«О ЛЕБЕДЬ БЕЛАЯ…». 144 года назад в Москве впервые в мире показали балет «Лебединое озеро». Позже музыкальный шедевр Чайковского был поставлен и на сцене таджикского театра
ДУШАНБЕ, 04.03.2021 /НИАТ «Ховар»/. 4 марта 1877 года в Москве на сцене Большого театра публике впервые был показан балет «Лебединое озеро», о котором на протяжении вот уже 144 лет написаны, наверное, тонны диссертаций, научных статей и книг. И всё же хочется отметить, что «Лебединое озеро» — это балет балетов, поскольку вот уже более века пленяет сердца поклонников классической музыки и по праву считается эталоном высокого искусства, а многие танцоры с мировым именем гордились тем, что им выпала такая удача – исполнить партию в этом спектакле.
Итак, сегодня исполняется 144 года самому известному, востребованному и очень современному, несмотря на возраст, балету Петра Чайковского «Лебединое озеро». Трудно поверить, но премьера единственной прижизненной постановки композитора успеха не имела. Это был почти провал. Среди причин специалисты называют слабую хореографию, которая в конечном счете и определила общее холодное восприятие спектакля публикой и критикой.
Лишь спустя восемнадцать лет, уже в Санкт-Петербурге, в хореографии Петипа и Иванова «Лебединое озеро» потрясет и зрителей, и критиков. С тех пор «Лебединое озеро» стало классикой мировой хореографии и главным спектаклем лучших балетных сцен мира.
Все знаменитые балерины танцевали партии Одетты-Одилии. На сцене Большого театра в этих ролях блистали великие советские балерины Народные артистки СССР Галина Уланова и Майя Плисецкая. Эти же партии танцевала и Народная артистка СССР Малика Сабирова, но только на сцене Таджикского государственного академического театра оперы и балета им. С. Айни в 60-е годы прошлого века.
А впервые на сцене нашего театра «Лебединое озеро» было поставлено балетмейстером Заслуженным деятелем искусств Таджикистана и Народным артистом Кабардино-Балкарии Александром Проценко (в 1939-1956 работал в Душанбе) ещё до Великой Отечественной войны и показано в дни первой Декады литературы и искусства в Москве, которая проходила 12-20 апреля 1941 года. Балетом успешно дирижировал тогда известный таджикский композитор Аъзам Камолов, после чего был удостоен почетного звания Народного артиста Таджикской ССР.
Главные партии в «Лебедином озере» таджикского театра в разные годы сыграли известные артисты, такие как Бозгул Исоева, Владимир Кормилин, Сусана Узокова, Тахира Джаводова, Татьяна Холова, Музаффар Бурхонов и многие другие, но среди них Малика Сабирова выделяется особенно. Ее танцам в партии Одетта-Одиллия аплодировали зрители в Душанбе, Москве, Софии, Варшаве и многих других городах мира. Она была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями и слабостями.
Народная артистка Таджикистана Тамара Абдушукурова вспоминала о балерине так: «Малика была очень трудолюбивой, она не могла отдыхать. Даже когда ездила в какой-нибудь санаторий или дом отдыха, она всегда умудрялась создавать там рабочую обстановку и репетировать. И даже когда будучи довольно известной, покорив весь мир своим талантом, не переставала работать над собой. Видя такое усердие балерины, труппа театра сконцентрировалась вокруг нее, стараясь дотянутся до планки, которую она представляла. И поэтому в период, когда балерина являлась примой таджикского балета, было не достать билет на тот или иной спектакль, так как зал театра был всегда полон…»
Народный поэт Таджикистана, лауреат Государственной премии СССР Муъмин Каноат в 1966 году посвятил свое знаменитое стихотворение «Белая лебедь» («Қуи сафед») именно Малике Сабировой:
«О лебедь белая, помедли, не прерывай чудесный стон,
Ведь ты уйдешь и только он, останется, как ослеп бледный…»
Что может быть искреннее этих слов, в которых поэт передал свою любовь к искусству великой балерины, ушедшей в расцвете сил, в неполные 40 лет?..
«Лебедь, прекрасная птица, парящая над землей в красивом полете, ассоциируется с высоким искусством. Ослепительно белый цвет может быть метафорой чистого, самоценного творческого начала. Оно — хрупкое, незащищенное, гибнет при соприкосновении со «льдом» — символом бездушия, холодности жизни», — рассказывал поэт Муъмин Каноат.
Саид АЛИ,
НИАТ «Ховар»