Правомерно ли обращение ПИВТ к странам-гарантам

Июль 7, 2015 03:57

Душанбе, 07.07.2015 (НИАТ «Ховар»).- После парламентских выборов 2015 г. председатель ПИВТ М.Кабири в одном из интервью заявил, что Партия исламского возрождения не намерена обращаться к странам-гарантам по поводу ущемления прав. Находящегося на родине и при политической власти его почти всё устраивало. Теперь, оказавшись за границей, М.Кабири поменял решение и попросил страны-гаранты межтаджикского примирения вмешаться во внутриполитическую ситуацию в Таджикистане.

В мае 1997 года, по просьбе примиряющихся Сторон, правительства Афганистана, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, России, Туркменистана и Узбекистана, которые были официальными наблюдателями на межтаджикских переговорах, согласились выступить в качестве политических и моральных гарантов комплексного и добросовестного выполнения Сторонами Общего соглашения. В этой связи, на промежуточном этапе периодически проводились встречи министров иностранных дел государств-гарантов в Душанбе. Названными странами оказывались экспертные консультативные и добрые услуги. Страны-гаранты согласились на период осуществления Общего соглашения создать Контактную группу, состоящую из аккредитованных в Душанбе послов или специально назначенных представителей. А также Специального представителя Генерального секретаря ООН в РТ, главы миссии ОБСЕ в Таджикистане и представителя Организации Исламской конференции (ОИК), которые выполняли функции координатора Контактной группы. Помимо контроля и добрых услуг, Контактная группа бдительно информировала правительства государств-гарантов, Генерального секретаря ООН, руководящие органы ОБСЕ и ОИК о возникающих нарушениях Сторонами Общего соглашения и давала рекомендации о путях их устранения. На миссию наблюдателей ООН в РТ (МНООНТ) была возложена роль гаранта реализации Общего соглашения, поставлена задача мониторинга и консультирования на всех стадиях его реализации. ОБСЕ через свою миссию в Таджикистане активно способствовала осуществлению Общего соглашения в вопросах, касающихся соблюдения прав человека и строительства демократических политических и правовых институтов и процессов в РТ. Совместные комиссии с равным представительством правительства и ОТО наблюдали за выполнением соглашений по прекращению огня и возвращению беженцев. Миротворческие силы СНГ оказывали помощь в деле прекращения огня и выполнения Военного протокола. Международный комитет Красного креста помог в обмене военнопленными. КНП разработала предложения по внесению поправок в законодательство о политических партиях, движениях и прессе. Совместно с президентом, КНП подготовила проекты поправок и дополнений в Конституцию, которые затем были вынесены на референдум, а также новый закон о выборах. Основным из важных решений было то, что представители ОТО были включены в структуры исполнительной власти таджикского правительства (министерства, отделы, местные органы власти, судебные и правоохранительные органы) на основе 30% квоты. Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению референдумов была сформирована на переходный период с включением в её состав 25% представителей ОТО для проведения выборов и референдума.

Запреты и ограничения на деятельность политических партий и движений, входящих в ОТО, были сняты органами власти РТ после завершения второго этапа реализации Протокола по военным проблемам. Политические партии и движения  по сегодняшний день функционируют в республике в рамках Конституции и действующих законов. В их числе, единственная легализованная во всём Центрально-азиатском регионе, исламистская партия – ПИВТ, предъявляющая сегодня свои необоснованные претензии и жалобы к мировому сообществу. Запреты и ограничения на деятельность СМИ были сняты органами власти Таджикистана после завершения второго этапа реализации Протокола по военным проблемам. Сегодня пресса функционирует в рамках Конституции и действующего законодательства.
Реинтеграция, разоружение и расформирование вооружённых отрядов ОТО, а также реформирование силовых структур РТ было осуществлено в переходный период Президентом Республики Таджикистан и КНП в тесном взаимодействии с МНООНТ. Вооружённые формирования, отказавшиеся сотрудничать в выполнении Военного протокола, были признаны незаконными и  разоружены в принудительном порядке. Практическая реализация была осуществлена подкомиссией КНП по военным вопросам, а также Совместной центральной аттестационной комиссией, образованной на паритетных началах из членов ОТО и правительства. В целях формирования взаимного доверия были установлены постоянные контакты на уровне командиров подразделений и личного состава, а также специальные мероприятия по совместному обучению. На второй стадии из прошедших регистрацию боевиков ОТО были сформированы соответствующие подразделения регулярных вооружённых сил Республики Таджикистан. Военнослужащие прошли аттестацию, приняли присягу, получили обмундирование и положенное довольствие. Лица, не изъявившие желания продолжать службу, непригодные к ней по медицинским показаниям, некомпетентные или имевшие судимость до мая 1992 г. были демобилизованы и возвратились к гражданской жизни. Многие, ранее служившие в правоохранительных органах, были восстановлены на прежних или равнозначных должностях. Полное слияние бывших подразделений ОТО с правительственными силовыми структурами произошло согласно достигнутых мирных взаимодоговорённостей.

