очередной раз применить «двойные стандарты» и, открыто попирая нормы международного права, предоставлять террористам «ПИВТ» убежище для продолжения ими преступной деятельности обречены на провал.
Карим ВОХИДОВ