Размышления о внутреннем туризме: каждый житель Таджикистана должен хорошо знать свою страну
ДУШАНБЕ, 17.03.2024 /НИАТ «Ховар»/. Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон в своих ежегодных посланиях Парламенту страны, в ходе различных встреч подчеркивает, что на современном этапе развития нашего государства одним из приоритетных направлений экономической политики является развитие международного туризма. На недавней встрече с представителями общественности, включая духовенство, Лидер нации затронул тему уникальной красоты таджикской природы, исторических и культурных памятников, которые вызывают интерес за рубежом. По этому поводу своими мыслями делится литературный обозреватель НИАТ «Ховар» Мансур Суруш.
Развитие туризма — это существенная статья дохода в государственном бюджете. Это возможность улучшить современную инфраструктуру, жизнь жителей страны, особенно в провинциях, ускорить развитие ремёсел. Таджикистану есть что показать: редкой красоты природа, где одновременно представлены все 4 времени года, древние исторические памятники, такие как древнее городище Саразм, историко-культурный археологический комплекс «Хулбук», буддийский монастырь «Аджинатеппа» и многие другие. Чтобы все перечислить, не хватит пальцев на руках.
Мне же хочется обратить внимание на развитие внутреннего туризма. Внутренний туризм не менее важен, чем зарубежный. И вот почему. Спросите себя и ответьте, только искренне, хорошо ли вы знаете Таджикистан, везде ли бывали, все ли достопримечательности, красивейшие уголки природы в своей стране видели? Вряд ли ответ будет положительным. Я журналист, но не могу сказать, что хорошо знаю мой Таджикистан.
Ещё в студенческие годы мне попалась в руки очень интересная книга в переводе Лоика Шерали «Земля под небесами». В её основе лежат путевые заметки болгарского писателя и поэта Йордана Милева, написанные под впечатлением поездок по разным регионам Таджикистана. Читал и с завистью думал, что автор намного лучше знает Таджикистан, чем я, он увидел много необычного в обыденном, мимо чего мы проходим, не придавая значения. Впору переиздать эту прекрасную книгу заново, я бы сказал — красочный словесный портрет нашего края.
Как-то, когда я находился в служебной командировке в Сеуле, на одной из встреч, узнав, что я из Таджикистана, меня закидали вопросами: «Купался ли я в Сарезе? Поднимался ли на ледник Медвежий? Любовался ли восходом солнца над семью озёрами в Пенджикентском районе? Бывали или я в Сари Хосоре?». Когда мои собеседники услышали отрицательные ответы, они были очень удивлены.
В это время до моего слуха донеслось, как один кореец на ломаном русском сказал: «У нас в Южной Корее есть всё, но нет Сари Хосора. Кто его не видел, считай, что не видел Таджикистана». От стыда я готов был провалиться сквозь землю. Но не мог я тогда объяснить любителю пешего туризма, что до Сари Хосора, как и до Ягноба, даже на внедорожниках не так легко добраться.
Позже в гостиничном номере, думая об этом, я пытался найти себе оправдание: «В Таджикистане я один такой, что ли? Нет, не один».
В Айнинском районе есть живописное озеро Искандеркуль, «чаша в ладонях гор», куда съезжались и продолжают съезжаться туристы со всего мира. Но в том же районе, бывая в различных кишлаках, я встречался с людьми, которые признавались, что никогда не видели этого сказочного озера. «Зачем, — говорили иные, — у нас и так везде полноводье, везде благодать».
Хочу привести ещё один пример. В 1990 году я, до того работавший собкором в одной из республиканских газет на севере Таджикистана, впервые приехал в Куляб. Переночевав в гостинице «Хатлон», рано утром пошёл осмотреть гробницу выдающегося мыслителя и поэта Мир Сайида Али Хамадони, о котором был много наслышан. Затем по совету тогдашнего руководителя области Султона Мирзошоева я поехал в Муминабадский район.
Там узнал, что на отшибе у небольшого озера расположен «тёзка» нашей столицы – кишлак Душанбеча, жители которого готовы оспаривать первенство у столичного города. В том же кишлаке я услышал легенду о двух сёстрах Бибинавр и Бибисавр, которые, не желая попасть в руки врагов во время их нашествия, взмолились к Богу, и он, сжалившись, превратил их в одноимённые родники.
По приезде из командировки я опубликовал зарисовку «Душанбе в Муминабаде», а легенда о сестрах легла в основу одного из моих рассказов. Вскоре знакомый признался, что читал мою зарисовку и удивился, потому что сам родом оттуда, впервые узнал о Душанбеча. «Про Чилдухтарон знаю, а про этот кишлак — ничего», — сказал он.
Все эти примеры — хороший повод к размышлению.
Действительно, мы мало ещё знаем о нашем Таджикистане. Многие ли бадахшанцы бывали в Худжанде, Канибадаме, Исфаре, Истаравшане? Многие ли жители Зеравшанской долины знакомы с достопримечательностями Хатлонской земли? Многие ли таджикистанцы бывали в Нуреке, Рогуне? Многие ли посещали гробницу «Адама поэтов» — великого Рудаки в Панджруде или Гиссарскую крепость? Вряд ли. К сожалению, это так. Пришло время, когда нужно исправлять это положение. Самое главное, нужна прочная единая взаимосвязанная экономика. С другой стороны, решению этого вопроса в большей мере может способствовать внутренний туризм. Нужны туристические компании, специализирующиеся на внутреннем туризме. Нужно по доступным ценам организовывать повсеместные турпоходы, а для школьников, особенно учащихся детских домов и интернатов, — вообще бесплатно. Авиарейсом или на автобусах. И ещё, чтобы были высококвалифицированные экскурсоводы, хорошо знающие историю, географию страны. Таким поездкам благоприятствуют отличные автомобильные дороги, туннели, связывающие различные регионы.
Слава Богу, что в Таджикистане давно царят мир и спокойствие, о чём свидетельствует и возрастающий наплыв зарубежных туристов. Но чтобы добиться полного, абсолютного национального единства, а эта идея у нас поднята на уровень государственной политики, надо, чтобы каждый житель хорошо знал свою страну, чтобы ни один уголок Таджикистана для него не был чужим.
Мансур СУРУШ
ФОТО: НИАТ «Ховар»