30 % таджикских мигрантов ставят своей целью образование детей
Душанбе, 21.12.2015 (НИАТ «Ховар»).- Вопросы образования таджикских детей и молодёжи в Таджикистане сегодня в центре внимания не только Правительства и Министерства образования, но и других касающихся органов. По мнению Директора центра миграционных исследований Дмитрия Полетаева, таджикские трудовые мигранты сегодня уделяют большое внимание и выделяют средства на образование своих детей. По мнению Д.Полетаева вклад таджикских диаспор в данной сфере ощутим.
— Сколько процентов из своего заработка трудовые мигранты на сегодняшний день выделяют на обучение?
— Я могу сказать о приоритетах самих мигрантов, которые мы исследуем в России. Около 30 % таджикских мигрантов ставят своей целью образование. Последний опрос в этом году, который проводился среди женщин Таджикистана, которые работают на ряду с мужчинами, и сами решают, куда свои средства направить, показал, что 50 % из них заработанные деньги тратят на улучшение качества питания. И лишь около 30 процентов ответили, что вложили деньги в образование детей. В плане обучения детей должно быть переформатировано сознание родителей, трудовых мигрантов, которые платят за обучение своих детей, чтобы, в первую очередь, их образование было перспективным и качественным. Подготовка специалистов в Таджикистане должна быть ориентирована на рынок труда в России. Сегодня есть растущая потребность в квалифицированных работниках, и в самом Таджикистане. Средние учебные заведения страны слабо переформатируются к новым запросам, хотя они стараются, но у них ограниченны ресурсы. В этом случае можно привлечь ресурсы диаспор. Это будет не просто, но важно сделать шаги в этом направлении.
— Вы упомянули о диаспорах, Ваше мнение о деятельности таджикских диаспор за границей в частности в Российской Федерации?
— Таджикская диаспора долгое время была не сформированным механизмом. На мой взгляд, как человека давно занимающегося такого рода исследованием, сейчас процесс кристаллизации диаспоры и организации его как института в России приобретает очень явственные формы. Таджикская диаспора довольно молодая диаспора по сравнению с другими устоявшимися институтами, которые имеют фонды, какую-то длительную деятельность. Она молодая, и ресурсов у нее не так много, но за последние 2-3 года она уже оформилась, хотя её взаимодействие с исторической родиной, не достаточно.
— Какой вклад может диаспора внести в развитие своей страны?
— На сегодняшний день у диаспор имеются навыки, знание и возможность организовывать какие-то совместные проекты, оказать какую-либо помощь трудовым мигрантам. Например, устоявшиеся специалисты диаспор, которые компетентны в своей сфере могли бы приглашаться в Таджикистан для обмена опытом. Сегодня собрать квалифицированных рабочих довольно тяжело. Таджикские СУЗ-ы нуждаются в реформе, в плане подготовки новых специальностей, с новыми материалами и технологиями. В этом плане диаспоры могли бы внести свой эффективный вклад в отрасль средне специального образования в Таджикистане. Специалисты, которые заработали большой опыт, работая в России, могли бы приезжать в Таджикистан и обучать студентов новым узкопрофильным профессиям. Но нужно отметить, что они не будут приезжать и работать бесплатно. То есть уровень пиетета к своей исторической родине высок, но просто из-за того что диаспора молодая, ресурсов и фондов у него мало, она не может сама по себе спонсировать свою деятельность.
— На территории Российской Федерации больше востребованы специалисты с высшем образованием, или наоборот квалифицированные работники?
— Сегодня, если человек заканчивает ВУЗ с дипломом юриста и приезжает в Россию, то ему будет трудно найти работу, потому что в России, тоже довольно много юристов, и мы сами говорим о перепроизводстве людей с высшем образованием. В интересах Таджикистана выбрать несколько направлений и подготовить специалистов в какой-то определенной и необходимой сфере, например, в области сельского хозяйства. Эти специалисты востребованы как в Таджикистане, так и в России. Например, отработав в России и приобретя опыт, те специалисты, могли бы, работать и здесь.
—Как на ваш взгляд, можно переформатировать работу СУЗ в Таджикистане?
— Переводы играют важную роль в экономике Таджикистана. Но, они не должны поддерживать только экономику хозяйства, они должны быть вовлечены в переформатирование экономики. То есть, чтобы процесс трудовой миграции помог повышению экономического уровня в Таджикистане. Как раз деньги диаспор, которые приходят сюда могли бы помочь в переформировании этой отрасли. На мой взгляд, средства из денежных переводов мигрантов могли бы дать резервы СУЗ-ам в Таджикистане, чтобы постепенно они могли выйти на новый уровень обучения. СУЗы, которые я наблюдал в Таджикистане, занимаются производством новых материалов, есть большая потребность в специалистах, которые могут работать с ними, но они нуждаются в том, чтобы вводились новые паспорта специальностей. Если говорить о денежном вкладе, то эти деньги идут на образование детей мигрантов, но мне кажется, нужно изменить и переформировать сферу образования с тем, чтобы те деньги, которые платят за коммерческое образование, тратились на приобретение нового оборудования.
Подготовила Лайло Тоири