Правительство РТ взяло на себя и выполнило обязательства по возвращению, интеграции беженцев и вынужденных переселенцев в мирную, социально-экономическую жизнь страны, оказало гуманитарную, финансовую и юридическую помощь, содействие в трудоустройстве, обустройстве жилищ, восстановлении во всех правах. Названные лица не были привлечены к уголовной ответственности за участие в политическом противостоянии и гражданской войне.

Э.Ш.Рахмонов (Э.Рахмон) и С.А.Нури подписали Акт о взаимном прощении, после чего был принят Закон «Об амнистии», согласно которому: были освобождены все военнопленные; сняты все обвинения и освобождены из заключения лица, принимавшие участие в военно-политическом противостоянии во время военно-политической конфронтации, начиная с 1992 года до момента принятия Акта об амнистии.  Особо напомним членам ПИВТ, её политсовету и нынешнему лидеру, направившим в адрес правозащитных организаций многостраничный список осуждённых или проходящих по уголовным делам исламистов, следующие пункты указанного документа, где подчёркивается: «Лица, совершившие преступления, предусмотренные Уголовным законодательством Таджикистана, не будут освобождены от уголовной ответственности, из заключения, и с них не снимаются обвинения. Всякий, кто в дальнейшем применит силу в ходе политических споров, будет нести полную ответственность перед таджикским законодательством».

Около двадцати лет назад был подписан Протокол о Гарантиях осуществления Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане, а также Протокол о взаимопонимании между Президентом Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмоновым (Э.Рахмоном) и Руководителем Объединённой таджикской оппозиции С.А.Нури. Забегая вперёд, отметим, что, позже, непонимание возникло именно по причине смены лидера исламистов, который круто поменял курс своей организации – с религиозно-политического на секуляризированную эмансипацию от религии, поставил личные (в том числе, коммерческие) интересы выше интересов партии и народа. Чем отвернул от себя большую часть сторонников С.А.Нури.

Неясно, какие конкретно положения общих договорённостей ПИВТ, ставящая под сомнение компетентность деятельности стран-гарантов, считает невыполненными или нарушенными? Преимущество Общего соглашения заключалось в его гибкости, взаимоприемлемости и потенциально всеобъемлющей роли Комиссии по национальному примирению (КНП), куда вошли представители обеих Сторон на основе принципа паритетности во главе с лидером ОТО и представителем правительства в роли заместителя. Члены КНП не могли быть отстранены от должности, за исключением случаев, когда они профессионально не справлялись со своими обязанностями. Финансирование велось за счёт специальной статьи государственного бюджета. КНП разработала чёткий механизм контроля над исполнением обязательств по Общему соглашению Сторонами Соглашения.      

Все запланированные стадии перехода от войны к миру, от противостояния к консенсусу успешно и полностью соблюдены под бдительным контролем стран-гарантов, ОБСЕ, МНООНТ, ОИК. Стороны и наблюдатели выполнили свою историческую миссию.     

К ПИВТ, упорно «тянущей одеяло на себя», которая может поставить себе в заслугу лишь «спокойствие и толерантность» её членов, остался встречный вопрос: «А в чём, собственно, их претензии?». Государство и народ ушли далеко вперёд, перейдя на новый этап, от слов к реальным делам. ПИВТ юридически не является правопреемницей ОТО, но постоянно говорит от её имени.
                                                                                                                       
Тамара Обидова

 

Июль 7, 2015 03:57

Другие новости этой рубрики

В одномандатном избирательном округе № 31 Кубодиён выдвинут кандидат от Народной Демократической партии Таджикистана
Распоряжение Президента Республики Таджикистан
Изданы учебники для 8 и 9 классов «Основы государства и права Республики Таджикистан» на туркменском языке
Бохтарский государственный университет в 2024 году был включён в первую десятку высших профессиональных образовательных учреждений Таджикистана
ВМО открывает юбилейный год презентацией революционной системы обмена данными о Земле
83 человека погибли в результате нападений диких животных в Непале за 5 месяцев
«Цифровой» год: как абоненты компании «МегаФон Таджикистан» поздравляли близких
53 человека погибли, еще 62 получили травмы в результате землетрясения в Китае
Первая смерть от птичьего гриппа зафиксирована в США
На Францию обрушился ураган «Флориан»
Из-за снежной бури в США погибли четыре человека
О ПОГОДЕ: сегодня в Таджикистане местами туман