Что даст Таджикистану присоединение к Гаагской Конвенции?
Душанбе, 27 сентября (НИАТ «Ховар», Мархабои Азамат) — Присоединение республики Таджикистан к Гаагской Конвенции об Апостиле было обсуждено в ходе пресс-конференции для отечественных и зарубежных СМИ, организованной Международной Финансовой Корпорацией (IFC) 25 сентября, при участии Генерального Секретаря Гаагской Конференции по частному международному праву Кристофа Бернаскони.
Кристоф Бернаскони в своём выступлении отметил, что Таджикистан завершает процесс присоединения к Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, известной как Конвенция об Апостиле, одному из самых успешных во всём мире договоров в области международного частного права. «За два последних года, вашей страной проделана огромная работа, для того, чтобы присоединение Таджикистана к Гаагской конвенции стало реальностью в ближайшее время», — сказал он.
В ходе пресс-конференции стало также известно, что основными задачами миссии Генсека Гаагской конференции по частному и международному праву Кристофа Бернаскони, с 24 по 25 сентября в Душанбе, является обсуждение с заинтересованными сторонами и должностными лицами вопроса о присоединения Таджикистана к Гаагской Конвенции об Апостиле, а также предложения по дальнейшим шагам, которые будут предприняты Таджикистаном в этом контексте.
О Гаагской Конвенции и Апостиле
Генсек Гаагской Конференции рассказал, что Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов в целях упрощения процесса их признания была подписана в Гааге (Нидерланды) 5 октября 1961 года. В настоящее время 144 страны, в том числе такие, как: Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Россия и др. уже присоединились к Конвенции, а Таджикистан может стать 145 страной.
« В глобализованном мире официальные документы, такие как свидетельства о рождении, судебные решения и нотариальные акты, выданные в одной стране часто должны представляться в другой стране для личного, делового или иного пользования. Прежде, чем официальный документ может использоваться заграницей, его происхождение должно быть заверено.
Традиционно, установление подлинности иностранных официальных документов представляет собой длительный и зачастую дорогостоящий процесс «легализации», который может включать множество шагов, как в стране, где был выдан документ (государство происхождения), так и в стране, где он должен быть представлен (государство предназначения). К примеру, в Таджикистане, чтобы заверить документ нужно пройти минимум через 6-7 инстанций, что занимает время и требует немалых средств», — рассказал К. Бернаскони.
«Конвенция об Апостиле отменяет данный трудоёмкий процесс и заменяет его единственной формальностью: выдачей свидетельства о подлинности документа, названное — «Апостиль», которое выдаётся уполномоченным органом, назначенным Государством происхождения. В Таджикистане этими уполномоченными органами станут Министерство иностранных дел и Министерство юстиции», — пояснил он.
Далее , касаясь положительных сторон присоединения Таджикистана к Гаагской Конвенции, К. Бернаскони, отметил что данная Конвенция особенно уместна для Таджикистана, учитывая большое количество таджикских граждан, проживающих, обучающихся или работающих за пределами Родины, а также для привлечения потенциальных инвесторов.
Преимущества присоединения к Конвенции об Апостиле
Как разъяснил журналистам К. Бернаскони, присоединение какой-либо страны к Конвенции, в том числе и Таджикистана: сократит сроки и затраты на заверение подлинности документов, способствует предоставлению более доступных услуг по подтверждению подлинности документов, освободит ресурсы в посольствах и консульствах, позволяя персоналу этих ведомств, сосредоточиться на удовлетворении других потребностей граждан и компаний, создаст условия, которые более благоприятны для международной торговли и инвестиций, позволит странам сохранить поток доходов, за счёт взыскания сборов за апостиль. «При этом, государство само решает взыскивать сборы за апостиль или нет, но эти сборы должны быть разумными», — подчеркнул он.
«Становясь сторонами Гаагских конвенций, Государства создают правовую среду, предлагающую физическим лицам и компаниям юридическую определённость и предсказуемость. Зная применимость правового режима и доступного механизма сотрудничества, даёт им возможность эффективно планировать свою жизнь и совершение сделок за границей», — сказал К. Бернаскони в заключение.