В Душанбе возродилась Детская художественная школа
ДУШАНБЕ, 07.11.2018 /НИАТ «Ховар»/. Презентация Детской художественной школы города Душанбе состоялась сегодня в столице. Мероприятие приурочено ко Дню Конституции Республики Таджикистан, Дню Президента Таджикистана и Дню Государственного флага Таджикистана. Оно прошло под лозунгом «Файзи истиклол» («Щедроты независимости»). В торжественном мероприятии приняли участие: руководство школы, представители Исполнительного органа государственной власти города Душанбе, директора музыкальных школ, а также сами дети и их родители. О том, как возрождалась школа, и как она в дальнейшем будет развиваться, в беседе с корреспондентом НИАТ «Ховар» рассказал директор Детской художественной школы города Душанбе Гиёсиддин Караев.
— Когда образована школа, по каким направлениям она работает?
— Школа была образована давно и располагалась вблизи Дворца пионеров, но практически 20 лет она бездействовала по разным объективным причинам. В 2016 году, когда я работал в Республиканском центре дополнительного образования при Министерстве образования и науки Республики Таджикистан, меня вызвали в Управление культуры Исполнительного органа государственной власти города Душанбе и сказали, что необходимо восстановить Детскую художественную школу, которая обязательно должна работать. Целый год я занимался организационными работами, собирал необходимые документы, составлял план работы школы, затем согласовывал со многими госучреждениями страны.
После того, как школа была зарегистрирована, готовы и утверждены Устав, Положение и план работы, художественная школа вновь возродилась, но здания как такового не было.
Дело в том, что то здание, в котором раньше располагалась школа, стало непригодно для обучения детей. Стены были отсыревшими, во многих классах не было окон. А для художников нужен обильный и естественный свет. Поэтому было принято решение старое здание школы снести. Но для того, чтобы на этом месте построить новое здание, нужно время. А у нас его не было. Больше ждать мы не могли. И тогда было принято решение начать работу школы. Сначала мы набрали детей в первый класс и расположили их в трёх частях города: на базе музыкальных школ № 3, № 5, а также в Детском ресурсном центре района Сино, где нам пошли навстречу. В классы художественного творчества мы набираем не более 12-14 детей, потому что преподаватель должен работать индивидуально с каждым ребёнком. По-другому нельзя. Затем нам выделили здание, в котором в 60-е годы прошлого века жил и работал Народный поэт Таджикистана Боки Рахимзода.
Кроме того, долгое время это был административный центр махалли. И в столичной мэрии решили, что его лучше отдать детям. Так школа получила новое возрождение. Нам помогли отремонтировать здание и обустроиться, но пока ещё многого не хватает, так как для художественной школы необходимо большое количество различных принадлежностей, предназначенных для художника. Вот, например, одна из преподавательниц попросила приобрести 5 кг муки. Для чего? Для того чтобы сделать специальное тесто для лепки. Так как сначала дети лепят на тесте, потом переходят на пластилин, а потом уже на профессиональную глину. Всё это нужно, так как ребёнок должен пройти несколько этапов художественного становления.
Детская художественная школа будет работать по нескольким направлениям: художественное рисование, лепка глиной, керамика и другим. У школы большие перспективы, и ребёнок здесь сможет многому научиться.
Конечно, не без поддержки и участия родителей, которые должны поощрять талант детей, помогать им развиваться, делать определенные вклады в их обучение, так как художественное искусство требует немалых затрат: краска, бумага, карандаши, холсты, профессиональная глина и другие принадлежности. При этом родители должны понимать, что ребёнок здесь пройдёт большой курс, у него большие перспективы, а самое главное — у детей появится любовь ко всему прекрасному, это мы стараемся привить ребенку с первого дня его пребывания в школе.
— Какие возрастные критерии для набора детей в школу?
— Начнём с того, что обучение в Детской художественной школе длится 5 лет. По окончании школы выпускники получат или аттестат, или диплом, пока этот вопрос решается. Данный документ даёт возможность поступить или в колледж, или в институт. Почему или-или? Дело в том, что дети в художественную школу принимаются только после 4-го или после 6-го класса. Вы спросите, почему именно так? Потому что если ребёнок поступил к нам поле 4-го класса плюс 5 лет обучения, то в 9 классе он получит и аттестат о неполном среднем образовании, и аттестат художественной школы, он сможет поступить в любой художественный колледж.
Если же он пришёл после 6-го класса плюс 5 лет обучения, то тогда он уже получит аттестат о завершении полного среднего образования и плюс наш аттестат, он сможет уже поступить в любой институт искусств, то есть мы предоставляем ребёнку выбор, чтобы в будущем ему было легче определиться.
Дело в том, что при поступлении в художественные лицеи, колледжи или институты приветствуются те дети, которые помимо общего образования окончили художественные школы. Но мы не стали ограничивать детей и приняли решение, что любой желающий с 6 до 16 лет сможет к нам прийти учиться и получить начальное дополнительное художественное образование.
Ведь мы понимаем, что не все будут художниками, но какие-то знания и навыки о художественном промысле у них останутся и пригодятся в жизни.
