ВОЗ отвечает: нужно ли носить маску после вакцинации против COVID-19?
ДУШАНБЕ, 30.11.2021 /НИАТ «Ховар»/. Очередная волна пандемии, вызванная высокозаразным штаммом коронавируса «дельта», вынудила многие правительства ужесточить меры санитарно-эпидемиологического контроля внутри стран. А последние новости о появлении еще одной разновидности патогена, «омикрона», заставили целый ряд государств задуматься о повторном закрытии границ. Но можно ли обойтись без «локдаунов» и прочих крайностей?
О способах охраны общественного здоровья и необходимости социальных ограничений наши коллеги из Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения побеседовали с д-ром Игорем Перегинцом, руководителем направления «Меры по охране общественного здоровья и социальные ограничения» ЕРБ ВОЗ. Мы приводим выдержки их этого интервью.
ИП: — Меры профилактики могут применяться на разных этапах пандемии и в разных комбинациях, для того чтобы уменьшить контакт людей с возбудителем заболевания и снизить уровень распространения COVID-19/ К ним относятся мероприятия, осуществляемые государственными учреждениями, равно как и меры, применяемые отдельными гражданами и сообществами на национальном и местном уровнях.
Диапазон применяемых мер профилактики весьма широк: от мероприятий по тестированию, отслеживанию контактов и вакцинации, проводимых органами здравоохранения, мер личной профилактики, таких как мытье рук, соблюдение физической дистанции или ношение масок, до введения правил, касающихся работы коммерческих предприятий и учебных заведений.
Применение этих адресных и обоснованных мер в сочетании друг с другом позволяет продолжать общественную и экономическую жизнь и в то же время контролировать распространение COVID-19, избегая введения масштабных и губительных для стран общих карантинов.
— Не означает ли применение таких мер профилактики введение общих карантинов и ограничения личной свободы граждан?
ИП: — Нет, напротив, если их правильно распланировать, внедрить и организовать, то профилактические меры помогают избежать жестких и затяжных общих карантинов и позволяют обществу и далее функционировать в открытом режиме. Общие карантины, или «локдауны», следует применять исключительно в качестве крайней меры, когда представляемая заболеванием угроза столь велика, что ее невозможно взять под контроль другими средствами.
— Что конкретно в такой ситуации должны делать люди?
ИП: — Часть мер профилактики – это меры предосторожности, которые мы соблюдаем, чтобы защитить себя и окружающих от инфицирования или дальнейшего распространения вируса COVID-19. К этим мерам личной профилактики относятся и вакцинация, и соблюдение следующих требований:
• регулярно мыть руки и обрабатывать их антисептиком;
• соблюдать физическую дистанцию;
• носить защитные маски в помещениях;
• чихая или кашляя прикрывать рот и нос сгибом локтя или салфеткой (если прикрываться просто ладонью, вирус с нее может попасть на различные поверхности и передаться другим людям – прим. ред.);
• избегать закрытых пространств, тесных помещений и скопления людей;
• обеспечивать надлежащее проветривание и/или вентиляцию помещений.
Применяя все эти меры в сочетании друг с другом, мы сможем значительно снизить заболеваемость, причем не только COVID-19, но и другими респираторными инфекциями, такими как грипп.
— А эффективности этих мер доказана?
ИП: — Все эти меры применялись и ранее в разных ситуациях в процессе реагирования на вспышки различных инфекций и доказали свою эффективность в плане предотвращения инфекций задолго до начала нынешней пандемии.
Все большее число исследований демонстрируют эффективность мер профилактики, таких как регулярное мытье рук и обработка рук антисептиком, соблюдение физической дистанции, ношение масок, а также проветривание и/или вентиляция помещений. Каждая из этих мер сама по себе очень важна, но, когда они применяются в сочетании с другими мерами, включая вакцинацию, их эффективность повышается в разы.
— Есть же вакцины, так почему нам по-прежнему необходимо применять эти меры?
ИП: — Вакцинация зарекомендовала себя как эффективное средство профилактики тяжелой формы заболевания и смертности от него, но она не исключает вероятности инфицирования и дальнейшей передачи COVID-19, хотя и снижает ее. С учетом циркуляции в регионе высококонтагиозного варианта «дельта» и наличия большого числа все еще не вакцинированных людей, мы рискуем столкнуться с резким скачком заболеваемости, особенно в то время, когда холодная погода заставляет нас проводить все больше времени в помещениях, где мы контактируем и общаемся с другими людьми.
Мы также рискуем столкнуться с появлением новых вариантов, которые могут оказаться еще более заразными и привести к еще большему числу смертей. Таким образом, наш лучший способ наконец-то преодолеть эту пандемию – пройти вакцинацию и в обязательном порядке следовать всем мерам личной профилактики, независимо от того, вакцинированы вы или нет.
— Как правительствам определить тип и уровень мер, которые им необходимо применять, и когда эти меры можно будет ослабить?
ИП: — В процессе принятия решений об ужесточении, смягчении или введении мер профилактики правительствам стран необходимо взвешивать положительные и отрицательные последствия этих мер для всего общества и отдельных граждан, обеспечивая тщательный баланс между спасением жизней и защитой источников дохода граждан. Эти аспекты необходимо учитывать как на национальном, так и на местном уровне, в первую очередь принимая во внимание интересы сообществ, которые могут более всего пострадать от введения этих мер.
Возможно, нам придется научиться жить с COVID-19, подобно тому, как мы научились жить с другими заболеваниями…
В тех странах, где жесткие меры профилактики уже введены, такие меры можно будет ослабить после того, как у населения выработается естественный или вакцинный иммунитет к заболеванию. Такой адресный подход к смягчению мер поможет уменьшить экономическое и социальное давление, обусловленное более жесткими ограничениями.
— Помогает ВОЗ странам в принятии решений относительно применения тех или иных мер профилактики?
ИП: — ЕРБ ВОЗ разработало для государств-членов новый онлайновый инструмент корректировки мер по охране общественного здоровья и социальных ограничений, которым они могут пользоваться для определения типа и уровня необходимых мер как на национальном, так и на местном уровне. Этот инструмент позволяет свести вместе всю важнейшую информацию о факторах, определяющих характер профилактических мер, например об уровнях заболеваемости COVID-19 и возможностях системы здравоохранения, включая число свободных койко-мест, а также принять во внимание другие важные аспекты, включая предстоящие мероприятия или события, которые могут повлиять на уровень заболеваемости или возможности системы здравоохранения.
— Как скоро будет побежден COVID-19, и можно ли нам будет отказаться от ограничений?
ИП: — Возможно, нам придется научиться жить с COVID-19, подобно тому, как мы научились жить с другими заболеваниями, к примеру, такими как грипп. Как и в случае с гриппом, вероятно, нам нужно будет и в дальнейшем защищать наиболее уязвимые группы населения при помощи вакцинации. Подобно тому, как мы регулярно пользуемся ремнем безопасности во время вождения автомобиля, чтобы защитить себя от травм, мы также должны регулярно мыть руки и соблюдать безопасную дистанцию, общаясь с другим людьми, чтобы защитить себя от инфекций и болезней.
НА ФОТО: вакцинация и соблюдение мер гигиены и профилактики — путь к победе над пандемией. Фото УВКБ