Разведчик с сердцем патриота и интеллектом учёного
Душанбе, 14.04.2015 (НИАТ «Ховар»).- Человек с большой буквы Рахим Бурханов оставил заметный след в памяти таджикского народа, как воин советской военной разведки и как учёный лингвист. Его личность, его жизненный подвиг привлекали многих авторов. Их работы может прочесть каждый, кто обратиться в интернет. Они, эти работы, прослеживающие путь Рахима Бурханова, как разведчика приобретают особую актуальность в наши дни, когда началась подготовка к 70-летию Великой Победы советского народа над гитлеровской Германией. Напомним, что Проект плана юбилейных мероприятий, охватывающий все страны СНГ, был разработан в соответствии с решением Совета глав государств, принятого на саммите в Ашхабаде, в декабре 2013 года.
Когда началась Великая Отечественная война, сотни и тысячи патриотов Родины стали обращаться в военкомат с заявлениями об отправке на фронт. Среди них был и Рахим Бурханов, но неоднократные обращения в военкомат остались без ответа. Поэтому преподаватель педагогического института Бурханов принял активное участие в подготовке к службе в армии призывников. Как оказалось, его участие в войне было ещё впереди. И не в качестве фронтового командира, а в гораздо более сложной роли, которую отвела ему внешняя разведка. Надо отметить, что советская разведка сыграла важную роль в разгроме фашизма, особенно в его тылу. Выполняя спецзадания советского командования в логове врага, рискуя жизнью, разведчики добывали и передавали ценнейшую информацию о планах противника и при каждой возможности осуществляли подрывные действия.
Уже одно перечисление того, что должен был сделать Бурханов, впечатляет. В его задачу входило: войти в доверие немецкого командования, связаться с известным туркестанским националистом Вали Каюмханом и его сподвижниками, которые жили в Берлине. Они вмести с Рахимом учились в Германии, а теперь были на стороне фашистов. Общаясь с эмигрантами, он должен был разведать планы немецкого командования в отношении мусульманских республик СССР.
Бурханов должен был внедриться в Туркестанский легион, сформированный немцами из числа среднеазиатских военнопленных. При возможности он должен был внедриться в органы немецкой разведки, получить данные об их агентуре на советской территории. О Туркестанском легионе известно, что его формирование из советских военнопленных началось 15 ноября 1941 года при 444-й охранной дивизии вермахта. Там был создан Туркестанский полк. А в феврале 1942 года в польском местечке Легионово был образован учебный лагерь Туркестанского легиона. Всего было укомплектовано 24 батальона. Кроме того, в январе 1944 года сформирована дивизия СС «Новый Туркестан» и Восточномусульманский полк СС. Впервые на фронт солдаты Туркестанского легиона попали весной 1942 года, на астраханское направление. Части были приписаны к 6-й армии генерал-полковника Паулюса. Бывали случаи, когда гитлеровцы высоко оценивали деятельность туркестанцев. В приказе командования 16-й мотодивизии от 7 января 1943 года отмечаются заслуги 450, 782 и 811-го туркестанских батальонов. За эти заслуги данные батальоны получили право носить немецкую военную форму.
27 декабря 1943 г. Рахим Бурханов был переброшен через линию фронта в Белоруссии недалеко от Минска на позиции обороны противника. Он получил псевдоним «Иванов». Суть его легенды: «Иванов» был разжалован из офицеров в рядовые, что он считал несправедливым и обидным, а главное он разочаровался в советской системе. Доказать гестаповцам, что все так именно и было, он не мог. Однако он стоял на своём, даже под пытками. Поэтому он немало времени провёл в застенках гестапо.
Но время шло, и шла вперёд Красная Армия. У гитлеровцев возникла большая нужда в людях, как на фронте, так и в тылу. Тогда вспомнили и о Бурханове. В феврале 1944 года Бурханову неожиданно объявили, что с него сняты подозрения, и он назначен в полевой отряд АК-2 «Цеппелин». Эта организация была известна своей подготовкой шпионов и диверсантов для работы на территории СССР. Здесь он получил звание гауптштурмфюрера СС, т.е. капитана.
