«Джихад» становится невыгодным
Душанбе, 25.12.2015 (НИАТ «Ховар»).- Расширение деятельности международной террористической организации «Исламское государство» и ее попытки трансформироваться в квазигосударственное образование создали предпосылки для актуализации проблемы наёмничества на постсоветском пространстве. В настоящее время, по данным российских спецслужб, более 7000 граждан стран СНГ принимают участие в боевых действиях в Сирии в составе вооруженных формирований «ИГ». Все они проходят там не только «обкатку» диверсионно-террористических навыков, но и массированную «промывку мозгов», превращаясь в зомбированных фанатиков и послушные орудия зарубежным спецслужбам. По возвращении на родину этот контингент составит боевое ядро террористической активности, направленной на дестабилизацию внутриполитической обстановки в интересах внешних сил.
По данным МВД Таджикистана, озвученным главой названного ведомства Рамазоном Рахимзода 14 декабря 2015 года на встрече с жителями Рошткалинского района ГБАО, в настоящее время в вооруженных действиях в «горячих точках» за рубежом участвуют свыше 600 граждан Таджикистана. Для страны, испытавшей в свое время всплеск воинствующего политического исламизма и прошедшей через горнило гражданской войны за сохранение государственности, подобные процессы представляют собой более чем тревожный сигнал. Особенно, учитывая концентрацию в приграничных с Таджикистаном афганских провинциях отрядов «Исламского государства» и других международных террористических организаций (МТО).
В этой связи закономерно, что правоохранительные органы республики наладили активное международное сотрудничество с партнерами из стран СНГ по линии выявления, задержания и привлечения к ответственности лиц, выехавших в качестве наемников террористических структур. Сегодня уже налажен систематический обмен информацией в отношении данной категории лиц, причем сведения поступают как от подследственных, так и от внедренных разведисточников в терорганизации, дающих достоверный расклад относительно каналов и механизмов перемещения, конкретных участников вооруженных формирований и т.д. Ныне ситуация такова, что все спецслужбы постсоветских государств заинтересованы в пресечении каналов выезда своих граждан в МТО, а потому охотно и инициативно делятся с зарубежными коллегами получаемой информацией касательно данной тематики, тесно взаимодействуют в проведении контртеррористических и оперативно-розыскных мероприятий в отношении эмиссаров-вербовщиков МТО и, так называемых, «джихадистов».
Такая искренняя готовность различных спецслужб к взаимному сотрудничеству еще раз подтверждает, что терроризм, хаос и насилие, наблюдаемое сейчас в Сирии и ряде других исламских стран, ничего общего с подлинным джихадом и борьбой за веру не имеют. Это является одной из основных причин того, почему спецслужбы выражают несвойственное им стремление делиться разведывательной и иной конфиденциальной информацией. Просто, в отличие от одураченных эмиссарами МТО рядовых верующих, они располагают полными сведениями о том, какие спецслужбы и в каких целях финансируют МТО «Исламское государство» и аффилированные с ней террористические структуры, кто из лидеров МТО и когда был ими завербован, как именно они намерены использовать исламский фактор для организации в постсоветских республиках террористического подполья и последующей волны террора. Знают и предпринимают совместные меры, чтобы это предотвратить.
Правоохранительные органы Таджикистана начали проведение системных фильтрационных мероприятий по выявлению местных жителей, воюющих в рядах «Исламского государства» и других террористических структур. Причем проводятся они как посредством сбора информации на уровне домовых комитетов и махаллинских советов, так и путем проверки развединформации спецслужб, в т.ч. получаемой в большом объеме от зарубежных партнеров. Сегодня установление «джихадистов» все более превращается лишь в вопрос времени, и затем недавно внесенные поправки в уголовное законодательство сделают жизнь и судьбу такого рекрута очень проблематичной на многие годы.
Если раньше таджикские трудовые мигранты, работающие на просторах России или иных стран, вступая в ряды «Исламского государства» под влиянием уговоров и лживых обещаний вербовщиков, рассчитывали, что в Таджикистане об этом ничего не узнают, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Уход на «джихад» в Сирию становится практически невозможным скрыть у себя на родине. Соответственно бывший трудяга-кормилец, пользовавшийся уважением семьи и родных, приняв решение влиться в состав «Исламского государства» в момент становится террористом-изгоем, которого дома ожидают тюрьма и позор, а на чужбине смерть, собачье существование и одиночество.
В этих условиях вопрос о том, стоит ли выезжать на «джихад», спонсируемый спецслужбами держав, и тем более продолжать оставаться в рядах тех, кто пляшет под дудку врагов ислама, приобретает совершенно иное звучание. Горе-«джихадисты», на собственной шкуре прочувствовав ложь и лицемерие недавно завербовавших их эмиссаров, увидев как свои же боевики стреляют друг другу в спину из-за желания присвоить награбленное или заполучить в жены красивую девушку, которой владеет другой «борец за веру», начинают подыскивать возможность удрать обратно из этого ада. Вой авиабомб, свист пуль и ежедневная смерть вокруг подтверждают истину, что «джихад» ныне становится невыгодным занятием, и побуждают мысль работать в этом направлении весьма активно.
На сегодня уже 50 «джихадистов» добровольно вернулись в Таджикистан. Пока явка с повинной, деятельное раскаяние и активное сотрудничество с правоохранителями еще дают им шанс получить индульгенцию и избежать привлечения к уголовной ответственности. Но время идет и вскоре все может измениться. Тогда уже обратной дороги не будет ни при каких обстоятельствах. Так что времени у горе-«джихадистов» всерьез задуматься о своем будущем остается все меньше, а дорогу домой начинает застилать туман возмездия.
Карим Довудов