Первейшая задача нашей школы — не отвлекать детей от основного образовательного процесса, поэтому расписание подобрано под детей, в первую и во вторую смены, три раза в неделю, по 1,5-2 часа, смотря какой возраст у ребёнка. У нас учреждение дополнительного образования. В каникулярное время мы работаем, когда основная школа отдыхает, чтобы дети были чем-то заняты полезным.
Имея художественное представление и мышление, ребёнок получает широкие возможности. Ведь у человека, который рисует, улучшается правописание, расширяется кругозор, он становится культурно образованным человеком. Более того, мы не ограничиваем детей только отведённым программой временем. У нас разработан специальный план с практическими занятиями и на каникулярное время. В это время педагоги школы будут водить детей по паркам, скверам, музеям. С собой дети будут брать канцелярские планшеты, делать зарисовки, наброски — исключительно карандашом. Потом, возвратившись в школу, они будут перерисовывать и раскрашивать красками, превращая сырой материал в художественную картину. То, что они увидели и запомнили, будет зафиксировано на бумаге. Это развивает и память, и мышление, и внимательность ребёнка. Их работы покажут, насколько ребёнок смог уловить каждую деталь, что он успел запомнить. Результаты этих работ подскажут преподавателям, как дальше работать с каждым ребёнком, на что нужно обратить внимание. Это очень важно для будущего художника.
— Ваша художественная школа единственная в Душанбе?
— Да, к сожалению, в Душанбе это единственная художественная школа для детей. Недавно я посмотрел по государственному телеканалу репортаж, в котором отмечалось, что наш уважаемый Президент Таджикистана Эмомали Рахмон посетил Согдийскую область, где принял участие в открытии Школы искусств в городе Гулистон, отвечающей мировым и национальным стандартам. Честно говоря, я, как говорится, глотал слюнки от восторга. Потому что в столице пока аналогов такой школы нет.
В Согдийской области таких школ несколько, есть и в Хатлонской области, и даже в районах республиканского подчинения – Гиссаре, Вахдате, Турсунзаде. Но я думаю, что и наша школа в скором времени станет лучшим культурным образовательным учреждением столицы. Во всяком случае, мы приложим к этому все усилия. Недавно мы с преподавателями посетили художественную школу города Вахдат, ознакомились с методикой преподавания, работами детей. Ведь это даёт опыт. Опыт других очень помогает в развитии. Можно что-то перенять, а что-то передать. Я им предложил также приехать к нам.
В дальнейшем планирую, чтобы был обмен детьми. Чтобы наши дети ездили в другие школы, их дети — к нам. Это будет очень интересно, в первую очередь, для самих детей. Дети покажут мастер-классы, расскажут о своём городе, поделятся художественными навыками и идеями.
— На ваш взгляд, в чём особенность именно вашей школы?
— Я всегда всем — и детям, и преподавателям говорю, что это не просто художественная школа, а школа художественного воспитания. Первое, что должен произнести каждый, кто переступит порог нашей школы: «Ах, какая красота!». И вот эту красоту мы должны передать детям, чтобы они почувствовали её, впитали в себя и в дальнейшем сами создавали красоту, берегли и ценили её. И не только восхищались своими нарисованными рисунками, картинами, а восхищались именно своей школой, которая даст им дорогу в жизнь. И пусть они не продолжат данную стезю, но они хотя бы смогут индивидуально, с художественным вкусом обустроить свой дом, свой кабинет. И с чувством прекрасного они будут относиться ко всему, что делают.
Я для ребят предложил такой лозунг: «Мы будем делать хорошо или ничего делать не будем». Я всегда детям говорю, никогда не привыкайте делать что-то наполовину. Если вы что-то начали, доведите дело до конца. Покажите, на что вы способны. Так, как у нас в основном молодые преподаватели, то я их прошу никогда не ругать детей. Их нужно напутствовать, объяснять им, тактично исправлять их ошибки, особенно в домашнем задании. Не надо говорить: «Ты плохо выполнил задание».
Нужно сказать, что сегодня лучше, чем вчера, просто нужно ещё немного доработать. Тогда ребёнок будет стараться. А если сказать, что у него ничего не получилось, ребенок сразу сделает вывод, что с него художник не получится и запустит занятия, бросит школу. Поэтому нужно любить не только свою работу, но и труд ребенка. Ведь ребёнок – это, образно говоря, пластилин: что вылепим, то и получим.
Например, ребёнок должен разбираться в видах карандашей, кистей, красок, бумаги для того, чтобы в дальнейшем знать, какие краски, в каком случае лучше использовать: акварель, гуашь или тушь. И задача преподавателя — объяснить каждое направление работы, чтобы ребёнок легко мог перейти с бумаги на холст, мольберт, этюдник. С третьего класса мы планируем вести керамику, скульптуру, резьбу по ганчу, чтобы дети больше развивались.
Конечно, это больше подходит для мальчиков. А для девочек планируем организовать маленькую мастерскую по художественному оформлению одежды, чтобы они не просто шили, а умели красиво оформить свой наряд. Это им может пригодиться и для будущей профессии в театре, кино.
