ПИВТ как колыбель экстремизма
Душанбе, 28.09.2015 (НИАТ «Ховар»).- Важнейший принцип работы настоящего журналиста и, тем более, эксперта – это доскональное знание проблемы, которую собираешься раскрыть перед широкой аудиторией. К сожалению, в современной информационной среде события развиваются настолько стремительно, а желание выдать сенсационные заявления и оценки настолько сильно, что многие представители СМИ зачастую отходят от названного принципа. В итоге публикуемый материал вместо того, чтобы способствовать объективному освещению и пониманию сути происходящих процессов, вносит путаницу и, мягко говоря, создает нездоровый ажиотаж, ставя автора в откровенное глупое положение.
В полной мере отмеченное проявилось в появившихся многочисленных статьях, посвященных тематике расследования совершенной исламистами в Таджикистане 4 сентября с.г. террористической акции. Эти материалы готовились в такой спешке, что их авторам не хватило времени элементарно выяснить правильные названия административно-территориальных единиц РТ и фамилии действующих лиц. Не говоря уже о том, чтобы вникнуть в происходящее, осмыслить политическую ситуацию и расстановку сил в стране прежде, чем с умным видом делать далеко идущие прогнозы и выводы.
Дело доходит до курьезов. Например, некто А.Самойлов в своей «глубоко аналитической» статье под названием «Цугцванг Рахмона. Последние события обнажили острые проблемы Таджикистана», размещенной на сайте «ЦентрАзия.ру», не ограничиваясь тем, что исказил практически все фамилии бывших полевых командиров и их должности, не удосужился даже понять, что бывший полевой командир Объединенной таджикской оппозиции Абдухалим Назаров и Абдухалим Назарзода – это один и тот же человек. В материале Самойлова, словно по волшебству, появились совершенно разные командиры исламистов — Назаров Абдухалим, «сидевший на хлебной должности в МВД РТ», и экс-заместитель министра обороны Назарзода Абдухалим, возглавлявший террористическую акцию. Однако, при этом автор, вовсе не переживая и не обременяя себя заботой хотя бы о точности фактов, берется делать стратегические прогнозы о перспективах развития социально-политической ситуации в стране, действиях политических сил.
В аналогичном неловком положении оказываются и те эксперты, которые пытаются убедить общественность в том, что Партия исламского возрождения Таджикистана, лидеры которой организовали теракт 04.09.2015 г. и осуществляли координацию действий террористов, является гарантом мира и национального согласия в РТ.
Интересно, что еще незадолго до этих трагических сентябрьских событий таджикский эксперт Акмал Амиров, дискутируя с апологетами ПИВТ, указывал на то, что «исторически ПИВТ за весь период своего функционирования никогда не выступала созидательной силой, а напротив, являлась катализатором социальной напряженности и символом политического исламизма… Она (прим. автора) всю активность сосредоточила в основном в направлении расширения своей социальной базы, усиленно используя в агитационно-пропагандистской деятельности исламскую риторику. Что самое интересное, при этом никакого реального вклада в развитие и оздоровление религиозной сферы страны ПИВТ за все эти годы не внесла, ни в плане борьбы с распространением среди верующих религиозно-экстремистской идеологии, ни в плане укрепления среди мусульман страны духовных основ ислама. Получается, что ПИВТ постоянно функционировала сама для себя.
Изложенные факторы в условиях всплеска на основе идеологии политического исламизма террористической деятельности во многих регионах мира, в том числе непосредственно у границ Таджикистана, побуждают экспертов обоснованно опасаться того, что ПИВТ способна в очередной раз внести раскол в таджикское общество».
Печально, но данный прогноз спустя непродолжительное время стал реальностью. И то, что террористическая группировка Назарзода была ликвидирована в считанные дни, а организовавшее теракт руководство ПИВТ задержано, это удача таджикского народа. Не сработай столь оперативно правоохранительная система страны, и кровавые 1990-ые годы могли вновь возвратиться, к чему усиленно и стремилась ПИВТ. Тем, кто забыл историю, можно напомнить, что 22 года назад именно ПИВТ стояла во главе вооруженных формирований исламистов, желавших на крови сотен тысяч граждан Таджикистана возвести здесь исламское государство и внедрить шариатские порядки.
Поэтому-то странно слышать от людей, претендующих на статус экспертов, заверения, что исламистская партия могла бы служить барьером на пути распространения религиозного экстремизма. Абсолютно прав А. Амиров, когда отмечает, что «никто из «адвокатов» ПИВТ даже не пытается обосновать ее пользу и значимость через призму национальных интересов Таджикистана, жизненно важных практических потребностей страны. Все ограничиваются аморфными, не подтвержденными практикой, академическими гипотезами о якобы способности ПИВТ дерадикализовать верующих. Вместе с тем, непонятно, на каких законах логики или историческом опыте основывается гипотеза, что политизация ислама является фактором дерадикализации. Практика других мусульманских стран как раз таки убедительно свидетельствует об обратном: нежелательности смешивать между собой ислам как религию и политический исламизм как идеологию борьбы за власть. Результатом подобного симбиоза становится хаос, всплеск насилия, вооруженная междоусобица и подрыв государственности».
Это все то, что могло произойти уже сейчас в Таджикистане. К счастью и благодаря решительным действиям властей, опасность была вовремя устранена. И народ Таджикистана смог сберечь мир и спокойствие на родной земле. А главное осознать, что одной из важнейших гарантий светлого и мирного будущего страны является отсутствие ПИВТ на таджикской земле.
Карим Вохидов