Мухаммад Азимов : Пермь — город моей судьбы
Душанбе, 5.02.2015 (НИАТ «Ховар», Мархабои Азамат) — В последние годы значительно оживилась культурная жизнь нашей столицы. Особенно возрос интерес душанбинцев к балету. Подтверждением этому было представление, прошедшее при полном аншлаге, в последний день школьных каникул, 31 января, в Театре оперы и балета им.С.Айни в Душанбе.
Артисты Театра оперы и балета подарили в этот день юным душанбинцам и их родителям, незабываемый праздник — фрагменты сказочного балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» в первом отделении, а во втором отделении балет любви и страсти, основанный на сюжете одноимённой новеллы писателя Проспера Мериме, на музыку композитора Жоржа Бизе — «Кармен».
В спектаклях, кроме уже известных артистов театра, были задействованы учащиеся колледжа им М. Сабировой, а главные роли исполняли выпускники Пермского государственного хореографического колледжа: Мухаммади Азимзода, Фарангис Касимова, Умед Сангализода, Манучер Махмудзода, и др.
Зрители с огромным интересом просмотрели знаменитые произведения великих композиторов, и долго аплодировали молодым артистам таджикского балета .
В эти дни, мне удалось побеседовать с ведущим солистом балета, исполнителем роли Принца в балете «Щелкунчик», Мухаммадом Азимзода, который давно привлёк внимание публики, как один из «подающих надежды».
Мухаммад, ты родился в творческой семье? Как ты пришёл в балет?
— Я родился 1 февраля 1991 года в кишлаке, недалеко от города Орджоникидзеабад (ныне Вахдат), в обычной таджикской семье.
Мой отец был простым строителем, а сейчас он пенсионер. Мама в молодости окончила медучилище и работала акушеркой в роддоме. Со временем, она бросила работу и стала домохозяйкой, так как занималась уходом и воспитанием нас шестерых детей ( 5 мальчишек и 1 девочка). Среди парней в нашей семье — я младший.
А как ты попал в балет? Кто-то в вашей семье увлекался музыкой или танцами?
-Да, мой папа когда-то неплохо исполнял народные песни в кругу семьи и друзей, а дядя по отцу Хайдар Азимов — выпускник хореографического отделения Таджикского государственного института искусств им. М.Турсунзаде работал в Театре оперы и балета.
Вот он, в 2003 году, принёс в наш дом весть о том, что в Театре оперы и балета объявлен кастинг для отбора детей, с целью их дальнейшей учёбы в Пермском государственном хореографическом колледже.
Когда он рассказал моим родителям, что у меня есть шанс учиться в России за счёт госбюджета, они сильно обрадовались этой новости, так как жизнь в кишлаке тогда была тяжёлой: проблемы со светом, холодные школы и нехватка учителей, отец перебивался случайными заработками. Правда, узнав, что я буду учиться в балетной школе и стану артистом балета — категорически отказались.
В то время уже многие мои односельчане уезжали в Россию на заработки, и из разговоров взрослых я слышал, что жизнь там лучше и интересней, и, конечно же, мечтал поехать туда. Я умолял, плакал и наконец, уговорил родителей отпустить меня на учёбу. Я очень благодарен своим родителям, за то, что разрешили мне тогда учиться в Перми. Также благодарен дяде за то, что он привел меня на кастинг в театр.
Твой дядя работает ещё в театре?
-Да, он 20 лет проработал в этом театре в качестве артиста балета, а после выхода на пенсию, остался работать в театре массажистом.
А до того кастинга, ты наверное ходил на спектакли, в которых участвовал твой дядя ? Или видел балет по телевизору?
-Вы не поверите (смеётся), но я никогда до того времени, не был ни в одном театре, не видел, и не слышал о балете. Я до приезда в Пермь, не имел ни малейшего представления о балете и своей будущей профессии!