Не будучи профессиональным разведчиком, благодаря способностям и интуиции Бурханов быстро освоился. Он собирал сведения о разведшколе «Цеппелин», определял её основные цели и задачи, при допросах военнопленных многих спас от смерти, запоминал списки подготовленных разведчиков и радистов, которых перебрасывали на территорию СССР. Он сообщил о подготовке диверсии на нефтепроводе Гурьев-Орск. Диверсанты были уничтожены, а часть попали в плен. Получив доступ в Туркестанский легион и Туркестанский нацкомитет, сумел быстро определить их действия и военные планы, полученные сведения передавались в разведывательный центр, что было связано с большими трудностями.
Дальше – новое повышение, — его перевели на работу в Силезию, где он служил в лагере по подготовке разведчиков. Сработало то, что Бурханов знал тюркские языки, также хорошо, как немецкий и русский. У него постепенно накапливалась информация и ценнейшие сведения о засылаемых на территорию СССР разведчиках и дальнейших планах гитлеровского вермахта. Для встречи с курьером он выезжал в Берлин, в Бреслау, Борисово, Варшаву. Ему часто приходилось менять свои маршруты, что вызвало подозрение у гестапо, и Рахим Бурханов был 10 мая 1944 г. арестован. Его держали во многих тюрьмах, перевозили из одного города в другой. Он прошел строжайшие допросы, чтобы он сознался, что является советским разведчиком. Он стойко выдержал все испытания и не сознался ни в чем.Местом его новой работы явился институт Арбайтс Гемайншафт Туркестан. На деле это было разведывательное учреждение, собиравшее всю информацию о Туркестане. Здесь, в марте 1945 года Рахиму Бурханову было присвоено воинское звание штурмбанфюрера СС (майора).
Постоянное нервное напряжение, пребывание в гестаповских застенках сказались на его здоровье, и день Победы он встретил в больнице города Карлсбада. Возвращение в Советский Союз, как говорится, было уже делом техники. Кому следует, он представился разведчиком Ивановым. В Москве Бурханов узнал, что награждён орденом Красной Звезды, медалями за Отвагу, за Победу над Германией и другими, о присвоении ему звания капитана. Летом 1945 года он вернулся в Сталинабад и продолжил работу в педагогическом институте.
Теперь его поглотила лингвистика, как преподавателя и как учёного. Однако такое счастье длилось не долго. Через несколько месяцев – вызов в Москву и новая «командировка» в Германию на очные ставки с бывшими коллегами по «Туркестанскому легиону». Бывшие коллеги, теперь выступавшие в роли обвиняемых, постарались перед следствием перевалить на Бурханова то, в чём были виноваты сами. Оговорённый в сотрудничестве с немецкой, американской и английской разведками, Бурханов получил срок десять лет, который отбывал в Воркуте с 1950 года. В 1956 году он был освобождён, после того, как сам Бурханов и его мать обратились с жалобами на несправедливый приговор к Председателю Президиума Верховного Совета СССР Ворошилову. Результатом был пересмотр дела и принято решение об освобождении Бурханова из заключения.
О такой ли судьбе для своего сына Рахима мечтал его отец, который хотел видеть его высокообразованным человеком, учёным лингвистом.
Не трудно представить себе, что лучшие человеческие качества Рахим Бурханов воспринял именно от своего отца Мирзо Абдулвохида Бурхон-заде (литературный псевдоним – Мунзим), который был известен в Средней Азии, как писатель и просветитель. Он знал арабский, персидский, английский, немецкий и русский языки.
После провозглашения Бухарской республики Мунзим стал зампредом ЦИК, затем министром здравоохранения и министром народного образования. В 1922 году в качестве посла своей республики в Германии он собрал и повёз группу из 45 бухарских детей в возрасте 8-12 лет для обучения в Германию. В группе были два сына Мунзима – Рахим и Рашид.
Рахиму повезло, отметив редкие способности мальчика, его взял к себе в семью профессор Райхард. И за полтора года Рахим отлично освоил разговорную немецкую речь. Такая подготовка позволила ему за два с половиной года освоить четырёхлетий курс обучения в гимназии города Кеслин, куда он был переведён.
В 1925 году Рахим и Рашид с группой своих сверстников были возвращены в Советский Союз. Теперь братья оказались в Душанбе, где работал их отец, который вскоре принял решение о дальнейшем образовании сыновей. По его настоянию старший сын Рахим отправился в Ленинград и поступил в школу Петерсшуле с углублённым изучением немецкого языка, которую закончил в 1928 году. В дальнейшем прочный фундамент лингвиста Рахим Бурханов дополнил серьёзными инженерными знаниями. Он окончил Высшую военную строительную академию им. Куйбышева, после чего работал на стройках в Батуми, Сухуми, а затем в Душанбе.
