ЭТО ИНТЕРЕСНО! Лев Гумилёв выучил таджикский язык и из всех языков, которые изучал, знал его лучше всего

Октябрь 17, 2019 09:00

ДУШАНБЕ, 17.10.2019 /НИАТ «Ховар»/. Лев Гумилёв выучил таджикский язык и из всех языков, которые изучал, знал его лучше всего. Основатель мира и национального единства – Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон всегда призывает к изучению иностранных языков, в том числе русского и английского. Вместе с тем следует понимать, что знание государственного языка страны пребывания является качеством цивилизованного человека и признаком уважения к народу, среди которого живешь. И еще, таджики всегда отвечают взаимностью тем, кто проявляет почтительность к книгам, языку, истории, обычаям и традициям.

Ниже литературный обозреватель НИАТ «Ховар» Мансур СУРУШ делится раздумьями о том, какой пример уважительного отношения к таджикскому языку и культуре подавали представители различных национальностей.

Во все времена были и есть представители различных национальностей, которые великолепно владели и владеют таджикским литературным языком, иных я видел и с удовольствием слушал. Это Цецилия Бану, жена и сподвижник Абулькасима Лахути, за 30 лет переведшая 9 томов «Шахнаме» великого Абулькасима Фирдавси, профессор Людмила Успенская, мать Тимура Зульфикарова и автор ряда учебников русского языка для таджикских школ, вместе с Мухаммаджаном Рахими составившая таджикско-русский словарь, Мирра Явич, переводившая на русский язык таджикские сказки, в том числе «Козу — Кудрявые ножки», Клавдия Благовещенская-Улугзаде, супруга Сатима Улугзаде, большой знаток таджикского фольклора, их зять — профессор Альберт Хромов, слывший по праву всемирно известным ученым-ягнобоведом, а также видный хозяйственный деятель Василий Захватов и, конечно же, мой друг, влюбленный в природу Таджикистана и песни Шашмакома, философ с душой поэта, как я называл его, Вадим Зайченко. Да разве всех перечислишь? А об ученых Санкт-Петербургской востоковедческой школы и говорить не приходится – Д. Комиссаров, А. Болдырев и И. Брагинский. Помнится, когда отмечали 90-летний юбилей одного из основоположников современной таджикской литературы А. Лахути в театре его имени, Цецилия Бану, выступая на безупречном таджикском языке, сказала: «Всю свою жизнь я любила двух Абулькасимов – Фирдавси и Лахути». Зал встретил эти слова бурными аплодисментами.

А недавно я с приятным удивлением узнал, что таджикским языком прекрасно владел и широко известный в ученом мире Лев Николаевич Гумилёв, единственный сын классиков русской литературы XX века Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, бывший не только археологом, востоковедом, географом, историком, этнологом, философом, но еще и писателем, переводчиком, в том числе и с фарси. Безусловно, этому поспособствовало посещение в 1931 году евразийцем, как себя называл Л. Гумилёв, Таджикистана, где он за сравнительно короткий срок выучил таджикский язык.

Вот фрагмент из биографии этого энциклопедически образованного человека, относящийся к этому периоду его жизни, которому дар слова был обещан от природы.

«В 1932 году Гумилёв участвовал в самой длительной в своей жизни экспедиции в Таджикистан, которая продлилась, по некоторым сведениям, 11 месяцев. В Таджикистан он попал совершенно осознанно, видимо, по рекомендации П. Лукницкого (автора знаменитого романа «Ниссо») — бежецкого учителя, которого Лев Гумилёв почитал до конца жизни. 30-летний альпинист и выпускник литературного факультета тогда являлся учёным секретарём Таджикской комплексной экспедиции. Экспедиция была организована по решению Совнаркома и президиума Академии наук. Руководил подготовкой к экспедиции научный совет под председательством академика А. Ферсмана. В совет входили учёные с мировым именем, среди них, например, Николай Вавилов. Паразитологическую группу, в которую попал Гумилёв, возглавлял Евгений Павловский, будущий академик и президент Географического общества СССР, основатель тропического института в Таджикистане. Руководил экспедицией Николай Горбунов, личный секретарь В.Ленина, бывший управляющий делами Совнаркома и ректор Бауманского училища. В экспедиции участвовали 97 научных работников (всего около 700 человек), разделённых на 72 отряда.

Остановившись в Сталинабаде, Гумилёв направился в Гиссарскую долину, где до конфликта с начальником работал лаборантом-гельминтологом, после чего был отчислен за нарушение трудовой дисциплины. После этого он перебрался в долину Вахша и устроился на малярийную станцию в Дангаринском образцово-показательном совхозе. Здесь неплохо платили (по меркам 1930-х годов) и не было проблем с продовольствием. О своей работе Лев Гумилёв через 30 лет вспоминал так: «Работа заключалась в том, что я находил болотца, где выводились комары, наносил их на план и затем отравлял воду «парижской зеленью». Количество комаров при этом несколько уменьшалось, но уцелевших вполне хватило, чтобы заразить малярией не только меня, но и всё население района».

Октябрь 17, 2019 09:00

Другие новости этой рубрики

Какие номинации в этом году предусматривает Второй Международный кинофестиваль в Душанбе «Тоджи Сомон»?
Представителю Таджикистана вручена международная премия «BRICS AND SCO»
Ещё одна из исторических заслуг Лидера нации
Ученые из Таджикистана и Китая провели научные работы на Памирском плоскогорье
Издана книга академика Фархода Рахими об уникальном самоотверженном труде Президента Таджикистана
В Душанбе состоялась презентация исследований академика Мухаммада Осими
Более 9900 семей в Нурободе получили подарки Лидера нации
Пенджикент принят во Всемирный совет народных художественных ремёсел в номинации «Сюзане»
Телевидение «Сафина»: от первого эфира до цифровых технологий
ДОСТОЙНЫЙ ПОДАРОК ПРЕЗИДЕНТА ТАДЖИКИСТАНА. Бессмертная поэма «Шахнаме» Фирдавси вручена жителям Лахшского района
На сейсмической базе Лахшского района установлено новое оборудование
Претенденты из Горного Бадахшана получили путёвки в четвёртый тур Республиканского конкурса «Мудрости зари сиянье – книга»