Впрочем, я догадываюсь почему, ведь наш театр практически не работал с начала гражданской войны и до самого капитального ремонта, то есть до 2009 года. Все ведущие артисты уехали тогда из страны. Народу было тогда не до театров…
-Наверно так и было, поэтому я не слышал, что дядя выступает на сцене, а родители, видя его положение, не хотели ничего слышать о театре и балете!
Каково было тебе, сельскому мальчишке, учиться в хореографическом училище, да ещё таком престижном?
-Первые годы учёбы были очень тяжёлыми, несмотря на то, что условия проживания в колледже были прекрасными. Из-за языкового барьера( мы ни слова не знали по-русски), тяжёлых тренировок, порой, хотелось всё бросить и уехать домой, но не сделал этого из-за стыда перед родителями и теми, кто нас отправил учиться. Мы все понимали, что государство тратит на нас деньги, и мы должны выучиться и вернуться в страну. Удерживало нас в Перми ещё и то, что все преподаватели и сотрудники колледжа относились к нам доброжелательно, помогали. С нами дополнительно занималась учительница русского языка. Со временем, привыкли к своему общежитию, где жили на первом этаже. Девочки жили на 2-м, а 3-й этаж занимали иностранные студенты из самых разных стран мира. В первые годы в комнатах нас селили : по 3-4 человека, а на старших курсах, уже не более 2-х человек в комнате. У нас было бесплатное 5-разовое питание, стипендия, оплачивался проезд домой, во время летних каникул, то есть было всё необходимое для жизни, занятий спортом, чтения книг и др. Учебный корпус хореографического колледжа располагается прямо через улицу, напротив общежития, что было очень удобно для нас. Вообще в Перми у нас была очень интересная и насыщенная жизнь: концерты, экскурсии по городу, праздники, конкурсы и пр. Несмотря на то, что 8 лет провёл вдали от родных, но именно там я понял, что выбрал прекрасную профессию — артист балета. Поэтому, Пермь я считаю городом моей судьбы и моей второй родиной. В своём сердце я навсегда сохраню благодарность своим пермским педагогам. В мае 2011 года мы окончили Пермский хореографический колледж и вернулись в Таджикистан. С 1 июня того же года, я стал работать в Театре оперы и балета.
Когда ты вернулся в Таджикистан, в театре главным балетмейстером был лауреат международных конкурсов, популярный танцор из Кыргызстана Эмиль Акматов. Как вам работалось с ним?
— После возвращения в Таджикистан, мы чувствовали, что нас здесь очень ждали. Эмиль Акматов и его жена — заслуженная артистка Кыргыстана Айзада Акматова во всём нам помогали, делились своим опытом, советовали. Кроме этого, именно Эмиль Акматов, тогда поставил балет «Кармен» и «Корсар», где мы впервые принимали участие в главных партиях. Он возродил вечера памяти Малики Сабировой, и мы исполняли в них фрагменты из балетных постановок. Я чувствую огромную благодарность к Эмилю и Айзаде Акматовым.
Если я не ошибаюсь, тогда ты впервые выезжал на гастроли в Германию?
-Да, в июле 2012 года, наш коллектив впервые выезжал на гастроли в Германию. До этой поездки, нам давал мастер-классы хореограф из Швейцарии с иранскими корнями — Нимо Каён. «Бирюзовая земля» или «Персидские мотивы» — так называлась постановка, с которой мы поехали в Гамбург. Она состояла из сюжетов, основанных на иранской литературе и музыке композиторов Центральной Азии и Ближнего Востока. Зрителям понравилось наше выступление — они долго аплодировали. Эта поездка вдохновила нас, появился ещё больший интерес к работе.
Какие ещё события в твоей творческой жизни за прошедший период запомнились?
-В марте 2014 года, при содействии Эмиля Акматова, меня и ведущую солистку театра Фарангис Касимову, пригласили на Первый Международный фестиваль «Восходящая звезда» в Бишкек, где мы представили Таджикистан и получили дипломы участников. В июле 2014 года мы вновь поехали в Германию с гастролями, в этот раз, в Берлин. Для немецкого зрителя мы показали одноактный балет на музыку С.Баласаняна «Лейли и Меджнун» и балет на музыку таджикского композитора Ф. Бахора «Макоми ишк». Эта поездка была организована Министерством культуры при поддержке Президента Таджикистана Эмомали Рахмона.