Тут необходимо вспомнить, что в начале войны в Среднюю Азию были эвакуированы учёные из Москвы, Ленинграда. В Таджикистане тоже было много эвакуированных, они работали в школах и вузах, в других учреждениях. В Душанбинском пединституте открывались новые кафедры, в том числе — немецкого языка. Подготовка специалистов со знанием немецкого языка стала ведущим направлением данного учебного заведения. Однако преподавание было затруднено, т.к. студенты плохо знали русский язык, а преподаватели не владели таджикским. Завкафедрой немецкого языка Николай Александров узнал, что в Душанбе живет таджик, хорошо владеющий немецким и русским языками. Русским он овладел в годы своей учёбы в Ленинграде и Москве. Александров пригласил Р. Бурханова на работу, и с тех пор судьба на долгие годы связала его с институтом. Он быстро стал способным педагогом и наметил программу издания различных учебных пособий для изучения и освоения немецкого языка.
В 1943 году, как рассказано выше, Бурханов стал разведчиком. Для него это профессия оказалась опасной, как в военное, так и в мирное время, поскольку эхо войны обернулось для Бурханова судом, о чём также рассказано выше.
Показательно, что заключённый Бурханов в лагерных условиях думал о будущем, как учёный лингвист. Бурханов отбывал наказание в Воркуте, где заработал порок сердца и туберкулёз костей. В лагере он написал «Самоучитель немецкого языка», в качестве бумаги он использовал бланки для медицинских рецептов, обложку сделал из портянок. Этот факт – яркое свидетельство того, как далеко вперёд смотрел лингвист.
В 1956 году после реабилитации Бурханов возвращается в Душанбе, в свой родной педагогический институт. Здесь им была основана кафедра немецкого языка и начат главный труд своей жизни по составлению немецко-таджикского словаря. Он трудился самозабвенно, однако жизненные силы учёного были на исходе. В ноябре 1973 года Рахима Бурханова не стало. На его рабочем столе остались несколько написанных работ, в том числе и рукопись немецко-таджикского словаря на 10 000 тысяч слов.
Замысел Рахима Бурханова, спустя много лет смог воплотить в жизнь его ученик Хайрулло Сайфуллоев. Он возглавил группу таджикских учёных, которая взялась за работу над словарём. В этой работе активное участие принял профессор кафедры Центральной Азии Германского Университета имени Гумбольдта Луц Жехак. Они смогли дополнить труд Рахима Бурханова и собрать в книге более 55 тысяч слов. Необходимо подчеркнуть, что Таджикистан и Германию связывают добрые дипломатические отношения, многочисленные совместные проекты. Германия первой из стран Запада признала независимость Таджикистана. На этом фоне особое значение приобретает такое средство межгосударственного общения, как язык. Первый немецко-таджикский словарь, поэтому, трудно переоценить. Этот словарь создан таджикскими учёными в сотрудничестве с немецкими коллегами из Университета им. Гумбольдта. В августе 2011 года в Берлинском Посольстве Республики Таджикистан в ФРГ состоялась презентация книги, по которую были приглашены дипломаты, учёные и журналисты.
Выступивший на презентации таджикский посол Имомуддин Сатторов подчеркнул, что издание немецко-таджикского словаря стало прекрасным подарком всем тем, кто изучает немецкий язык в Таджикистане, таджикский – в Германии, а также тем немецким специалистам, которые собираются работать в центрально-азиатской республике.
Годом раньше презентация немецко-таджикского словаря была проведена в Душанбе, участники которой с благодарностью вспоминали имя заведующего кафедрой немецкого языка Рахима Бурханова – автора идеи, воплотившейся в жизнь спустя полвека после её рождения. Сколько студенческих и не только студенческих рук пройдёт в будущем это учебник, сосчитать невозможно. И будет справедливо, если каждый, кто воспользуется словарём, вспомнит Рахима Бурханова, прекрасного лингвиста, которого на его родине называют «Таджикским Штирлицем». Остаётся добавить, что в июне 2015 года исполниться 106 лет со дня рождения, замечательного патриота Родины Рахима Бурханова. Участник Великой Отечественной войны, Олег Соболев