Миниатюра, как Навруз и Шашмаком — культурное наследие таджиков
Душанбе, 20 марта (НИАТ «Ховар», Мархабо Зунунова) – В эти дни, в преддверии празднования — Навруза на международном уровне, необходимо вспомнить усилия интеллигенции и руководства всех стран среднеазиатского региона, в частности народа Таджикистана и лично Президента РТ Эмомали Рахмона в возрождении и сохранении этого древнего праздника восточных народов.
Также благодаря, инициативе самого Президента Таджикистана, были предприняты усилия по сохранению классической музыки Шашмаком и провозглашение её шедевром нематериального устного наследия человечества.
Сегодня уже многим, понятно, что любое национальное наследие является составной частью общечеловеческой культуры, поэтому сообща необходимо беречь культурное достояние народов и регионов.
Тем временем, касаясь вопроса сохранения ряда видов искусств, передававшихся раньше из поколения в поколение, а в настоящее время «находящихся на грани исчезновения», известный журналист Зафар Абдуллаев, в одном из своих последних интервью столичной газете «Вечёрка», восклицает: «Я бы уже стал бить в набат!».
Более того, он предлагает Министерству культуры страны создать спецпрограмму «Сохранение национального достояния в области культуры и искусства», под которую, как говорит он, «государство должно выделять из бюджета средства и привлекать как прогосударственные коммерческие структуры, так и индивидуальных спонсоров. Сейчас, даже если у нас и существуют подобные программы – они неэффективные», — говорит он.
Я полностью согласна со своим коллегой, и считаю, что наряду с возрождением и сохранением народного праздника Навруз и древнего искусства песнопения «Шашмаком», целый ряд исконно таджикских видов ремёсел и живописи также нуждаются в поддержке и защите.
В своём интервью, З.Абдуллаев упоминает в качестве примера такие ремёсла, как резьба по дереву, особый обжиг керамики, а я бы добавила к этому списку и искусство миниатюрной живописи.
Сказочные картинки из далёкого детства
Впервые, с восточной миниатюрой я познакомилась лет в 7-8, когда рассматривала у своих соседей по дому, огромною книгу, напечатанную на персидской графике, и иллюстрированную какими-то изумительными, сказочными картинками с изображением восточных красавиц, сцен охоты, диковинных птиц. Цвета одежд персонажей были удивительно красочны, фасоны платьев тщательно прорисованы, движения рук и глаз правдиво отображали эмоции. Оторваться от созерцания тех картинок было просто невозможно. Позже я узнала, что это и были восточные миниатюры-иллюстрации к «Шахнаме» А.Фирдоуси, изданные в Иране.
Бухара: миниатюры – популярный сувенир
Несколько лет назад, при посещении Бухары, я видела в сувенирных лавках огромное количество маленьких картин с изображением пейзажей и сцен из восточных сказок, выполненных на бумаге, холсте, дереве и кусочках кожи, а также различные сувениры с использованием этого вида живописи, которые пользовались огромной популярностью у всех туристов.
Каждый иностранец и гость Бухары старался приобрести сувенир в виде блюдца, шкатулки или кусочка кожи с миниатюрной живописью, хотя такие сувениры стоят, по сравнению с другими, недёшево.
По-видимому, это обстоятельство стало причиной огромной популярности этого вида живописи среди молодых художников Бухары. Мне стало известно, что как и в давние времена, бухарцы определяют своих сыновей подмастерьями к художникам и ремесленникам, причём обучением ремеслу мальчики занимаются в свободное от учёбы в школе или вузе время.
Благодаря этой традиции, обучения по системе «устод-шогирд» (мастер-ученик), в соседнем Узбекистане, в частности Бухаре удалось сохранить этот вид искусства.
В Таджикистане миниатюра потеряла своё место
«К сожалению, после распада Союза, контакты художников со своими коллегами из Бухары были прерваны, а в Таджикистане не осталось последователей тех известных художников-миниатюристов», — сетует известная телеведущая, художник, ныне преподаватель душанбинского художественного колледжа Сарвиноз Ходжиева.
Как считает профессор, доктор исторических наук, известный искусствовед Лариса Додхудоева: « К сожалению, у нас в Таджикистане утеряна нить, связующая с прошлым искусством миниатюрной росписи. За последние 100 лет мы приобщились к западному искусству живописи, графических изображений и другим видам изобразительного искусства, но миниатюра потеряла своё место в культурной жизни нашей страны. Есть, конечно, какие-то разработки отдельных мастеров-художников, которые стараются сохранить традицию миниатюры в своих работах. Но у нас нет школы — нет целенаправленного изучения этого графического наследия. Сохранились и нашли своё бурное развитие миниатюра в Иране, в Индии и в Китае, а у нас нет развития технологии и изучения этого вида искусства в художественных вузах нашей страны».
В Миниатюрах Востока — история арийской цивилизации
Между тем, всезнающий Интернет сообщает нам, что понятие Миниатюра произошло от франц. miniature, итал. miniatura, от лат. Minium и означает произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приёмов.
Специалисты различают такие понятия, как позднеантичная миниатюра, средневековая западная миниатюра, византийская миниатюра, армянская, индийская, индонезийская и других стран Юго-Восточной Азии.
Иранские, афганские и азербайджанские миниатюры органически были связаны с художественным оформлением древних рукописей. Эксперты в области живописи, утверждают, что « богатейшие узорные композиции, лирические пейзажи, тонкий линейный ритм, изысканные цветовые сочетания определяют декоративность их образного строя».
