Для ПИВТ закон не писан?!
Душанбе, 10.09.2015. (НИАТ «Ховар»). — 28 августа в адрес Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) поступило официальное предупреждение Министерства юстиции республики с требованием прекратить незаконную деятельность. В частности, указывалось, что согласно статье 3 Закона РТ «О политических партиях», политические партии страны должны иметь свои партийные ячейки в большинстве городов и районов РТ. А поскольку согласно 76 актам и протоколам, поступившим в Министерство юстиции, в 58 городах и районах республики первичные партийные организации ПИВТ самоликвидировались, то в настоящее время ПИВТ не является общереспубликанской партией. Соответственно ПИВТ не вправе использовать статус республиканской политической партии и проводить съезды. Также было указано на выявленные систематические правонарушения в деятельности ПИВТ, в т.ч. организацию и проведение религиозных мероприятий и обрядов, осуществление в партийной газете «Наджот» религиозной пропаганды, что противоречит законодательству, и т.д.
По идее, любая политпартия, получив такое предупреждение, должна незамедлительно устранить допущенные правонарушения и провести свою деятельность в соответствие с законодательством страны. Однако лидеры ПИВТ считают иначе, заявляя, что «даже камнепад с небес не помешает провести намеченный на 15 сентября 12 съезд Партии». По прошествии нескольких дней они не только не изменили избранной тактики игнорирования закона, но и демонстративно объявляют, что намерены, пусть даже и нелегально, продолжать подготовку к съезду. При этом, как отметил заместитель председателя ПИВТ Махмадали Хаит, Политсовет партии намерен лишь ограничиться распространением ответа на уведомление Минюста РТ.
В этой связи возникает вопрос, насколько обоснованно функционирование в стране политической партии, сознательно нарушающей закон и игнорирующей правомерные требования органов власти? Особенно, если учесть ее трагическую роль в новейшей истории таджикского народа.
В данном контексте интерес представляет мнение известного политолога Звягельской И.. Оценивая угрозу ПИВТ для современного Таджикистана, она подчеркивает: «Прежде всего, необходимо напомнить, что легализация ПИВТ была результатом процесса политического урегулирования конфликта, который шел в рамках международных усилий. Отношение к ПИВТ внутри страны было неоднозначным: ее обвиняли в том, что во время войны она вела себя достаточно радикально. После войны это неоднозначное отношение к ПИВТ долгое время сохранялось – слишком много было пролито крови, слишком много было горя. И многие люди были склонны винить в этом оппозицию, которая очень жестко начала борьбу с существующим режимом и обрушила существующую систему, не дав, по сути, ничего народу взамен».
Сейчас в регионе происходит всплеск исламского радикализма, на границах с Таджикистаном концентрируются боевые формирования международных террористических организаций, с которыми, кстати, в 1990-ые годы ПИВТ вела вооруженную борьбу с конституционной властью РТ и до сих пор ее функционеры поддерживают тесные связи.
Как должны реагировать в этих условиях компетентные органы Таджикистана на агрессивные и грубо попирающие закон решения лидеров ПИВТ? Представляется, что реакция будет адекватной и основанной на действующем законодательстве страны: в политико-правовом поле Таджикистана не может быть партии, демонстрирующей правовой нигилизм и создающей угрозу миру, стабильности и государственности.
Сухроб Рашидов