Кстати, а почему Эмиль и Айзада Акматовы уехали из Таджикистана?
— Знаю, что у них был контракт на 4 года, и он истёк. Почему его не продлили, я не знаю. Как бы там не было, за то время, что они поработали в Таджикистане, они многое сделали для нашего Театра и для нас, первых выпускников Пермского хореографического колледжа.
Где остальные девочки, приехавшие из Перми? Помню, японка Моэ Сираха хорошо выступала, где она?
— К сожалению, во время одного из выступлений, наша однокурсница Парвина Ташмухаммедова порвала связки, её оперировали и сказали, что больше она не сможет выступать. Мне очень жаль, так как она не только красивая, но и талантливая девушка.
Другая наша однокурсница японка из города Осака, после окончания колледжа, работала какое-то время в одном из российских театров. Затем она решила вернуться домой, но перед этим, навестить нас. Она приехала в Душанбе в марте 2012 года на 3 дня, но здесь ей так понравилось, что осталась и работала в нашем театре до января 2014 года, а потом всё-таки уехала в Японию.
Получается, что в театре из вашего выпуска осталась, только одна солистка — Фарангис Касимова? Говорят, что партнёры должны чувствовать друг друга, быть на одной «волне». Какие у вас отношения?
— Из-за нехватки солисток, Фарангис выступает и с другими партнёрами, но у меня с ней больше общих партий. Мы вместе выступаем в «Жизель», «Спящей красавице», «Лейли и Меджнун», «Макоми Ишк», «Шопениане», «Щелкунчике».
У нас нормальные отношения, хотя бывает, что иногда ссоримся или обижаемся друг на друга, но это только после работы. Когда мы работаем или репетируем, мы отбрасываем всё личное в сторону.
Кто сейчас являются вашими непосредственными наставниками? Кто советует, помогает?
Главного балетмейстера в театре пока нет, а балетмейстером-постановщиком сейчас работает выпускница ГИТИСА, москвичка Мария Левицкая. За короткий срок работы в театре она подготовила с нами балет «Лейли и Меджнун», концертный номер «Пахита», и др.
Нам также помогают заведующая труппой, ветеран театра Валентина Анучина, педагоги — репетиторы Зухра Беляева и Александр Бахман. Особо хочу отметить А.Бахмана, как человека особенного. Он не только учит молодых, но ещё сам выступает, сам шьёт прекрасные костюмы!
Я слышала, что ты ещё работаешь в колледже им. М.Сабировой?
-Да, я в свободное от репетиций и спектаклей время, я преподаю маленьким деткам в хореографическом колледже им. М. Сабировой. Я благодарен Аллаху за то, что на сегодняшний день, не только финансово независим, но и могу немного помочь своим родителям.
Мухаммад, скажи, как ты видишь своё будущее?
— Во -первых, я хочу выразить свою благодарность Президенту страны Э.Рахмону, что дал возможность нам учиться в престижной балетной школе, что по его инициативе и поддержке, в нашем театре сейчас созданы прекрасные условия для работы. В свою очередь, заверяю, что приложу все свои силы, чтобы внести свой вклад в развитие таджикского балета, а ещё, конечно мечтаю быть достойным славы наших великих артистов Малики Сабировой и Музаффара Бурханова.
Завтра в театре спектакли, вы с Фарангис будет выступать?
-Да, завтра и послезавтра, то есть 6-7 февраля, вечером , я и Фарангис Касимова, выступим в главных партиях в балете «Жизель» А.Адана. Это прекрасная история любви, которая остается в вечности. В спектакле также выступят М.Левицкая, И.Убайдуллозода и наши однокурсники М.Махмудзода, У.Сангализода и др. Мы, с нетерпением ждём встречи со своими зрителями!
Удачи вам, Мухаммад, и исполнения мечты!