В разные эпохи, в самых разных частях света, то, развиваясь параллельно, порой пересекаясь, и обогащая друг друга, жили различные школы миниатюры, то есть последователей какого-то наиболее известного своему времени художника-миниатюриста.
На Востоке, в частности в древнем Таджикистане, наиболее известными и характерными были Гератская и Тебризская школы миниатюры.
Особое место истории развития миниатюры в нашем регионе занимает Тебризская школа миниатюры, зародившаяся и развивавшаяся в Тебризе (Иране) была основана в начале XIV века, а наибольшего расцвета достигла во второй половине XVI века.
Специалисты считают, что «стиль этой школы представлял собой полное проникновение восточно-азиатских традиций в исламскую живопись».
Расцвет Тебризской школы миниатюры и К. Бехзод
Как уже было упомянуто выше, периодом расцвета Тебризской школы считается XVI век, то есть время правления династии Сефевидов. Ещё в начале XVI века, когда большое развитие получило ремесло, это дало толчок для развития художественных промыслов. Кроме того, на работы художников того времени влияли и вкусы верхних слоёв феодального общества. В библиотеках — «китабхане» работали лучшие каллиграфы, художники-миниатюристы, а также специалисты по орнаментации, по золочению и переплету книг.
Как раз в это время, Сефевиды пришли к власти и Исмаил I привёл в Тебриз мастера Гератской школы миниатюры Камоллидина Бехзода под влиянием которого, Тебризская школа была возрождена с радикальным изменением стиля.
На многих миниатюрах Тебризской школы изображены бытовые сцены, сцены из придворной жизни, а также сюжеты и образы героев поэтических произведений Низами Гянджеви, Фирдоуси, Саади, Хафиза, Джами, Навои, Амира Хосрова Дехлеви и других классиков.
Творчество Камолиддина Бехзода — яркого представителя Тебризской школы миниатюры оказало особенно сильное влияние на художников древних центров восточной цивилизации Самарканда и Бухары.
Олим Камалов – единственный в Таджикистане мастер миниатюры
В прошлом главный художник когда-то знаменитой сувенирной фабрики «Армугон» Олим Камалов с 1979 года начал изучать персидско-таджикскую миниатюру, в частности живописное наследие великого мастера, Восточного Рафаэля (так называли его европейцы) – Камолиддина Бехзода. Первые работы О.Камалова были копиями работ Бехзода и других мастеров 14-15-16 веков. Впоследствии художник смог постичь тонкости выполнения техники миниатюры и создал серию своих творческих произведений на керамических и деревянных тарелках, на планшетах и холстах, где запечатлел наши таджикские традиции и обычаи.
В 2005 году О.Камалов, при поддержке Таджикского филиала Института « Открытое общество» Фонд Сороса, смог провести свою первую персональную выставку, и окрылённый успехом, он создал в своём частном доме Центр художественной миниатюры «Мино».
В 2009 году вновь при поддержке того же Фонда Сороса он смог создать небольшую частную школу-студию миниатюры «Лоза» для детей из малоимущих семей. В этой школе 10 детей в течение 2,5 лет весьма успешно обучались художественной миниатюрной росписи. Наивысшей оценкой деятельности центра «Мино» и творчества О.Камалова стало вручение ему 2 сентября 2011 года председателем Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО К. Олимовым сертификата, подтверждающего статус данной организации как члена Клуба ЮНЕСКО, первого в стране.
Выставка миниатюры в Посольстве Турции
К сожалению, лично мне не доводилось раньше видеть в Душанбе миниатюрную живопись ни мастеров прошлого, ни современных художников, в том числе О.Камалова.
Поэтому, когда в начале февраля этого года, услышала о выставке художника-миниатюриста в Посольстве Турецкой Республики в Таджикистане, постаралась не упустить этот случай.
Здесь, в двух небольших комнатах, стены были увешены как ранними работами художника – копиями древних миниатюр Бехзода, так и его собственными произведениями, выполненными в этом стиле и отображающими наши традиции: «Канатоходец», «Свадьба», «Говрабандон», «Навруз» и другие.
За дни работы экспозиции, с 27 января по 3 февраля, по словам организаторов, её посетили огромное количество душанбинцев и гостей столицы, в числе которых были работники международных организаций, представители дипмиссий, аккредитованных в Таджикистане, а также простые жители столицы и школьники
Когда я поинтересовалась у гостей выставки, что их привело их на эту экспозицию, многие ответили, что миниатюра ассоциируется у них с великим историческим прошлым народов Востока и, в частности, с историей и литературой таджиков.
В свою очередь, посол Турецкой республики Мехмет Мунис Дирик, на мой вопрос: «Почему для выставки выбраны работы О.Камалова?» ответил: « Выставка, посвящена 20-летию установления дипломатических отношений между Турецкой республикой и Республикой Таджикистан, и мы посчитали, что творчество О.Камалова, а именно миниатюрная живопись — это то, что является общим для наших народов. Символично , что и в Турции, и в Таджикистане, почитают творчество великих мастеров: художника Камалиддина Бехзода и поэта, философа Мавлоно Руми. Культура объединяла нас в прошлом, и надеемся, сблизит и в настоящем».
Далее, посол Турции отметил, что : « Мы, организовав выставку таджикского художника в стенах нашего посольства, таким образом, постарались оказать поддержку таджикским художникам и таджикской культуре и надеемся, что другие посольства и международные организации поддержат нашу инициативу».
ххх
Очень хочется надеяться, что и наше Министерство культуры, наконец-то, проявит интерес к нашему культурному наследию — миниатюрной живописи, которую с огромными усилиями , в одиночку, удаётся сохранять и пропагандировать художнику-миниатюристу Олиму Камалову.