Пусть они фантазируют, пробуют что-то новое. Хотелось бы добавить, что профессия художника всегда будет востребована, творческие люди украшают не только свои картины, но и город, страну, у них ко всему есть художественный подход. Просто их нужно поддерживать и создавать необходимые условия.
— Хватает ли в школе преподавателей?
— К сожалению, преподаватели идут к нам на работу неохотно. Но, несмотря на это, есть и энтузиасты своего дела. Я привлёк к работе двух пенсионеров, у которых есть силы, фантазии, они прекрасные педагоги, а самое главное, они любят детей и искусство. И молодых студентов, которые учатся и продолжают учиться вместе со своими учениками. Это наши бывшие ученики, которые занимались во Дворце пионеров, сейчас они учатся в художественном колледже.
На сегодняшний день в школе задействовано всего 6 преподавателей. У меня есть цель — подготовить для себя преемника, ведь я не могу работать вечно, еще года 2-3 и будет нужно передавать школу в другие хорошие руки. Хотелось бы, чтобы это дело не загубили, а наоборот, развивали. Сейчас в школе есть три первых и один второй класс, всего 55 детей, каждый из которых по-своему талантлив.
И наша задача — развивать и продвигать потенциал талантливых детей — будущего нашей страны.
— Сколько стоит обучение в школе?
— Школа бесплатная, но многие родители по своему желанию оказывают поддержку, как школе, так и своим детям. Мы создали родительский комитет, решением которого создан фонд школы. Эти средства будут вкладываться, как в развитие школы, так и в участие детей в пленэр-практике, различных конкурсах, выставках – отечественных и зарубежных. Ведь для художника важна практика и то, чтобы его работы были представлены широкой публике, чтобы они нравились, чтобы ими восхищались. Государство создало все условия, возродило школу, нашло здание, предоставило специалистов, а задача родителей — помочь детям в развитии. И это правильно.
Любое искусство требует затрат и немалых. Говорят, чтобы получить хороший результат, необходимо хорошо вложиться. При этом могу добавить, что мы помогаем детям, которые воспитываются в неполных или малоимущих семьях. С таких детей мы ничего не требуем, и все необходимые художественные принадлежности им предоставляет школа. И это правильно, мы должны поддерживать таланты.
— Какие первоначальные навыки должен иметь ребёнок при поступлении в художественную школу?
— Если это маленький ребёнок, то главное, чтобы ему нравилось, тогда всё получится. Если это более взрослый ребёнок, тогда мы просим принести его ранние работы, его альбом для рисования. Важно заметить, что мы никому не отказываем. Если это интересно ребёнку, то он останется и будет развиваться, если нет, то он сам поймёт и в скором времени уйдёт.
Мы стараемся в ребёнке пробудить интерес к художественному ремеслу, а остальное зависит от него. Самое главное, чтобы у него было желание и стремление. В первом классе мы показываем все виды художественного искусства для того, чтобы дети остановились на том, что им нравится, и шли в одном направлении. Когда ребёнок к нам приходит впервые, мы ему предлагаем нарисовать карандашами любимый фрукт или овощ. Эту работу – первый его рисунок мы вкладываем в личное дело ребенка. После окончания первой четверти ученик повторно изображает тот же рисунок, который также идёт в его личное дело. И третий, повторный, рисунок через год после обучения в школе также вкладывается в личное дело.
Это делается для того, чтобы показать и самому ученику, и его родителям, чему он научился, чего он достиг, показать разницу. И сделать вывод.
Ведь уже первый год обучения ребёнка в художественной школе раскрывает его способности. И чем больше наших учеников в дальнейшем поступят в художественные колледжи или институты, станут профессиональными художниками и найдут свой путь в жизни, тем больше будет нашей радости и гордости. Значит, все наши старания не зря. Это нам плюс, что мы смогли заинтересовать детей и обогатить нашу страну достойными кадрами в сфере искусства и культуры.
— Ваши планы на будущее?
— Планов много, но не будем забегать вперёд для того, чтобы всё задуманное получилось, и наша школа стала гордостью столицы, флагманом художественной культуры нашей любимой независимой страны.
Наша справка:
Гиёсиддин Караев в 1976 году окончил филологический факультет Таджикского национального университета. После окончания вуза по распределению год работал учителем в Орджоникидзеабадском районе (ныне Вахдатский). Затем работал на станции юных туристов, создал экспериментальный кружок. С 1977 по 1985 годы работал методистом, а затем — ответственным секретарём во Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя родина – СССР». С 1985 по 2010 годы возглавлял Дворец пионеров (ныне Детско-юношеский центр города Душанбе). Там он проработал 25 лет, за это время им было создано много интересных кружков и клубов для детей. В это же время был заместителем председателя пионерской организации республики. Затем занимал различные должности в образовательных учреждениях страны.
В 2017 году стал директором Детской художественной школы города Душанбе, где работает по сей день. Имеет звания «Отличник культуры Республики Таджикистан» и «Отличник образования Республики Таджикистан».
Вопросы задавала Кристина ЭРЛИХ,
НИАТ «Ховар»